с лёгкой грустью

Apr 11, 2021 12:24

Вот что я не понимаю в советском космическом проекте - это почему наши не создали аналог американского NASA, то есть централизованной структуры, отвечающий за космонавтику ( Read more... )

космонавтика, СССР

Leave a comment

Comments 58

__diogen__ April 11 2021, 09:51:22 UTC
Существовали органы типа межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР.

Система деления по КБ была типичной для авиации (собственно, многие известнейшие космические фирмы имели именно такое происхождение), где считалось (небезосновательно), что конкуренция между КБ способствует увеличению качества проектов. В позднехрущевские и брежневские времена эта система начала прихрамывать за счет общего усиления ведомственности и превращения конкуренции в грызню, в ходе которой лоббисты по очереди топили и резали проекты друг у друга.

Reply

kommari April 11 2021, 10:04:36 UTC
Крамник, который в курсах лучше меня, пишет мне в ФБ про конкуренцию: "А палка о двух концах, разработки становятся все сложнее, и где взять столько инженеров и средств на поддержание нескольких проектов растущей степени сложности? Условно говоря МиГ-3 делали n инженеров, МиГ-15 nx5, МиГ-23 - nx20, и тд. Конкуренция - вон локхид, с ним и конкурируйте. В небе Нагонии и песках Анчурии."

Reply

__diogen__ April 11 2021, 10:30:36 UTC
Если говорить узко об авиации (что, конечно, отдельная тема), то, не обсуждая авиационные познания господина Крамника, отмечу, что (а) организационная структура в авиации не сводилась к КБ. Общими проблемами занималось ЦАГИ, испытаниями - ЛИИ и т.д. Не говоря уж о двух авиационных министерствах. (б) Усложнение техники шло в параллель с развитием методов проектирования. Штаты КБ росли, но до самого последнего дня советской власти никто особенно не жаловался на недостаток авиаинженеров. (в) Локхид не один даже в США (был, во всяком случае). При этом США не единственная страна с развитым авиапроизводством в западном мире. Там существует емкий авиарынок (гражданский и военный), на который СССР не был допущен. При этом организации, установившие монополию, склонны впадать в маразм не только при капитализме. Организовать собственными руками монополию, чтобы конкурировать жизнями пилотов в ходе настоящей войны - это смелое и бескомпромиссное решение, которое может дорого обойтись во всех смыслах. (г) Советская система исходила из того, что ( ... )

Reply


mskolov April 11 2021, 10:21:22 UTC
Ну да, вроде бы из соображений искусственно создаваемой конкуренции.

В Советском Союзе была конкуренция, она создавалась искусственно. Одну и ту же работу давали в параллель нескольким НИИ. Ужаснейшая конкуренция. Люди попадали в психушку из-за неудачных испытаний. Но отсутствие конкуренции очень невыгодно с точки зрения инвестирующей организации, с точки зрения государства. В конкуренции, и в конкуренции ответственной, где проигравший умножается на ноль, и рождается что-то действительно стоящее. Когда человек понимает, что у него есть в распоряжении ресурсы, но если он проиграет, то будет лично нести ответственность, и ответственность серьезную, тяжелую, он будет бороться за каждый процент эффективности. Вот в таких ситуациях и нужны инновации - как в спорте высоких достижений, когда идет борьба за долю секунды. (Ректор Сколовского института) Да, у этого была другая сторона. У секретаря ЦК по оборонке читал, что с танками получалось, что конкуренты выдавали отличные образцы, и чтоб никого не обижать клепали и тех и тех... С ( ... )

Reply


sk_4 April 11 2021, 10:29:44 UTC
В СССР было министерство общего машиностроения, занимавшееся ракетно-космической техникой. МОМ было организовано в 1955. Как раз хрущёвские реформы в 1957ом упразднили МОМ, соединив его с минобороны. В марте 1965, через 8 месяцев после официального старта советской лунной программы, оно опять стало самостоятельным. НАСА организовано в 1958ом, и через 11 лет США на Луне. США и СССР всё равно как поменялись местами. У американцев директивная концентрация ресурсов на одном направлении, особенно после выступления Кенеди в 62ом, в СССР - минивойнушка между ракетными КБ. Тут и фаворитизм Хрущёва для КБ Чаломея, где работал его сын, и старые обиды между Королёвым и Глушко, и соперничество Королёва с Янгелем по боевым ракетам. У нас на высшем госуровне банально прозевали старт лунной гонки, от которой невозможно было отказаться и которая началась без формального руководителя ракетной отрасли. Так что спасибо дорогому Никите Сергеевичу.

Reply

mskolov April 11 2021, 10:39:42 UTC
Че-то анекдот вспомнился. Ну, тот, где вызывают наших космонавтов в ЦК: "Американцы полетели на Луну. Вы полетите на Солнце.
- @#&!!?? Мы ж там сгорим!
- Спокойно! В ЦК тоже не дураки сидят. Ночью полетите".

Reply

nadkin_muzh April 11 2021, 11:44:03 UTC
Плохой Никита не смог отменить пояса Ван Аллена. Плохой, плохой Никита!!!

Reply


bachta_girey April 11 2021, 11:19:33 UTC
Нет смысла в этом еслибыдакабизме. Это системное явление, а значит было неизбежно

Reply


nocom_ru April 11 2021, 12:06:39 UTC
Мысль не новая. Да, парадоксальная, с точки зрения бытующего представления о монолитности советской экономики, децентрализация шла во вред делу.

Reply


Leave a comment

Up