Дагестан. Между прошлым и позапрошлым

Sep 08, 2021 15:32

Много соленой воды унесли волны Каспия от Махачкалы до Баку с того момента, когда я, выпускник школы №1 имени В.И. Ленина, навсегда, как оказалось, уехал из дагестанской столицы. Много песка перекатил ветер туда и обратно на бархане Сары-Кум, где в 10 километрах от Махачкалы когда-то снимали "среднеазиатские" сцены фильма "Белое солнце пустыни". За несколько десятилетий сменилась эпоха, марксистско-ленинские символы уступили место символам ислама, которые быстро и решительно подвинули в сознании местного населения политику партии и вернули к традиционным ценностям.
Мои одноклассники старели вместе со мной, но этого естественного печального процесса не заметили ни тысячелетние камни Дербента, ни вечные горы, которые географически отделяют Дагестан от остальной России, но, разумеется, не способны разделить республику и страну культурно. Дагестан никогда добровольно в Россию не входил и никогда добровольно из нее не выйдет - смеются здешние, и это только кажется шуткой.
Я не могу быть беспристрастным к моей малой родине. Больше того, я очень пристрастен, потому что, снова вдыхая морской воздух и вслушиваясь в прибой, волей или неволей впадаешь в детство, которое прошло тут. И это тот случай, когда впадение в детство не свидетельствует о надвигающейся деменции.
Здесь изменилось многое и, одновременно, не изменилось ничего.
Впрочем, обо всем по порядку. Пристрастные заметки внутреннего мигранта...

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Россия заново открыла для себя трехмиллионный Дагестан, благодаря коронавирусу. Ехать стало некуда, и неожиданно выяснилось, что, кроме заезженного и хамски дорогого Черного моря имеется море-инкогнито - Каспийское. И двести километров дагестанского побережья от Калмыкии до Азербайджана. И климат, сопоставимый с климатом Анапы и Новороссийска. И тонны дешевых фруктов на местных базарах, где привыкли продавать черешню и абрикосы ведрами. И персидский Дербент с великолепной крепостью. И горными серпантинами с видами фантастической красоты. И началось...

Быстро выяснилось, что никто тут кровь русских туристов пить не собирается, что ходить можно в чем хочется, вплоть до весьма открытых купальников на пляжах, в магазинах полно алкоголя, а население отлично говорит по-русски и абсолютно дружелюбно.
Правда, есть "но". И этих "но" несколько. Туристическая инфраструктура Дагестана находится в самом зачаточном состоянии. Она никак не отвечает ни по количеству, ни по качеству запросам тех, кто привык отдыхать в Турции или даже в Сочи. Отели большей частью еще советские, серьезный комфорт в которых даже и не снится, новые, добротные отели маленькие, скорее, не отели даже, а гостевые дома. В них нет собственных ресторанов, только проживание. Более или менее приличные отели - пляжные, за пределами Махачкалы, или уже не бюджетные. Гораздо дешевле Сочи, но если кто-то думает, что получит высокий комфорт за копейки, то сильно ошибается. Взлетели цены на сдаваемые квартиры -2 или даже 3 тысячи в сутки в сезон в общем-то норма.

Государство никак не финансирует туристическое развитие Дагестана, почти все, что за три года создано, это исключительно результат усилий малого и среднего бизнеса. В республике, где горная зона составляет четыре пятых территории, нет ни одного горнолыжного курорта.

В чуть ли не миллионном городе совершенно нет общественных туалетов. В принципе. В местах, куда любоваться красотами возят туристов, туалеты - это деревянные или металлические сооружения с "закаканной" дырой в полу. Там, где есть относительно чистые туалеты, их посещение обойдется вам в сумму до 50 рублей, как на смотровой площадке в Дубках, откуда видно знаменитый Сулакский каньон. Ужасные туалеты и во многих кафе. В республиканском музее изобразительных искусств имени П.Гамзатовой с обшарпанными стенами и замызганными занавесками туалет хуже, чем в ином колхозе.

Махачкала не просто грязноватый, а откровенно грязный город, Дербент - еще грязнее. Удручающее впечатление оставляет столичный городской пляж, который за последние 40 лет никак не прибавил ни в комфорте, ни в санитарном состоянии. Максимум, что вам предложат - жуткого вида шезлонги, кои никто не мыл, вероятно, со дня приобретения. На пляже полно собак. А купаться лучше утром, потому что уже к обеду вода в море несет уйму мусора. Когда в главном городе республики идет дождь, то вы идете по воде, а еще тут время от времени немотивированно выключается свет, так что часов в восемь вечера вы оказываетесь в центре в кромешной темноте.
Тут все только начинается. Тут хотят сделать лучше. В Махачкале вздыхают, когда слышат про мусор на улицах, а во многих местах висят растяжки и плакаты с надписью "Чистота - половина веры", но это пока что мало кого впечатляет.
И есть ощущение, что Родина помогать этому краю стать туристическим центром федерального масштаба не хочет. Не создает специальных целевых программ. Поток денег сюда не идет, ну да, это ведь не распиаренный и наглый в запросах Крым. Дагестан для Москвы окраина. Которой надо немного давать на хлеб, чтобы не ныли, но развивать не стоит.
Так что, те, кто ищут тут сервис уровня Монте-Карло, вам не сюда. А вот остальным я бы посоветовал приехать хотя бы раз. И вот почему...
(продолжение следует...)

Родина, Россия

Previous post Next post
Up