Автор -
Matrioshka. Это цитата
этого сообщенияВиртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 10. Заключительная.
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Корпус Бенуа Часть 2.
Зал 73 Уход от действительности в мир грез и мечтаний был характерен для светлых по тональности, лирических картин Виктора Борисова-Мусатова (1870-1905), одного из лидеров объединения с поэтическим названием "Голубая роза". Работы художника обычно лишены ярко выраженного сюжетного развития. Искусство мастера элегично, проникнуто грустными раздумьями и тишиной.
Виктор Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой (1898)
В "Автопортрете с сестрой" (1898), где любимая сестренка представлена как обитательница старинной усадьбы, лишенная устойчивости композиция остановлена во времени, как фрагмент кинопленки. Кажется, еще минута - и фигуры проскользнут мимо и исчезнут навсегда где-то там, в заоблачном пространстве.
Виктор Борисов-Мусатов. Две сидящие дамы.
Виктор Борисов-Мусатов. Весна 1901
Виктор Борисов-Мусатов. За вышиванием 1901
Виктор Борисов-Мусатов. Прогулка на закате
Виктор Борисов-Мусатов. Портрет Надежды Юрьевны Станюкович
Виктор Борисов-Мусатов. Три дамы на террасе
Виктор Борисов-Мусатов. Дерево
Зал 74 К весьма своеобразным явлениям русского искусства начала ХХ века относится, например, так называемый неоклассицизм, или неоромантизм как его иногда называют. В пору разгара увлечения модными новаторскими поисками формы художники Александр Яковлев (1887-1938), Василий Шухаев (1887-1973), Зинаида Серебрякова (1884-1967) обращаются как к источникам вдохновения к произведениям средневековых и ренессансных мастеров. В произведениях этих мастеров современные сюжеты трактуются с использованием легкой стилизации под живописный и пластический язык их великих предшественников.
Александр Яковлев (1887-1938) Пьеро и Арлекин
В начале 1910-х годов Шухаев и Яковлев выступали в "Доме интермедий" в Петербурге в пантомиме А. Шницлера "Шарф Коломбины". Яковлев - в роли Арлекина, Шухаев - в роли Пьеро. Их двойной автопортрет ("Арлекин и Пьеро", 1914) - своеобразное воспоминание об увлечении театром. В картине Шухаев и Яковлев возрождают форму классического портрета, из старого искусства заимствованы также академически четкий рисунок, светотеневая моделировка форм, локальность цвета, бесфактурная кладка мазка.
Василий Шухаев (1887-1973) Портрет Е.Н. Шухаевой 1917
А. Е. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро 1915
Лучшие работы Серебряковой, запечатлевшие облик курских крестьянок, принадлежат неоклассицизму 1910-х годов. Сцену купания в сельской бане (1913) художница трактует как исполненный глубокого сокровенного смысла торжественный обряд.
Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.
Зал 75 Увлечение Востоком сыграло огромную роль в творчестве многих художников начала ХХ века.
Колористической гамме его произведений близки работы Павла Кузнецова (1878-1968) - натюрморты, портреты в пейзаже, романтические сцены из жизни народов Востока.
С начала 1910-х под впечатлением поездок в Заволжские степи и Бухару Кузнецов писал картины-грезы о первозданном и гармоничном мире Востока («Вечер в степи», 1912). Бытовые мотивы, пронизывающие "киргизскую сюиту", всегда остаются лишь мотивами. Художник не превышает той меры конкретности, за которой мотив перерастает в сюжет. И люди, и животные, и вещи предстают на полотнах равноправными элементами, оперируя которыми живописец творит свой неповторимый мир.
Павел Кузнецов (1878-1968) «Вечер в степи», 1912
В зале демонстрируются работы и других участников объединения «Голубая роза» - Николая Милиоти («Рождение Венеры», 1912), Николая Сапунова («Цветы и фарфор», 1912), Мартироса Сарьяна («Гиены», 1909).
Николай Милиоти.«Рождение Венеры», 1912
Николай Сапунов. «Цветы и фарфор» 1912
Мартирос Сарьян.«Гиены», 1909
Наумов Павел Семенович
Василий Денисов. Морское дно
Зал 76 Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), начинавший с увлечения французским символизмом, в 1910-е годы углубился в русскую тематику и поиски национальных выразительных средств. Строгие, даже аскетические натюрморты, портреты, бытовые композиции, похожие на иконы, сюжетные изображения военных или житейских ситуаций связаны с историей страны, событиями, происходящими в ней.
Кузьма Петров-Водкин. На линии огня
Созданная в годы первой мировой войны, картина "Богоматерь Умиление злых сердец" (авторское название; в православной иконографии - "Умягчение злых сердец") приобретает особую значимость как душевный отклик художника на трагические события.
Кузьма Петров-Водкин. Богоматерь Умиление злых сердец
Небольшое по размерам полотно воспринимается как крупное, монументальное произведение. В 1913-1915 годах Петров-Водкин работал над росписями в соборах Кронштадта и Сум. Очевидно, именно с этим связано появление этого необычного станкового произведения. Трепетный и возвышенный образ Богородицы, созданный мастером, по глубине воздействия - один из самых сильных в творчестве Петрова-Водкина.
