Продление миссии Кокса-Квасьневского, не самая плодотворная деятельность рабочей группы по освобождению Тимошенко, мало обнадеживающие высказывания европолитиков на ряду с украинскими показали, что вероятность срыва соглашения об ассоциации (СА) с ЕС более, чем возможна. Даже более возможна, чем невозможна. А ценой вопроса интеграционных амбиций является электоральная арифметика. За последнее время в результате ужесточения украино - российских отношений экономика первой претерпела значительные потери.
Отказ Москвы от закупки украинских вагонов приостановил работу сразу четырех крупнейших вагоностроительных заводах Украины. Отказ от беспошлинного ввоза труб фирме «Интерпайп» снизило его рейтинг по подсчётам международного агентство Fitch до «RD» - уровня ограниченного дефолта. К тому же представителя Кремля не собираются останавливаться на достигнутом сворачивании украинского производства. Так, со слов вице-премьера России Дмитрия Рогозина РФ выведет часть производства с Украины в случае подписания страной соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
«Мы не сможем размещать там некоторые «чувствительные технологии», нам придется их полностью локализовать на территории Российской Федерации. Это означает проблемы, связанные с будущим авиапрома, космического сотрудничества и многого другого» - резюмировал он. На практике это будет означать, что государственный бюджет потерпит колоссальные потери.
Согласно подсчётам консалтинговой компании Da Vinci AG Торговые войны с Таможенным союзом с начала года обошлись Украине $1,9 млрд, а к концу года потери вырастут до $3-3,5 млрд. К тому же, сворачивание совместных проектов и предприятий автоматически урежет рабочие места. Т
акие непопулярные события определённо негативно скажутся на настроениях провластно настроенного электората. Во- первых, не до конца разделяющий евраинтеграционных устремлений ядерный электорат Януковича задастся вопросом - тому ли человеку они доверили представлять свои интересы. Во- вторых, оппозиция получит дополнительный PR козырь под видом непрофессиональной работы команды президента. В- третьих, ещё не ясно, какой будет газовая политика России в отношении Украины во время отопительного сезона 2015 года.
Так как президентские выборы проводятся в последнее воскресенье марта, а поэтому им предшествуют самые холодные времена года- газовая политика является достаточно сильным имиджевым фактором. К тому же преддефолтная казна вынудит чиновников взять кредит МВФ, под ещё более невыгодные электоральные последствия для власти- повышение цен на газ для населения.
В такой ситуации существует два возможных решения. Первый, возобновить экономические связи с Россией, отложив подписание СА. К тому же советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев уже успел заявить, что Россия запустит крупные совместные проекты, которые позволят повысить возможности украинской экономики, в случае если Киев не подпишет соглашение об ассоциации с Европейским союзом. И, второй вариант, получить гарантии дивидендов в случае реализации планов о соглашении с ЕС. В связи с этим, народный депутат от Партии регионов Владимир Олийнык уже заявил, что подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом зависит от того, получит ли Украина от ЕС компенсации потерь от такого шага. «…для Украины сегодня главная проблема, которую нам предстоит решить с нашими европейскими партнерами, - вопрос поиска путей компенсаций потерь Украины от открытия рынка для товаров ЕС и от возможных мер со стороны России», - отметил парламентарий.
Более подробный список требований к ЕС изложил представитель Украины при ЕС Константин Елисеев. По мнению дипломата, помощью должны стать: поддержка возобновления сотрудничества между Украиной и МВФ; оказание финансовой помощи; выход на европейские рынки украинской продукции, соответствующей нормам ЕС; направление помощи ЕС на потребности выполнения дальнейших реформ согласно договору об ассоциации; привлечение финансовых ресурсов для модернизации украинской газотранспортной системы и предотвращения реализации политически мотивированного проекта «Южный Поток»; продвижение в решении проблемы устаревших антидемпинговых мер против украинского экспорта, которая не сдвигается с места с конца 20-го века.
Но проблема второго варианта заключается в жёсткой позиции представителей Европы относительно главного политического противника действующего Президента Украины- Юлии Тимошенко. Они не единожды заявляли, что в случае лечения Тимошенко за границей не могут гарантировать её неучастия в политической жизни государства, что является главным условием для принятия необходимого законопроекта фракцией Партии регионов. К тому же финансовая помощь, которую сегодня предлагают европейцы колеблется в диапазоне 610 миллионов евро, что является не самым щедрым взносом. В преддверии президентских выборов это слишком большой риск.
Плюс ко всему, в случае ассоциации, выборы будут проходить под очень бдительным мониторингом европейских наблюдателей. И что ещё немаловажно, оппозиционные партии «Удар» и «Батькивщина» возможно получат определённые политические дивиденды со стороны Европейской народной партии (наблюдателями которой они являются), представленной во всех политических институтах Европейского союза.
В таком случае, перспектива отложения соглашения об ассоциации с ЕС и возобновление благоприятных отношений с Российской Федерацией, чем сейчас активно занимается Виктор Фёдорович, выглядит куда более перспективно для президентской кампании 2015 года. А поэтому, не стоит питать особых надежд, что ассоциация будет подписана в этом году.
Подготовил: Ярослав Литвиненко
ИсточникВсе права защищены © komtv.org