Чай

Jan 15, 2010 10:19

Психологические феномены, сопровождающие нашу религиозную и молитвенную жизнь, относятся к отношениям с Богом примерно так же как питьё чая - к дружбе. Очевидно, дружба не сводится к чаю. Даже более слабые утверждения - что чай поддерживает дружбу, или, допустим, является материальным выражением дружбы, - скорее всего, окажутся лишь ограниченно ( Read more... )

служба, люди, психология, голова, гностика

Leave a comment

Comments 17

f_ja January 15 2010, 07:32:22 UTC
очень хорошее сравнение!

ссылкообмен - очень интересная тема http://edgar-leitan.livejournal.com/90430.html

Reply

komelsky January 15 2010, 07:58:15 UTC
Я самого св. Иоанна Креста пока не читал, но его часто и обильно цитирует о. Мертон. Как мне кажется, богословием этого века будет в самом деле богословие предельно апофатическое, как у Мертона или Симоны Вейль (а из православных - у о. Шмемана, например). Этакая взрывчатая смесь из радикального протестантизма, предельного мистицизма, и крайней эсхатологичности. И трезвение, трезвение, трезвение.

Но спасибо за ссылку, конечно =)

Reply

f_ja January 15 2010, 08:19:21 UTC
очень интересный автор, как и Тереза Авильская
(вот его знаменитое стихотворение http://f-ja.livejournal.com/26308.html )

а теперь кармелиты (и не только) очень много пишут о сходстве и различии между "темной ночью веры" и депрессией

Reply


ave2000 January 15 2010, 07:52:25 UTC
Интересная мысль.

Reply

komelsky January 15 2010, 08:00:32 UTC
Пытаюсь определить интуиции поиском метафор, а то ускользает.

Reply


thomas_cranmer January 17 2010, 11:33:23 UTC
Чай, а тем паче более боголюбезные напитки (а также буддолюбезные растения) имеют привычку в некоторой стрепени формировать дружбу. Отсюда выражения вроде "мы с вами на брудершафт не пили" или "я с ним море водки выпил". Но по сути да, ты жжошь. Может, чайку?

Reply

komelsky January 18 2010, 06:42:30 UTC
Да неплохо бы, только у меня все родственники так и болеют уже месяца 2, циклически по очереди. Как выздоровеют - я непременно скажу =)

Reply

komelsky January 18 2010, 16:37:20 UTC
Да неплохо бы =) Мы болеем пока, но как выздоровеем - я обязательно скажу.

Reply

komelsky January 18 2010, 16:37:55 UTC
Надо же, первый комментарий оказывается прошёл, хотя с работы Livejournal весь день не прозванивался =) Смешно.

Reply


olexan January 20 2010, 18:16:44 UTC
Традиция способна переродиться в ритуал... Если это произойдет,
то два явления будут уже неразрывно связаны. Традиции могут изменяться, ритуал - застывшая музыка. И тогда для обозначения и поддержания дружбы необходимо и достаточно будет выпить чашечку чая. Определенной марки, в определенном месте, с определенным антуражем, конечно...
Но этого не будет, пока "движение снизу" не будет канонизировано авторитетным органом "сверху". Думаю, что истинные приверженцы Дружбы будут с прежним удовольствием исполнять этот ритуал.

Reply

komelsky January 21 2010, 10:37:27 UTC
Может быть я плохо соображаю сегодня, но я не могу похвастаться, что понял Вашу мысль =) Мы пьём чай с друзьями, и в этом нет _никакой_ застывшей музыки. Мы рады друг-другу, и чтобы дать этому какой-то повод, и чтобы спокойно сидеть, мы пьём чай. И ещё мы пьём чай потому что любим его пить. Но всё же главным образом - чтобы разговор тёк легче и непринужденее. И решительно никакой застывшей музыки, а уж тем более движения снизу или вдруг сверху =)

Reply

olexan January 21 2010, 19:40:26 UTC
Вероятно, это я не понял тему. Мне показалось, что "чаепитие" - метафора, а на самом деле речь идет о "феноменах, сопровождающих религиозную и молитвенную жизнь". Тем более, что далее были слова "пытаюсь определить интуиции поиском метафор". Продолжая метафору, я говорю о том, что традиция отчасти, а ритуал уже в полной мере может неразрывно связать очень разные явления, не имеющие никакого отношения друг к другу. "Чай" и "дружба" здесь, конечно, тоже метафоричны. Конкретные действия, сопровождающие "религиозную и молитвенную жизнь" могут не иметь прямого (или вообще какого-либо) отношения к понятию "Бог", они связаны через ритуал, который следует исполнять во всех его подробностях. Ритуал - это уже не совсем личное действие (отсюда - "верх" и "низ"), хотя надо стремиться к тому, чтобы это было так. Для истинно верующего совмещение личной потребности и требований ритуала происходит без противоречий, естественным образом. Я хотел также сказать о том, что традиции и ритуал близки, почти неразличимы, но все же не одно и тоже. А также о ( ... )

Reply

komelsky January 22 2010, 06:34:40 UTC
В том-то и метафора, что, на мой взгляд, ничего этого ритуал не может. Ритуал может преодолеть неловкость. Он может замаскировать наше плохое самочувствие, или помочь быстрее перейти к искренности. Но он ни в какой мере не составляет ни сути события, ни способа вызвать суть события, ни "неразрывной связи" между тем и тем - ничего подобного. Это психологическая уловка - и при этом Хорошая, Добрая, Полезная психологическая уловка (я всеми силами За ритуал, и по возможости за Традиционный ритуал в противовес новомодному), но при этом, на мой взгляд, за ним нет никакой другой ценности, кроме преодоления наших комплексов, слабостей и проблем ( ... )

Reply


fratello_lew February 25 2010, 10:27:00 UTC
ура кто-то понимает меня в моем отношении к чаю)))

Reply

komelsky February 25 2010, 10:53:32 UTC
=)

Reply


Leave a comment

Up