Кузьма Петров-Водкин. Берег 1908
Кузьма Петров-Водкин. Весна 1935
Кузьма Петров-Водкин. Мальчики (Играющие мальчики) 1911 г
Кузьма Петров-Водкин. Полдень 1917
Кузьма Петров-Водкин. Сон 1910
Кузьма Петров-Водкин. Юность (поцелуй) 1913
Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт
Кузьма Петров-Водкин. Землетрясение в Крыму 1927
Зал 77 Искусство Бориса Григорьева (1886-1939) сложилось в переплетении многих увлечений - от мирискуснического ретроспективизма и неоклассицизма до экспрессионизма и кубизма. Портрет Мейерхольда (1916) - одно из характерных произведений художника. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) изображен во фраке, цилиндре, белых перчатках.
Борис Григорьев. Портрет В.Э.Мейерхольда. 1916
Его поза странно изломана. На левой руке маска. В маске часто выступал сам Мейерхольд и актеры его театра. За фигурой режиссера - двойник, юноша в восточном костюме. Выражение лица юноши такое же сосредоточенное, напряженное, как у Мейерхольда. Экспрессия заложена не только в движениях актеров. Она создается контрастами черного, белого, розового, динамичностью ритмов и композиции.
Портрет был отмечен в печати как значительное произведение эпохи, в котором символически "отразились гримасы современного духа…"
Борис Григорьев. Девочка с бидоном 1917
Борис Григорьев. Портрет Анны Грилихес 1917
Борис Григорьев. Дом под деревьями 1918
Натан Альтман (1889-1970), прошедший длинный жизненный и творческий путь, начинал с увлечения французским кубизмом. Однако уже ранние его работы несут заряд абсолютной творческой самостоятельности. "Портрет Анны Ахматовой" (1914) относится к ряду лучших произведений русского авангарда.
Натан Альтман (1889-1970) Портрет Анны Ахматовой 1914
Зал 78 Начало ХХ века связано в России в том числе и с яркими впечатлениями от современного западного искусства. Путешествия по Европе, знакомство в Москве и Петербурге с коллекциями Морозова и Щукина, собиравшими уже тогда полотна Сезанна, Матисса и других новаторов ХХ века, несомненно, оказали влияние на путь и характер развития русской изобразительной культуры. В России появились последователи Сезанна. Правда, объединившись в группу с эпатажным названием "Бубновый валет", они весьма своеобразно, на русский манер, трансформировали "сезаннизм". В натюрмортах, портретах и пейзажах Ильи Машкова (1881-1944), Петра Кончаловского (1876-1956), Александра Куприна (1880-1960), Аристарха Лентулова (1882-1943) одновременно с приемами, близкими Сезанну, используется живописная пластическая и сюжетная брутальность русского фольклорного искусства - вывесок над магазинами, игрушки, лубка.
Илья Машков. Мальчик в вышитой сорочке 1909
Петр Кончаловский. Семейный портрет 1911
Петр Кончаловский. Сундук и глиняная посуда
В конце XIX века прялки, подносы, деревянные и глиняные игрушки, расшитые полотенца и одежда составляли быт любой крестьянской семьи, не замечавшийся и не ценившийся современниками. Художники "Бубнового валета" подняли предметы народного творчества до высот большого искусства. Обращение к своим, отечественным корням - явление, глубоко и разнообразно проявившееся в начале ХХ столетия.
Куприн Александр Васильевич. Натюрморт со скульптурой
Осмеркин А.А. Натюрморт с белой пиалой
Зал 79 Русский музей обладает прекрасной коллекцией отечественного авангарда. Здесь представлены практически все течения и направления, почти все имена участников разветвленного процесса утверждения в искусстве новых эстетических идей и средств художественной выразительности. Михаил Ларионов (1881-1964) и Наталия Гончарова (1881-1962), пожалуй, были первыми, кто ушел от повествовательности старого искусства и сделал акцент на упрощении формы (Н.Гончарова. «Бабы», 1908; М.Ларионов. «Лагерь», 1910). Внимание к народному творчеству разных стран, включая Россию, Украину и другие, обогатило палитру и пластику художников, оставивших яркий след в русском искусстве.
Н.Гончарова. Бабы 1908
М.Ларионов. Лагерь 1910
Одна из самых одаренных, но рано умерших представительниц авангарда, Ольга Розанова (1886-1918), как и большинство ее современников, прошла через увлечение неопримитивизмом. «Красный дом» (1908) и «В кафе» (1912-1913) относятся именно к этому периоду, когда Розанова вдохновлялась русской провинцией, иконами, лубками, игрушками, резьбой по дереву.
Ольга Розанова. Красный дом. 1910
Ольга Розанова. В кафе 1912-1913
В этом же зале демонстрируются работы соратников Ларионова - Александра Шевченко («Музыканты», 1913) и Михаила Ле Дантю («Сазандар»), а также грузинского художника Нико Пиросманашвили («Князь с рогом вина», 1908), творчество которого заметила и пропагандировала эта группа.
