и еще об одной книге

Dec 04, 2007 01:35

В 2003 году в издательстве Phaidon Press Limited, в славном городе Лондоне вышла книга "Red-Color news soldier" - с подзаголовком "Секретный архив, спрятанный на 40 лет".

Книга представляет собой сборник фотографий, сделанных китайским журналистом по имени Ли Чжэньшэн (Li Zhensheng) в разгар Культурной Революции в КНР при Мао Цзэдуне.

Фотографии очень интересные, я отсканировал некоторые - и с небольшими комментариями выложу в этом постинге.
Любопытны места, в которых происходят события - Харбин и его окрестности. Даже английский комментатор книги, британский профессор Джонатан Д. Спенс, отмечает часто, что некоторые дома на улицах города носят отпечаток русского стиля. Ну и  вообще - природа и пейзажи до боли знакомые.

Постинг я делал полубессознательном состоянии ночью, поэтому замеченные опечатки и ляпы буду устранять, когда оживу.



1965.
Местные партийные лидеры подвергаются персональной критике. Склоненная голова - традиционное в Китае признание своей вины.



1966 год.
Радостная толпа молодежи на ночных улицах Харбина после того, как по радио было объявлено, что Мао осудил партийное рукводство Пекинского университета, выступившего против начинающегося движения хунвэйбинов.



1966 год.
Женщина , обвиняемая в том, что она владелец большой собственности, силой приведена и поставлена на стул в центре Площади Красных Охранников, Харбин.

В тексте есть рассказ о партийном руководителе провинции Ли Фанву, которого хунвэйбины обвинили в аналогичном преступлении. Доказательствами были трое ручных часов, две броши, и три сумочки из искусственной кожи.
Вообще хунвэйбины все время делали обыски у любого жителя города - от простого человека до высшего партийного руководителя


1966 год.
Это как раз сессия критики губернатора и партийного секретаря провиции Хэйлудзян Ли Фанву. Потом хунвэйбины остригут его налысо и он многие часы будет стоять на коленях, выслушивая рассказ о своих ошибках и преступлениях. Дело происходит на городском стадионе Харбина. Сзади, над портретом Председателя, лозунг того времени: "Огонь по штабам!"



1966 год.
Харбин. Площадь Красных Охранников. Компания по разоблачению регионального бюро компартии.



1966 год.
Первый секретарь горкома партии Харбина обвиняется в принадлежности к "черным бандитским элементам". Интересно, что сзади телекамера. Очевидно, прямой репортаж идет.



1966 год.
"Танец верности", исполняемый молодой участницей движения хунвэйбинов на площади Тяньаньмынь во время ожидания появления Председателя Мао перед сотнями тысяч движения, прибывшими в Пекин.



1966 год.
Секретари Харбинского горкома компартии на сессии критики и самокритики в центре хунвэйбинов в Рабочем Клубе Харбина. на головах у них бумажные колпаки с иероглифами, рассказывающими об их преступлениях.
Эти сессии сопровождались часто длительными избиениями критикуемых, часто - их смертью от побоев или их самоубийством.
Очень характерно, что Мао практически не использовал органы госбезопасности в своей практике чистки партийных кадров, отдавая партийных работников в руки хунвэйбинов (костяк которых составляли студенты) и цзаофаней (формировавшихся из молодых рабочих).
Практика бумажных колпаков с описанием преступления была взята из времен императорского Китая и традиционна для китайской деревни.



1967 год.
Хэйлунцзян стал одной из первых провиций КНР, власть в которой перешла от местного правительства и партийных органов в руки т.н. революционного комитета. Революционные комитеты создавались из хунвэйбинов, партийных работников и военных. Позднейшие исследователи считают, что с помощью революционных комитетов Мао и радикалы отстраняли и частично уничтожали старую гвардию.



1967 год.
Власть в Харбине в руках "красных охранников" и НОАК. Непрерывные марши на улицах.



1968 год.
Пропагандистская группа "Учение Мао Цзэдуна" распространяет инструкции Председателя Мао в Индустриальном университете Харбина.



1969.
Зачитывание вслух знаменитой Красной книжки Председателя Мао.



1969.
То же самое делают солдаты НОАК. Во времена культурной Революции знаки различия были отменены, но у солдат было два кармана на куртке, а у офицеров - четыре.



1969.
Летчики НОАК читают великую книгу.



1969 год.
День рождения Председателя.



1973 год. Харбин.
Юные пионеры привествуют проходящий в "North Plaza Hotel" представителей конференции социалистических рабочих групп и образцовых рабочих.



Март 1974 года. 
Поезд из Цицикара в Пекин. Пассажиры выкрикивают лозунги против Линь Бяо и Конфуция - это как раз разгар компании против этих двух деятелей.



1976 год.
Второе отстранение Дэн Сяопина от власти.
Хунвйэбины привествуют "вскрытие преступлений Дэна".



1976 год.
Среди всех этих непрерывных идеологических компаний китайцы еще и работали. Ученые исследовательского центра в Даджине прводят эксперимент по увеличению добычи нефти в крупнейшем нефтяном поле Китая.



1976 год.
Так вот выращивали тот самый рис, гарантированную миску которого каждый китаец получил после прихода коммунистов к власти.



Сентябрь 1976 года.
Харбин. Траурная церемония в связи со смертью Председателя Мао.



1976 год.
Полмиллиона жителей Харбина празднуют "великую победу, выражающуюся в раздавливании заговора банды четырех" - фактически же - окончание Культурной Революции.



После смерти Мао Культурная Революция была по тихому свернута. Политическую оценку ей не давали, особенно учитывая, что многие из тогдашнего руководства КНР были ее выдвиженцами.
Единственным заметным исключением была публикация 1979 года "Люди или монстры?", в которой говорилось о 52-летней женщине Ван Шоусинь (Wang Shouxin), секретарь отдела компартии и директора угольной компании в провинции Хэйлунцзян, обвиненной в присвоении сотен тысяч долларов. Во время культурной Революции Ван была во главе региональной группы хунвэйбинов и контролировала целый регион. Ее еще называли "угольной королевой".
Трехдневный суд над Ван в Харбине привлек огромное общественное внимание. Она была приговорена к смерти. На фотографии она за несколько минут до расстрела.

Есть любопытная книжечка Филипа Шорта "Мао Цзэдун".  Автор буржуазный, но чернуху не лепит. Какое-то представление о товарище Мао дает.
 

КНР, фото, коммунизм

Previous post Next post
Up