Избирательная география Одесской области-2012

Jun 12, 2012 00:32


Даже поверхностный анализ предложенных границ избирательных округов в Одесской области вызывает стойкое ощущение, что нарезкой округов занимались люди, которые либо не очень осведомлены в географии и специфике региона, или выполняли определенное (на первый взгляд не понятно чье) задание в чьих-то интересах.


28 апреля Центральная избирательная комиссия Украины своим Постановлением № 82 определила границы (центры) избирательных округов в Одесской области.

Для проведения парламентских выборов 2012 года в пределах Одесской области ЦИК было образовано 11 одномандатных избирательных округов. Количество избирателей в них отклоняется от ориентировочной средней численности избирателей в одномандатном избирательном округе в большую сторону не более чем на 11.9%, а в меньшую сторону - не более чем на 10.3%. И здесь требования закона и принцип рациональности основном соблюдены.



По сравнению с 2002 годом неизменными остались только границы избирательного округа № 143 (нынешний округ № 137 с центром в г. Котовск, включающий в себя город Котовск, Балтский, Кодымский, Котовский, Красноокнянский, Савранский районы), в то время как границы всех других округов претерпели те или иные, не всегда обоснованные, на наш взгляд, изменения. Кроме того, были изменены центры двух округов и тут начинаются первые "чудеса" одесской избирательной географии-2012.

Жонглирование центрами округов и "разрезание" районов

Так, ЦИК решил перенести центр избирательного округа № 138 (Ананьевский, Березовский, Ивановский, Любашевский, Николаевский, Ширяевский районы, часть Коминтерновского района) из пгт. Коминтерново, где он был в 2002 году в пгт. Ширяево. С одной стороны, Ширяево лучше с точки зрения равноудаленности от него крайних точек этого очень непростого округа. С другой - Ширяево никогда, как минимум за последние 20 лет, не был центром избирательного округа ни на выборах Президента, ни на выборах Верховной Рады.

Это означает, что с высокой долей вероятности возникнут проблемы с поисками подходящего помещения для размещения окружной избирательной комиссии, не говоря уже об отсутствии специалистов, которые имели бы соответствующий опыт работы, со всеми вытекающими негативными последствиями.

Но если перенос центра 138-го округа в Ширяево, как уже отмечалось выше, можно обосновать определенными географическими особенностями конфигурации этого избирательного округа, то перенос центра избирательного округа № 141 (город Белгород-Днестровский, Белгород-Днестровский, Татарбунарский районы, часть Килийского района ) из многолетнего центра округа, г. Белгорода-Днестровского, в г. Татарбунары, рационально объяснить крайне сложно.

Здесь необходимо подчеркнуть, что если в случае с 138-м избирательным округом, в первую очередь, в силу малонаселенности Севера Одесской области, сложно предложить принципиально иную конфигурацию, то с 141-м округом ситуация кардинально другая и его конфигурация могла бы быть намного оптимальнее.

В частности, Одесская областная организация КИУ такую конфигурацию ЦИК предлагала. И если бы ЦИК при определении границ избирательных округов руководствовалась исключительно рациональными мотивами, а не прислушивалась бы к пожеланиям определенных кандидатов в народные депутаты, то и конфигурация 141 округа была бы оптимальной, и переносить окружную избирательную комиссию из традиционного для нее населенного пункта, имеющего соответствующее помещение, опытных членов окружного избиркома, один из лучших в стране отдел Государственного реестра избирателей, в Татарбунары, где, как и в Ширяево, за последние 20 лет центра округа было, не пришлось бы.

Если говорить о границах избирательных округов в Одесской области, то в ряде случаев они не совпадают с существующими границами районов и городов областного значения. Так, Малиновский район Одессы был поделен между округами № № 134 и 136, и это еще одна "загадка" одесской избирательной географии - 2012, поскольку объективной необходимости передавать всего лишь два участка в соседний 136-й избирательный округ, созданный в пределах большей части Суворовского района г. Одесса, не было.

Суворовский район Одессы был разделен между округами № № 136 (собственно Суворовский район) и 139 (центр в г. Раздельная) и это разделение объективно, поскольку в Суворовском районе проживает большее количество избирателей, чем допустимо для одного избирательного округа. Правда, зачем при этом было добавлять к этому округу еще два участка из соседнего, повторимся - "загадка", которую еще предстоит "разгадать".

Коминтерновский район был "разбит" между округами № № 138 (центр - пгт. Ширяево) и 139 (центр - г. Раздельная), Беляевский район - между округами № № 139 и 140 (центр - г. Беляевка), Килийский район - между округами № № 141 (центр - г. Татарбунары) и 142 (центр - г. Арциз), Болградский район - между округами № № 142, 143 (центр - г. Измаил).