Александр Шевченк. Музыканты 1913
Михаила Ле Дантю. Сазандар
Нико Пиросманашвили. Князь с рогом вина 1908
Александр Шевченко. Женщина в зеркале 1913
Александр Шевченко. Женщина в красном
Зал 80 Через импрессионизм, кубизм, кубофутуризм подошел к собственному открытию супрематизма Казимир Малевич (1878-1935). Его наследие (более 100 картин и около 20 рисунков) в Русском музее представлено лучше, чем в какой-либо другой стране мира.
Картины импрессионистического и символистского периодов, кубофутуристические "Портрет Клюна" и "Авиатор" (1914), супрематические композиции 1915-1916 годов, целые серии крестьян и крестьянок 1928-1932 годов, в которых соединились фигуративность и супрематизм, и работы последних лет составляют богатство Русского музея.
Казимир Малевич. Портрет И.В.Клюна
Казимир Малевич. Авиатор
Казимир Малевич. Жница
Столь же полной и уникальной является коллекция произведений Павла Филонова (1883-1941). Почти двести картин и более двухсот рисунков и акварелей этого художника были подарены Русскому музею его сестрой Евдокией Глебовой. От ранних композиций ("Масленица". 1913/4?; "Германская война". 1915), где уже видна яркая индивидуальность Филонова, хотя заметны и его связи с фольклором, до произведений зрелых и последних лет художник сохранял и развивал свой метод, названный им аналитическим.
Павел Филонов. Масленица
Павел Филонов. Германская война. 1915
Филонов выстраивал изображения по подобию процесса роста растений в природе. Его композиции, как правило, похожи на мозаики или картинки в калейдоскопе. Но за самой формой - оригинальной и эстетически привлекательной - лежат глубокие, философские размышления Филонова о человеке и окружающем его мире.
Павел Филонов. Мировой расцвет
Павел Филонов. Рыболовная шхуна
Павел Филонов. Ударники
Зал 81 Искусство 1920-1930-х годов
В экспозиции собраны произведения первых двух десятилетий советской власти - портреты современников кисти А.Н.Самохвалова, А.А.Дейнеки, Ф.С.Богородского, характерные полотна на крестьянскую тему представителей ленинградского объединения «Круг художников» В.В.Пакулина и А.Ф.Пахомова.
А. Н. Самохвалов. Девушка в футболке
Пакулин Вячеслав Владимирович. Женщина с ведрами 1928г.
Пакулин Вячеслав Владимирович. Жница
Обращение к новым явлениям в жизни общества можно проследить на примере произведений В.В.Купцова, С.А.Лучишкина, С.Я.Адливанкина, А.Д.Древина, А.Е.Карева. Экспозиция, в которой наряду с историко-революционными полотнами представлены бытовые картины, пейзажи, портреты и натюрморты, свидетельствует о разнообразии творческих исканий мастеров того времени, представленных множеством художественных объединений и группировок - от Ассоциации художников революционной России (И.И.Бродский) и Общества станковистов (Д.П.Штеренберг) до «4-х искусств» (К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов) и «Мастеров аналитического искусства» (В.В.Купцов).
Герасимов Сергей Васильевич. Хлеб наш насущный 1921
Древин А.Д. Спуск на парашюте (Голубой вариант). 1932
Кузнецов Павел Варфоломеевич. Крестьянки
Штеренберг Давид Петрович. Тётя Саша. 1922-1923
Зал 82 Искусство 1920-1930-х годов
В экспозиции собраны произведения первых двух десятилетий советской власти - портреты современников кисти А.Н.Самохвалова, А.А.Дейнеки, Ф.С.Богородского, характерные полотна на крестьянскую тему представителей ленинградского объединения «Круг художников» В.В.Пакулина и А.Ф.Пахомова. Обращение к новым явлениям в жизни общества можно проследить на примере произведений В.В.Купцова, С.А.Лучишкина, С.Я.Адливанкина, А.Д.Древина, А.Е.Карева. Экспозиция, в которой наряду с историко-революционными полотнами представлены бытовые картины, пейзажи, портреты и натюрморты, свидетельствует о разнообразии творческих исканий мастеров того времени, представленных множеством художественных объединений и группировок - от Ассоциации художников революционной России (И.И.Бродский) и Общества станковистов (Д.П.Штеренберг) до «4-х искусств» (К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов) и «Мастеров аналитического искусства» (В.В.Купцов).
Василий Купцов.Туполев АНТ-20 Максим Горький , 1934
Самуил Адливанкин (1897-1966) Состязание юных авиамоделистов
В. Малагис. На смерть Клары Цеткин. 1933 г.
Александр Дайнека. Девушка с книгой 1934
И.Бродский. Первомайская демонстрация на проспекте 25 октября. 1934
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Тревога
Самохвалов Александр. Делегатки (1939)
Серия сообщений "
Русский музей":
Часть 1 -
Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.Часть 2 -
Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2....
Часть 8 -
Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 8.Часть 9 -
Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 9.Часть 10 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 10. Заключительная.
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru