Ну очень Краткий курс истории ВКП(б). (2)
В разгар обострения советско-югославской дружбы титовцы также обвиняли ВКП(б) в перерождении, отрыве от рабочего класса и вождизме.
В этом смысле интересно вспомнить кусочек из не потерявшей ценности книги Константина Симонова "Глазами человека моего поколения".
Осень 1947 г.. II Конгресс югославского Народного фронта.
«Тито был необыкновенно нарядно одет, в каком-то весьма шедшем ему мундире, с перстнями на пальцах. Он был гостеприимен и, я бы сказал, обаятелен, если бы это обаяние не было каким-то подчеркнутым, осознанным и умело эксплуатируемым. Он был радушен со всеми, с нами тоже... Но сам он был не таким, как в сорок четвертом году. Другим, чем в первый ноябрьский праздник в освобожденном Белграде. Там он был первым среди своих товарищей, неоспоримо первым, а здесь была встреча вождя с народом, встреча, требовавшая если не кликов, то шепота восхищения». Тито «все чаще вспоминался мне в своем дворце при том явлении вождя народу, о котором я уже упоминал, и все реже вспоминался поющим вместе с командирами партизанских корпусов "Эй, комроты, даешь пулеметы!" в сорок четвертом году на празднике седьмого ноября».
Ну и конечно моя любимая фотография "Тито с личным гепардом".
Проблема, увы, была не только с Тито.
Советские послы и советники в Восточной Европе сообщали в Москву о новых руководителях стран Восточной Европы, коммунистах, многие из которых героически сражались в партизанских отрядах, в подполье, прошли тюрьмы и лагеря
О «нескромном образе жизни» лидеров румынской компартии А.Паукер, В.Луки, «роскоши и излишествах », которыми окружил себя член Политбюро ЦК Т.Джорджеску, сообщал в январе 1952 г. в Москву советник МГБ СССР при органах госбезопасности Румынии А.М.Сахаровский. Речь шла о двух особняках Джорджеску с бассейном, детской площадкой, голубятнями, о двух его дачах - в Снагове и Тимише («Дача в Тимише - огромное поместье с большим парком, прирученными дикими козами, с системой проточных прудов для разведения форели»). Сахаровский информировал также и об «особом личном (денежном) фонде», превышавшем 11 млрд. лей, находившемся в распоряжении В.Дуки (5 млрд), А.Паукер (4 млрд.) и Т.Джорджеску (более 2,5 млрд). Заметим, для сравнения, что 12 млрд. лей составили налоги с румынского крестьянства за весь 1951 г."
Упомянутая Анна Паукер, одна из руководителей румынской компартии, подпольщица, с 1935 по 1941 год сидела в румынской тюрьме, где был очень не сахар, подвергалась избиениям и пыткам, во время войны была комиссаром 1-ой румынской добровольческой пехотной дивизии имени Тудора Владимиреску.
В данном случае, увы, речь идет не только о восточноевропейцах. Наши, советские коммунисты, тоже давали примеры.
Ну и мы, представители поколения, заставшие твердый СССР, помним про закрытые спецраспределители.
Конечно, по сравнению с тем, как нагло ворует, жрёт и жирует ельцинско-путинская элита, привилегии и ништяки советских руководителей - это копейки.
Но есть нюанс. Наша коммунистическая идеология в одной из своих основ имеет идею эгалитаризма, равенства (не путать с уравниловкой... впрочем, в маоистском Китае, где эгалитаризм доводили временами до уравниловки, сам Председатель Мао, как рассказывают, жил весьма неплохо).
Поэтому нарушения этого принципа воспринимались болезненнее, чем в современном обществе, где жадность и воровство - это та самая настоящая духовная скрепа, на которой все и держится.
Не зря, кстати, антикоммунистическая контрреволюция в СССР начиналась под лозунгами "борьбы с привилегиями" - а закончилась замками в Швейцарии и особняками в Лондоне для дорогих детишек, Вали и Тани.
Опять же, я никак не хочу вставать в позицию этакого безгрешного морализатора, чтобы судить что советских, что несоветских коммунистов.
Большевики после прихода к власти эту опасность перерождения осознавали, поэтому был и партмаксимум (зарплата коммуниста-руководителя не должна превышать 150 % от уровня средней зарплаты в той организации, которую он возглавляет), практика прикрепления высшего руководства партии на учет в низовые, заводские ячейки, то есть необходимость регулярно отчитываться, согласно Уставу, перед простыми работягами-коммунистами.
Но со временем эти меры как-то вот рассосались.
Я просто обозначаю проблему, которая обязательно встанет, когда трудящимся где-то опять удастся скинуть буржуев (и произойдет это точно не путем выборов).