Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 10. Заключительная.

Jul 01, 2013 13:40

Автор - Matrioshka. Это цитата этого сообщения
Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 10. Заключительная.













1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец

Корпус Бенуа Часть 2.

Зал 73

Уход от действительности в мир грез и мечтаний был характерен для светлых по тональности, лирических картин Виктора Борисова-Мусатова (1870-1905), одного из лидеров объединения с поэтическим названием "Голубая роза". Работы художника обычно лишены ярко выраженного сюжетного развития. Искусство мастера элегично, проникнуто грустными раздумьями и тишиной.



Виктор Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой (1898)

В "Автопортрете с сестрой" (1898), где любимая сестренка представлена как обитательница старинной усадьбы, лишенная устойчивости композиция остановлена во времени, как фрагмент кинопленки. Кажется, еще минута - и фигуры проскользнут мимо и исчезнут навсегда где-то там, в заоблачном пространстве.



Виктор Борисов-Мусатов. Две сидящие дамы.



Виктор Борисов-Мусатов. Весна 1901



Виктор Борисов-Мусатов. За вышиванием 1901



Виктор Борисов-Мусатов. Прогулка на закате



Виктор Борисов-Мусатов. Портрет Надежды Юрьевны Станюкович



Виктор Борисов-Мусатов. Три дамы на террасе



Виктор Борисов-Мусатов. Дерево

Зал 74

К весьма своеобразным явлениям русского искусства начала ХХ века относится, например, так называемый неоклассицизм, или неоромантизм как его иногда называют. В пору разгара увлечения модными новаторскими поисками формы художники Александр Яковлев (1887-1938), Василий Шухаев (1887-1973), Зинаида Серебрякова (1884-1967) обращаются как к источникам вдохновения к произведениям средневековых и ренессансных мастеров. В произведениях этих мастеров современные сюжеты трактуются с использованием легкой стилизации под живописный и пластический язык их великих предшественников.





Александр Яковлев (1887-1938) Пьеро и Арлекин

В начале 1910-х годов Шухаев и Яковлев выступали в "Доме интермедий" в Петербурге в пантомиме А. Шницлера "Шарф Коломбины". Яковлев - в роли Арлекина, Шухаев - в роли Пьеро. Их двойной автопортрет ("Арлекин и Пьеро", 1914) - своеобразное воспоминание об увлечении театром. В картине Шухаев и Яковлев возрождают форму классического портрета, из старого искусства заимствованы также академически четкий рисунок, светотеневая моделировка форм, локальность цвета, бесфактурная кладка мазка.



Василий Шухаев (1887-1973) Портрет Е.Н. Шухаевой 1917



А. Е. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро 1915

Лучшие работы Серебряковой, запечатлевшие облик курских крестьянок, принадлежат неоклассицизму 1910-х годов. Сцену купания в сельской бане (1913) художница трактует как исполненный глубокого сокровенного смысла торжественный обряд.



Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.

Зал 75

Увлечение Востоком сыграло огромную роль в творчестве многих художников начала ХХ века.

Колористической гамме его произведений близки работы Павла Кузнецова (1878-1968) - натюрморты, портреты в пейзаже, романтические сцены из жизни народов Востока.

С начала 1910-х под впечатлением поездок в Заволжские степи и Бухару Кузнецов писал картины-грезы о первозданном и гармоничном мире Востока («Вечер в степи», 1912). Бытовые мотивы, пронизывающие "киргизскую сюиту", всегда остаются лишь мотивами. Художник не превышает той меры конкретности, за которой мотив перерастает в сюжет. И люди, и животные, и вещи предстают на полотнах равноправными элементами, оперируя которыми живописец творит свой неповторимый мир.



Павел Кузнецов (1878-1968) «Вечер в степи», 1912

В зале демонстрируются работы и других участников объединения «Голубая роза» - Николая Милиоти («Рождение Венеры», 1912), Николая Сапунова («Цветы и фарфор», 1912), Мартироса Сарьяна («Гиены», 1909).



