Илья Будрайтскис Музею «Пресня» и правда конец. Только что сходил и заценил.
Рано или поздно это должно было случиться - странное место в центре Москвы, посетители которого получали невероятную возможность остаться один на один с забытой историей городских восстаний российского XX века, от декабря 1905 по октябрь 1993-го. Больше не будет пыльных витрин с настоящими, «теми самыми» бомбами-македонками, заточками и булыжниками. Портретов Ивана Каляева, Леонида Красина, Михаила Соколова и других отчаянных людей, объявивших когда-то войну государству. И в итоге то ли победивших, то ли проигравших. Убраны, спрятаны в запасники старые карты баррикадных боев, наивные копии эсеровских воззваний и большевистских листовок. Полотняные растяжки «Вся власть советам» и «В борьбе обретешь ты право свое». Невероятно, но факт - еще совсем недавно усталые учительницы продолжали, повинуясь инерции, приводить сюда толпы своих недоумевающих учеников. И рассказывать о том, что когда-то народ их собственной страны был способен на революцию.
«Пресня» выглядела недоразумением, реликтом - благодаря которому о истории несогласия и бунта все еще было можно говорить хотя бы в музее. Именно эту возможность я и пытался использовать за год с небольшим своей работы здесь. В 2012-м, когда мы с Арсением Жиляевым впервые пришли на «Пресню», чтобы реализовать проект «Педагогическая поэма», сложно было поверить, что все это еще существует. В 2013-м, когда я был научным сотрудником этого музея, ощущение, что он будет закрыт, уничтожен, не покидало ни на минуту. Но он продолжал существовать в каком-то своем, застывшем времени. Для брутального вторжения современности не хватало сил, ресурсов, дурной бюрократической воли.
И вот момент настал - на днях была полностью демонтирована экспозиция в больших залах на первом (о начале 1990-х) и втором (1905-й) этажах. Новая концепция уже определена: дореволюционная повседневность, мебель, нормализация, никакой политики. Пока остается нетронутой диорама «Героическая Пресня». Вероятно, доживает свои последние дни в прежнем виде мемориальный домик, в который весной 1917-го рабочий Митрофан Жаров пригласил пресненский райком большевиков - чтобы затем, в 1924-м, стать первым директором музея.
Понятно, что решение принято, и разрушительная работа началась. Но мне кажется, это символическое «место памяти» нельзя уступить беззвучно. Предлагаю всем, кто считает важным помнить историю революции, ее героев и жертв, повязать на ограду музея красные ленты.
Большой Предтеченский переулок, д. 4, кто не знает.