Отчет КИУ по результатам мониторинга избирательной кампании (август 2012 года)

Sep 05, 2012 01:05



  В августе 2012 года Одесская областная организация Комитета избирателей Украины КИУ провела наблюдение за процессом выдвижения кандидатов в народные депутаты, деятельностью политических сил и кандидатов в народные депутаты, местных органов исполнительной власти и местного самоуправления, формированием и началом работы окружных избирательных комиссий в Одесской области.

По результатам мониторинга Одесская областная организация Комитета избирателей Украины КОНСТАТИРУЕТ:

1. Наиболее распространенными формами агитационной деятельности в Одесской области в августе было размещение наружной рекламы, проведение массовых мероприятий, встреч с избирателями, размещение «имиджевых» материалов (значительная часть которых может быть отнесена к скрытой политической рекламе или т. н. «джинсе»), проведение агитации в сочетании с социальными инициативами (например, "Народный бюджет" и "Народный медосмотр"), благотворительностью, безвозмездным предоставлением избирателям услуг и материальных ценностей.

2. Крайне тревожными тенденциями избирательной кампании в Одесской области является рост количества фактов препятствования осуществлению агитации, использования "черного пиара", непрямого подкупа избирателей, вовлечения госслужащих в агитационную деятельность и использование для ведения агитации административного ресурса. Сохранение подобных негативных тенденций и в дальнейшем может поставить под угрозу легитимность избирательного процесса в Одесской области.

3. С приближением дня выборов значительное распространение получила агитация, сопровождающаяся бесплатным предоставлением избирателям, учреждениям и организациям услуг или материальных ценностей, которая запрещена действующим законодательством.

Эта форма агитации в отчетный период активно использовалась как политическими партиями, так и потенциальными кандидатами в мажоритарных округах. Основными поводами для агитации, содержащей признаки косвенного подкупа избирателей, были разнообразные "празднования", памятные даты, реализация региональных социальных инициатив или сооружение отдельных инфраструктурных объектов (детских площадок). Активными субъектами материального «поощрения» избирателей, зачастую, выступали именные благотворительные фонды, связанные с теми или иными политиками.

4. Одесская областная организация Комитета избирателей Украины обеспокоена ростом количества фактов активного вовлечения представителей органов власти в агитационную деятельность партий и кандидатов в регионе. Закон «О политических партиях в Украине» и приказ Главного управления государственной службы № 214 от 04.08.2010 г. «Об утверждении Общих правил поведения государственного служащего», п.1.7. определяет, что государственные служащие должны воздерживаться от демонстрации собственных политических взглядов и своего отношения к политическим силам, партиям, блокам, не допускать их влияния на выполнение служебных обязанностей. Кроме того, в условиях, когда чиновники не разграничивают политическую и исполнительную работу, возникает значительная угроза злоупотребления административным ресурсом в различных его проявлениях. Сохранение госслужащими политической нейтральности и отказ от активного участия в избирательной кампании является одной из необходимых предпосылок признания выборов, соответствующими демократическим стандартам.

Мы также призываем всех кандидатов-государственных служащих взять отпуск на период избирательной кампании.

5. Выдвижение кандидатов партиями в целом осуществлялось непрозрачно и сопровождалось внутрипартийными конфликтами. Праймериз, проведение которых анонсировали отдельные партии, фактически свелись к подмене понятий, и выдвижение кандидатов осуществлялось под влиянием высшего партийного руководства. В мажоритарных округах Одесской области для участия в выборах ЦИКом был зарегистрирован 161 кандидат, 54 из которых были выдвинуты 17 партиями, а 105 баллотируются как самовыдвиженцы. Хотя многие формальные самовыдвиженцы имеют четкую партийную окраску.

Наибольшее количество кандидатов мажоритарщиков в Одесской области зарегистрировано от КПУ и УДАРа (по 11 человек), далее идут Объединенная оппозиция и ПР (по 9 человек), 2 кандидатов зарегистрировала СПУ. Остальные 12 политических сил выдвинули по 1 кандидату.

6. Недостатки Закона "О выборах народных депутатов Украины" и утвержденного ЦИК Порядка проведения жеребьевки относительно включения кандидатур в состав окружных избирательных комиссий стали одной из причин того, что большинство вакантных должностей в окружных комиссиях были заполнены представителями маловлиятельных партий, некоторые из которых выдвинули лишь 1 кандидата.

7. Актуальным вопросом остается профессионализм членов ОИК и их независимость от политических влияний. Так, на 26 августа из членов ОИК в Одесской области только 23 человека (11,6%) ранее работали в составе окружных избирательных комиссий. При этом у руководящего состава ОИК совершенно отсутствовал опыт работы на аналогичных (руководящих) должностях в окружных комиссиях на предыдущих выборах.

В перспективе, жеребьевку относительно включения кандидатур в состав ОИК следует проводить не в разрезе политических партий, а по каждой окружной избирательной комиссии.

8. Во многие ОИК были назначены лица, постоянно проживающие в других регионах. Подобная тенденция характерна и для ОИК Одесской области, в состав которых были включены жители АР Крым, Запорожской, Донецкой, Киевской, Черкасской областей.

Это в свою очередь, привело к тому, что такие члены комиссий просто не прибыли на первое заседание своих комиссий. В результате первые заседания большинства ОИК в Одесской области прошли при минимально возможной явке в 10-11 (из 18) членов комиссий. При этом, только в двух ОИК региона (136 и 135 и.о.) руководство комиссии присутствовало на заседании в полном составе. Во всех остальных комиссиях отсутствовали либо председатель (133, 140 и 143 и.о.), либо заместитель председателя, либо секретарь комиссии.

9. В самом начале своей работы ОИК региона столкнулись с серьезными проблемами относительно материально-технического обеспечения своей работы. Так, в 5 (137, 139, 141, 142, 143 и.о.) из 11 ОИК области помещение, которое выделено для работы комиссии, не соответствуют требованиям ЦИК.

По состоянию на 29 августа все ОИК региона не обеспечены в полной мере оборудованием, необходимым для работы. Наилучшая ситуация в ОИК 136, где отсутствует только табличка и печать. В остальных ОИК проблемы намного существеннее и наихудшая ситуация в 137, 138, 139, 140, 141, 142 и 143 и.о.

Одесская областная организация КИУ подчеркивает, что материально-техническое обеспечение ОИК помещением, техникой, мебелью и средствами связи возложено законодателем на местные органы власти и призывает их в кратчайшие сроки обеспечить окружные избирательные комиссии всем необходимым для работы.

Отдельная проблема в работе ОИК, которая требует скорейшего разрешения - каналы информирования ОИК общественности о своей работе, в частности о графике заседаний.

10. К потенциальным проблемам избирательной кампании в сентябре можно отнести проблемы, связанные с "переформатированием" составов ОИК, формирование УИК из лиц, не имеющих достаточного уровня подготовки по выборам, нарушение сроков проведения первых заседаний УИК, расширение сферы применения административного ресурса.

11. Либеральная норма законодательства о возможности временного изменения места голосования без изменения избирательного адреса может привести к массовому "политическому туризму" в день выборов, когда избиратели смогут перемещаться между округами и голосовать в поддержку того или иного кандидата. Это не повлияет на результаты голосования в общегосударственном округе (за партийные списки) и не будет формальным нарушением закона, однако внесет дополнительное напряжение в работу УИК и повлияет на результаты голосования в "мажоритарных" округах.
Продолжение здесь

Полезная информация, КИУ, Мониторинг, ВРУ

Previous post Next post
Up