Однако, если бы ЦИК прислушивалась к рекомендациям Одесского КИУ о конфигурации избирательных округов в регионе, или, как минимум, руководствовалась бы исключительно рациональными соображениями, то "разорванных" по результатам нарезки округов районов было на треть меньше и только в действительно необходимых случаях .

Хотя, несоответствие границ избирательных округов границам административно-территориальных единиц имело место и в 2002 году, но мы же должны продвигаться вперед и учиться на своих ошибках?!.....

"Заказные" округа.

Даже поверхностный анализ предложенных границ избирательных округов в Одесской области вызывает стойкое ощущение, что нарезкой округов занимались люди, которые либо не очень осведомлены в географии и специфике региона, или выполняли определенное (на первый взгляд не понятно чье) задание в чьих-то интересах. Соответственно, складывается впечатление, что определение границ ряда избирательных округов в Одесской области состоялось исключительно в интересах конкретных кандидатов без учета интересов избирателей и громад области на соответствующих территориях, а иногда и вопреки здравому смыслу.

В первую очередь, речь здесь должна идти об избирательных округах № 139, 141, и, в несколько меньшей степени, о 142-м и 143-м.

Итак, в избирательный округ № 139, с центром в г. Раздельная, «творческие личности» из ЦИК объединили необъединяемое, а именно - город Южный, находящийся в более чем 100 км от Раздельной, часть Суворовского района города Одессы (почти 100 км от центра округа), Великомихайловский, собственно Раздельнянский, Фрунзовский районы, и части Беляевского и Коминтерновского районов (между Одессой и г. Южным).

Соответственно, округ вышел крайне неудобным с точки зрения избирательной логистики. Так, например, участковые избирательные комиссии г. Южного будут вынуждены добираться до центра округа, Раздельной, через Одессу!

Можно было сформировать округ более рационально? Можно и Одесское КИУ предлагала ЦИК такой вариант! Достаточно было Коминтерновский район вместе с г. Южным включить в состав 138 и.о.. Зато в 139 и.о. можно было придать более географически близкие Ширяевский и часть Ивановского района. Но кто же захочет отдать из своего округа многолюдные "приодесские" населенные пункты в обмен на малонаселенные сельские районы?

Избирательный округ № 141 - еще один пример победы политических интересов над рацио. Так, сейчас этот округ с центром в г. Татарбунары, включает в себя Белгород-Днестровский, Татарбунарский и часть Килийского района. Мы уже акцентировали внимание относительно вероятных негативных последствий переноса центра округа из г. Белгород-Днестровский в г. Татарбунары. Кроме того, к недостаткам конфигурации округа относится и то, что расстояние между его крайними райцентрами Килия и Белгород-Днестровский составляет более 100 км и, таким образом, округ протянулся по всему побережью Черного моря от Днестровского лимана на севере до Дуная на юге .

Был ли другой выход у прикладных "географов" из ЦИК? Опять же был! Достаточно было сформировать округ в другой конфигурации. А именно, в составе Белгород-Днестровского, Саратского (расстояние от пгт. Сарта в центр округа составляла бы всего чуть более 50 км) и части Овидиопольского (тоже территориально гораздо ближе к Белгород-Днестровскому, чем Килия) районов.

В этой конфигурации и округ был бы компактнее и удобнее для организации и проведения выборов, и переносить окружную избирательную комиссию никуда бы не пришлось. Но зачем думать о членах участковых комиссий, или правах других кандидатов, если есть уважаемый человек, который уже не первый год делает "добрые дела" именно в такой географической конфигурации и может еще привести весомые и убедительные "аргументы" целесообразности именно такой географии этого округа ?

Еще одним негативным следствием формирования округов "под заказ" является то, что очень редко можно какой-то один округ сформировать "под кого-то", а соседние - "по справедливости". Ведь, как правило, возникает определенный "эффект домино", когда один "заказной" округ определяет в большей или меньшей степени конфигурацию соседних избирательных округов.

В такой ситуации, интересы одного «заказчика» накладываются на пожелания влиятельных "соседей" и что из этого получается можно проследить на примере 142 и 143-го избирательных округов.

Так, 142 избирательный округ с центром в г. Арциз, на первый взгляд, довольно удачно объединил районы с компактным проживанием различных этнических меньшинств - Арцизский, Саратский, Тарутинский районы, части Болградского и Килийского. Но первая "нелогичность" как раз и кроется в этом частичном включении в округа Болградского и Килийского районов, которое объяснить не политическими факторами невозможно.

Со всех точек зрения, гораздо логичнее было бы не разрывать эти районы, а оставить Болградский район полностью в составе этого округа, а Килийский, о чем речь пойдет ниже, полностью включить в состав 143-го избирательного округа. Но, скорее всего, часть Килийского района, как и Саратский район, по каким-то причинам, не заинтересовали влиятельного соседа из 141 и.о., либо очень "дороги" определенной почтенной личности из 142-го округа, что и обусловило их отнесение к нему.

Также неординарной является конфигурация еще одного "бессарабского" округа - 143-го. Этот округ, с центром в г. Измаил, включает в себя Ренийский, Измаильский районы и часть Болградского.

Гораздо рациональнее и с точки зрения избирательной логистики, и с точки зрения историко-географической и экономической (порты) общности, было бы объединить в этом округе все украинское Придунавье. Включить в его состав, кроме Ренийского и Измаильского, еще Килийский район.

И ЦИК получило следующие предложения Одесской организации КИУ, и эти предложения не противоречили требованиям закона, но и учитывали соображения здравого смысла. Но что там предложения какой-то общественности, когда опять же есть более убедительные центры влияния?

Вот и разрезали Килийский район между соседями - 141 и 142-м избирательным округам. Зачем добавили в "измаильский" округ часть Болградского района - вообще рациональному объяснению не поддается. Зато теперь участковая комиссия из села Табаки, которое, по сути, является пригородом Болграда, входящего в 142 и. о., должна везти бюллетени в Измаил, за 45 километров бессарабских сельских дорог.

Здесь можно было бы еще раз вспомнить странное прикрепления двух участков 134 избирательного округа к 136-му, но, в свете вышеприведенных "чудес", это уже такие "мелочи"!

Однако, пожалуй, не нужно обладать какой-то секретной информацией, чтобы разобраться в чьих интересах была предложена именно такая конфигурация нарезки указанных округов в Одесской области, и кому обязаны избиратели, потенциальные кандидаты, политические партии и члены избирательных комиссий этих округов, которые теперь будут вести агитацию, планировать деятельность и возить избирательную документацию за сотни километров.

Кроме этого, есть еще одна, пожалуй «чисто одесская», особенность избирательной географии, которая заключается в том, что границы подавляющего большинства новообразованных избирательных округов «удивительным образом совпали» с «зонами ответственности» кураторов «Народного бюджета», персоналии большинства из которых уже не первый месяц обсуждаются в экспертной и медийной среде региона, в качестве потенциальных кандидатов на предстоящих выборах.

А все могло быть намного лучше ....

Еще 21 марта 2012 Одесская областная организация ВОО «Комитет избирателей» провела в Одессе экспертное общественное обсуждение проблем формирования одномандатных мажоритарных округов в Одесской области. Инициатором мероприятия выступил общественный консорциум избирательных инициатив («Комитет избирателей Украины, ВОО« Гражданская сеть «Опора», Лаборатория законодательных инициатив, Украинский независимый центр политологических исследований).

В условиях непубличности процесса формирования избирательных округов общественное обсуждение приобрело чрезвычайную актуальность. С целью повышения прозрачности избирательного процесса организацией был подготовлен и вынесен на обсуждение общественный проект определения границ мажоритарных округов в Одесской области. В рамках предложенного общественного проекта были выработаны варианты решения большинства потенциальных проблем и конфликтных ситуаций, которые по сути не нашли отражения в Постановлении Центральной избирательной комиссии за № 82.

Эти же предложения были официально переданы в ЦИК. Так, у членов ЦИК была возможность сформировать округа в Одесской области исключительно рационально и беспристрастно, были готовы предложения, которые прошли общественное обсуждение. Но «умудренные опытом и незаангажированные» «рулевые украинских выборов» пренебрегли этой возможностью, очевидно, поддавшись другим, более убедительным, влияниям.



Один из принципов, который был положен в основу проекта от общественности состоял в том, что распределение границ избирательных округов должно осуществляться в интересах всех избирателей и всех территориальных громад региона.

Учет при определении границ округов, в первую очередь, интересов конкретной политической партии, кандидата или территориальной громады в конкретном округе обязательно отразится на интересах всех избирателей и в пределах всех округов области. Что, в результате, и произошло.

Так, именно «аномальная» конфигурация вышеупомянутых округов не позволила сформировать границы округов в Одесской области более гармонично, рационально и с учетом интересов избирательного процесса и территориальных громад всего региона.

Видимо, прав был председатель Правления ВОО КИУ Александр Черненко, который выразил мнение о наличии коррупционных мотивов у определенных членов ЦИК при нарезке избирательных округов, что, безусловно, бросает тень на, казалось бы, техническую процедуру.

В итоге, имеем печальный вывод, что опять политическая целесообразность и интересы конкретных лиц стоят выше интересов избирателей и территориальных громад Одесской области.

Анатолий Бойко
Источник

Округа, Политтехнологии

Previous post Next post
Up