Николай Милиоти.«Рождение Венеры», 1912



Николай Сапунов. «Цветы и фарфор» 1912



Мартирос Сарьян.«Гиены», 1909



Наумов Павел Семенович



Василий Денисов. Морское дно

Зал 76

Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), начинавший с увлечения французским символизмом, в 1910-е годы углубился в русскую тематику и поиски национальных выразительных средств. Строгие, даже аскетические натюрморты, портреты, бытовые композиции, похожие на иконы, сюжетные изображения военных или житейских ситуаций связаны с историей страны, событиями, происходящими в ней.







Кузьма Петров-Водкин. На линии огня

Созданная в годы первой мировой войны, картина "Богоматерь Умиление злых сердец" (авторское название; в православной иконографии - "Умягчение злых сердец") приобретает особую значимость как душевный отклик художника на трагические события.



Кузьма Петров-Водкин. Богоматерь Умиление злых сердец

Небольшое по размерам полотно воспринимается как крупное, монументальное произведение. В 1913-1915 годах Петров-Водкин работал над росписями в соборах Кронштадта и Сум. Очевидно, именно с этим связано появление этого необычного станкового произведения. Трепетный и возвышенный образ Богородицы, созданный мастером, по глубине воздействия - один из самых сильных в творчестве Петрова-Водкина.



Кузьма Петров-Водкин. Берег 1908



Кузьма Петров-Водкин. Весна 1935



Кузьма Петров-Водкин. Мальчики (Играющие мальчики) 1911 г



Кузьма Петров-Водкин. Полдень 1917



Кузьма Петров-Водкин. Сон 1910



Кузьма Петров-Водкин. Юность (поцелуй) 1913



Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт



Кузьма Петров-Водкин. Землетрясение в Крыму 1927

Зал 77

Искусство Бориса Григорьева (1886-1939) сложилось в переплетении многих увлечений - от мирискуснического ретроспективизма и неоклассицизма до экспрессионизма и кубизма. Портрет Мейерхольда (1916) - одно из характерных произведений художника. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) изображен во фраке, цилиндре, белых перчатках.



Борис Григорьев. Портрет В.Э.Мейерхольда. 1916

Его поза странно изломана. На левой руке маска. В маске часто выступал сам Мейерхольд и актеры его театра. За фигурой режиссера - двойник, юноша в восточном костюме. Выражение лица юноши такое же сосредоточенное, напряженное, как у Мейерхольда. Экспрессия заложена не только в движениях актеров. Она создается контрастами черного, белого, розового, динамичностью ритмов и композиции.

Портрет был отмечен в печати как значительное произведение эпохи, в котором символически "отразились гримасы современного духа…"



Борис Григорьев. Девочка с бидоном 1917



Борис Григорьев. Портрет Анны Грилихес 1917



Борис Григорьев. Дом под деревьями 1918

Натан Альтман (1889-1970), прошедший длинный жизненный и творческий путь, начинал с увлечения французским кубизмом. Однако уже ранние его работы несут заряд абсолютной творческой самостоятельности. "Портрет Анны Ахматовой" (1914) относится к ряду лучших произведений русского авангарда.



Натан Альтман (1889-1970) Портрет Анны Ахматовой 1914

Зал 78

Начало ХХ века связано в России в том числе и с яркими впечатлениями от современного западного искусства. Путешествия по Европе, знакомство в Москве и Петербурге с коллекциями Морозова и Щукина, собиравшими уже тогда полотна Сезанна, Матисса и других новаторов ХХ века, несомненно, оказали влияние на путь и характер развития русской изобразительной культуры. В России появились последователи Сезанна. Правда, объединившись в группу с эпатажным названием "Бубновый валет", они весьма своеобразно, на русский манер, трансформировали "сезаннизм". В натюрмортах, портретах и пейзажах Ильи Машкова (1881-1944), Петра Кончаловского (1876-1956), Александра Куприна (1880-1960), Аристарха Лентулова (1882-1943) одновременно с приемами, близкими Сезанну, используется живописная пластическая и сюжетная брутальность русского фольклорного искусства - вывесок над магазинами, игрушки, лубка.



