Feb 21, 2010 23:13
В 1990 возникло "Радио России" - которое сразу заняло жесткую проельциновскую, антикоммунистическую и антисоветскую позицию.
Сейчас трудно даже представить себе ту степень оголтелости, которая была на этом радио, но особенно мне запомнилось, как одна из журналисток привела к микрофону своего отца, явно очень старого и очень больного человека, и тот плакал в микрофон, говоря о том, что вся его жизнь - он был членом КПСС - была ошибкой и как ему стыдно, что он был коммунистом. Помню чувство неловкости, которое испытал во время этого, неловкости не политической, а просто человеческой.
Задолго до этого, еще "застойное" время, мне попалась "политиздатовская" книжка "Крах идеологической диверсии" о событиях в Чехословакии в 1968 году (по-моему, 1977 года издания) - и там приводился пример, как во времена "пражской весны" радиожурналисты приводили к микрофонам своих родителей, членов КПЧ, и те каялись в своих ошибках.
В общем, ничего нового у нас не происходило, но это просто отступление.
И вот на этом же "Радио России" - в 1990 или в 1991 году, уточнить вряд ли удастся, но точно до августа 1991 года, выступал кинорежиссер Владимир Мотыль и говорил, что он жалеет о том, что снял "Белое солнце пустыни". Как раз шла волна на тему, что-де русские коммунисты совершали преступление перед народами республик СССР, вмешиваясь в их жизнь (тем, что помогали им строить больницы, школы, заводы?), что как прекрасно будет сбросить груз среднеазиатских и иных республик - и тогда начнется настоящая, сытая и привольная жизнь. Ну вот и Владимир Мотыль говорил в том же формате о том, что в фильме отражена порочная идея советского колониализма - и что он, стало быть, жалеет, что поспешествовал пропаганде этого.
А пару лет назад, когда я еще смотрел телик, была какая-то передача на Первом или на РТР - по-моему, к юбилею выхода "Белого солнца" - и все-все-все благодарили режиссера за этот великий фильм, и он сам принимал как должное эти благодарности и рассказывал, какие палки в колеса ему ставила советская цензура, чтобы кастрировать фильм - или вообще не дать ему выйти, но все-таки фильм снять удалось.
И советские космонавты - кроме того, что пописать на колесо автобуса, едущего на стартовую площадку, еще обязательно смотрели этот фильм - он входил в Малый Красный Набор Предстартовых Оберегов.
Были у него другие фильмы, кто-то их любит, я - не очень (музыка в "Звезде пленительного счастья" прекрасная - но это Исаак Шварц все-таки).
А вот "Белое солнце" останется навсегда и для всех. И после смерти Владимира Мотыля. И после нашей смерти.
По бесконечной пустыни будет идти к своей незабвенной Екатерине Матвеевне скромный боец Мировой Революции, рядовой РККА товарищ Сухов - и сражаться по дороге с феодализмом, мракобесием, реакцией и неравноправием женщин.
Спасибо режиссеру Владимиру Мотылю за этот фильм. Прощайте.
in memorium