Ливийская драма образца 2011 г. навсегда войдет в историю современного человечества в качестве примера беззаконной расправы со стороны мощнейшего военно-политического блока НАТО над маленькой страной и ее народом.
Ливии откровенно не повезло: она была слишком богатой - нефтью, газом, пресной водой, самым протяженным средиземноморским (кстати, чистейшим) побережьем, чересчур стремилась быть независимой, была ведома лидером, искавшим для нее своеобычный, отличный от других путь. Такие вещи в совокупности не могли оставаться безнаказанными, тем более что Муаммар Каддафи делал независимые шаги, не слишком ориентируясь на «сильных мира сего», хотя до поры до времени неплохо лавировал между различными полюсами силы.
Вспомним, какова была хронология событий в Ливии в феврале-марте 2011 г., когда ее дальнейшая трагическая судьба уже была, по сути, предрешена.
26 февраля 2011 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял «первую ливийскую резолюцию» за № 1970, вводившую санкции против Триполи, лично М.Каддафи и его ближайшего окружения в военной и финансовой области. Тогда много и громко говорилось о том, что это, мол, - «хорошая резолюция», и нужно ей «дать поработать».
Оперативно были вскрыты, главным образом, в западных, а также японских банках чуть ли не сто с лишним миллиардов долларов США вкладов ливийского лидера и членов его семьи (по некоторым данным, их суммарная величина к началу 2011 г. превышала $110 млрд.). Было заморожено около $40 млрд., из них более 30 млрд. - в США, что стало крупнейшей по масштабу подобной акцией в американской истории. Кое-где, в частности, в Великобритании, было конфисковано имущество, принадлежавшее членам семьи Каддафи (в западных СМИ в этот период слышались горькие сожаления в связи с тем, что имя Каддафи имело чуть ли не 40 различных вариантов написания, так что западным оперативникам-финансистам пришлось попотеть). В этот же период поступала информация о том, что большое множество ливийских денег просто исчезло, уйдя в неизвестном направлении. В этой связи в некоторых публикациях на данную тему имела хождение версия о том, что одной из веских причин свержения режима М.Каддафи в свете мирового финансового кризиса явилась именно финансовая составляющая.
Резолюция 1970 СБ ООН призывала ливийские власти «уважать права человека, обеспечить доступ международным наблюдателям, обеспечить безопасность всех иностранных граждан и их имущества, обеспечить доставку в страну товаров гуманитарного и медицинского назначения и доступ для гуманитарных учреждений и работников, отменить ограничения в отношении средств массовой информации».
В соответствии с этим положением, Совет ООН по правам человека направил из Женевы в Ливию своих представителей для проведения расследования обстоятельств происшедшего в стране, начиная с 17 февраля 2011 г. В эти же дни в Триполи с аналогичной миссией прибыл вновь назначенный спецпредставитель Генсекретаря ООН по Ливии, бывший министр иностранных дел Иордании А.Аль-Хатыб.
Ливийская сторона предоставила этим международным чиновникам все возможности посетить те места, в которых якобы были проведены массовые репрессии, расстрелы с вертолетов и самолетов народных демонстраций и т.д.
В первый день своего пребывания в Джамахирии международные представители проявили интерес к поездкам по Триполи и его ближайшим окрестностям, тем более что ситуация в тех краях была абсолютно спокойной.
Через два дня международные чиновники затребовали поездки на более удаленные расстояния, сделав акцент на желании посетить предместья Триполи, в т.ч. печально знаменитый г.Завия, где на самом деле в конце февраля имели место вооруженные столкновения правительственных войск (в Ливийской Джамахирии вместо армии в классическом понимании существовал феномен «вооруженного народа» - в полном соответствии с «Зеленой книгой» М.Каддафи) с бунтовщиками, многие из которых впоследствии оказались наемниками - египтянами и палестинцами, проплаченными противниками ливийского лидера. Такая возможность ООНовцам была предоставлена, они проехали по этим местам, проинспектировали все, что им показали, и были полны желания продолжать свою миссию, тем более что лидер ливийской революции публично выразил готовность принять их.
Однако вечером того же дня представители Женевского Совета были спешно и без каких-либо объяснений отозваны из Триполи, а Спецпредставитель Генсекретаря ООН срочно вылетел на Мальту, где он якобы должен был встретиться с лидерами ливийских повстанцев». На этом «объективное международное расследование» событий в Ливии представителями ООН было завершено, и к нему больше никогда не возвращались.
Следует отметить, что ливийская сторона, выполняя резолюцию 1970 СБ ООН, провела собственное расследование всех происшествий в стране, начиная с 15 февраля, с привлечением к нему местных старейшин и шейхов племен. В результате получила подтверждение информация о том, что на начальном этапе развития внутриливийского конфликта 15-18 февраля, когда демонстранты во втором городе страны - Бенгази - двинулись к зданиям полиции и властей с требованием освобождения нескольких протестующих, задержанных ранее, местным силовикам был отдан приказ не стрелять. Выстрелы из ружей и пистолетов раздались с другой стороны: некие затесавшиеся в ряды демонстрантов элементы (по утверждениям Триполи, это были ливийские исламисты, отпущенные из тюрем по протекции старшего сына лидера Сейф аль-Ислама в рамках процесса либерализации) провокационно стреляли по стражам порядка. Только после этого из столицы поступило второе распоряжение открывать огонь по ногам бунтующих, что в ряде случаев отнюдь не остановило демонстрантов, большей частью - молодежь, находившуюся под воздействием наркотиков, щедро выделенных теми же исламистами.
В результате на первом этапе внутренних столкновений число погибших полицейских и военнослужащих в ряде городов на востоке Ливии, в частности, в оплотах ливийских исламистов - городах Дерна и Аль-Бейда - равнялось, а в ряде случаев превышало потери среди «мирных демонстрантов». Проведенное местными органами власти расследование подтвердило все эти факты, но кто тогда обратил на них внимание, кому они были нужны в тот момент, как, впрочем, и деятельность миссии международных наблюдателей?
В аналогичном духе в те дни высказывались некоторые послы, аккредитованные в Триполи и волей случая оказавшиеся в Бенгази, а также представители некоторых международных НПО, в частности, «Amnesty International». Его сотрудник, проведя три месяца на территории ливийской Киренаики, смог подтвердить информацию лишь о 110 погибших в Бенгази, включая полицейских и военных.
В результате тщательного расследования множество инцидентов не получили подтверждения; а также сообщения о фактах «массовых изнасилований», о которых кричали все западные СМИ, равно как и случаи использования режимом М.Каддафи «африканских наемников» (ливийцы - уроженцы южных районов страны, принадлежащие к сахарским и негроидным племенам, всегда охотно шли на службу в части «вооруженного народа»). А вот со стороны повстанцев использование наемников практиковалось достаточно широко. Кроме вышеупомянутого случая в г.Завия, известно множество моментов, когда египтяне и палестинцы за плату воевали на стороне мятежников, а также о случаях в городах Аль-Бейда, Дерна и Тобрук на востоке Ливии, где людям отрезали головы в полном соответствии с «почерком» бандитов из «Аль-Каиды». Но подобная информация была оставлена СМИ без внимания.
В западных СМИ нехотя признавали, что «в Киренаике действуют Ливийская исламская боевая группа, организация “Аль-Каида в странах исламского Магриба” и собственно “Аль-Каида”, чьи боевики составляли 15% численности вооруженных формирований повстанцев».
Сообщалось также, что М.Абдель Джалиль - председатель Переходного национального совета, самозваного органа, присвоившего себе по указке Запада роль «обновленного руководства страной» и признанного им в качестве такового, «придерживается исламистских взглядов». Кстати, послан в Бенгази он был самим М.Каддафи, который попросил его в качестве руководителя аппарата юстиции разобраться с тем, что там произошло, и предложить вариант выхода из кризиса.
Здесь трудно пройти мимо одной интересной детали: министр иностранных дел Франции А.Жюппе узнал о признании Парижем упомянутого ПНС в качестве «единственного законного представителя ливийского народа» из телевизионных сообщений: (теперь уже бывший) президент Франции Н.Саркози сделал это, не уведомляя собственного министра, чуть ли не на ступеньках Елисейского дворца, провожая того же самого М.Абдель Джалиля.
Впрочем, американцы и западноевропейцы тогда особо и не скрывали, что им хорошо известно о присутствии элементов, связанных со структурами «Аль-Каиды», в Киренаике и об их участии в боях. Еще бы, главной задачей для них тогда было свергнуть, а еще лучше - уничтожить физически М.Каддафи, что и было проделано позднее при содействии Запада и с его благословения и воспринято с искренним удовлетворением.
Словом, крики о «преступлениях ливийского режима против собственного народа» не выдерживают критики. Как отмечал сайт «Counter Punch», «ложь, использовавшаяся для оправдания войны НАТО против Ливии, превзошла ту, которая была сконструирована для оправдания вторжения в Ирак». Такие организации, как «Аmnesty International» и «Human Rights Watch», также опровергли все доводы, использовавшиеся для оправдания военного вторжения НАТО в Ливию. Однако на Западе не хотели никого и ничего слушать, и призывы этих организаций так и остались «гласом вопиющего в пустыне». Решение уничтожить режим М.Каддафи было окончательным и пересмотру не подлежало ни при каких обстоятельствах.
http://www.ru.journal-neo.com/node/120515