Илья Машков. Мальчик в вышитой сорочке 1909



Петр Кончаловский. Семейный портрет 1911



Петр Кончаловский. Сундук и глиняная посуда

В конце XIX века прялки, подносы, деревянные и глиняные игрушки, расшитые полотенца и одежда составляли быт любой крестьянской семьи, не замечавшийся и не ценившийся современниками. Художники "Бубнового валета" подняли предметы народного творчества до высот большого искусства. Обращение к своим, отечественным корням - явление, глубоко и разнообразно проявившееся в начале ХХ столетия.



Куприн Александр Васильевич. Натюрморт со скульптурой



Осмеркин А.А. Натюрморт с белой пиалой



Зал 79

Русский музей обладает прекрасной коллекцией отечественного авангарда. Здесь представлены практически все течения и направления, почти все имена участников разветвленного процесса утверждения в искусстве новых эстетических идей и средств художественной выразительности. Михаил Ларионов (1881-1964) и Наталия Гончарова (1881-1962), пожалуй, были первыми, кто ушел от повествовательности старого искусства и сделал акцент на упрощении формы (Н.Гончарова. «Бабы», 1908; М.Ларионов. «Лагерь», 1910). Внимание к народному творчеству разных стран, включая Россию, Украину и другие, обогатило палитру и пластику художников, оставивших яркий след в русском искусстве.



Н.Гончарова. Бабы 1908



М.Ларионов. Лагерь 1910

Одна из самых одаренных, но рано умерших представительниц авангарда, Ольга Розанова (1886-1918), как и большинство ее современников, прошла через увлечение неопримитивизмом. «Красный дом» (1908) и «В кафе» (1912-1913) относятся именно к этому периоду, когда Розанова вдохновлялась русской провинцией, иконами, лубками, игрушками, резьбой по дереву.



Ольга Розанова. Красный дом. 1910



Ольга Розанова. В кафе 1912-1913

В этом же зале демонстрируются работы соратников Ларионова - Александра Шевченко («Музыканты», 1913) и Михаила Ле Дантю («Сазандар»), а также грузинского художника Нико Пиросманашвили («Князь с рогом вина», 1908), творчество которого заметила и пропагандировала эта группа.



Александр Шевченк. Музыканты 1913



Михаила Ле Дантю. Сазандар



Нико Пиросманашвили. Князь с рогом вина 1908



Александр Шевченко. Женщина в зеркале 1913



Александр Шевченко. Женщина в красном

Зал 80

Через импрессионизм, кубизм, кубофутуризм подошел к собственному открытию супрематизма Казимир Малевич (1878-1935). Его наследие (более 100 картин и около 20 рисунков) в Русском музее представлено лучше, чем в какой-либо другой стране мира.









Картины импрессионистического и символистского периодов, кубофутуристические "Портрет Клюна" и "Авиатор" (1914), супрематические композиции 1915-1916 годов, целые серии крестьян и крестьянок 1928-1932 годов, в которых соединились фигуративность и супрематизм, и работы последних лет составляют богатство Русского музея.



Казимир Малевич. Портрет И.В.Клюна



Казимир Малевич. Авиатор



Казимир Малевич. Жница

Столь же полной и уникальной является коллекция произведений Павла Филонова (1883-1941). Почти двести картин и более двухсот рисунков и акварелей этого художника были подарены Русскому музею его сестрой Евдокией Глебовой. От ранних композиций ("Масленица". 1913/4?; "Германская война". 1915), где уже видна яркая индивидуальность Филонова, хотя заметны и его связи с фольклором, до произведений зрелых и последних лет художник сохранял и развивал свой метод, названный им аналитическим.



Павел Филонов. Масленица



Павел Филонов. Германская война. 1915

Филонов выстраивал изображения по подобию процесса роста растений в природе. Его композиции, как правило, похожи на мозаики или картинки в калейдоскопе. Но за самой формой - оригинальной и эстетически привлекательной - лежат глубокие, философские размышления Филонова о человеке и окружающем его мире.



Павел Филонов. Мировой расцвет



Павел Филонов. Рыболовная шхуна





Павел Филонов. Ударники

Зал 81

Искусство 1920-1930-х годов

В экспозиции собраны произведения первых двух десятилетий советской власти - портреты современников кисти А.Н.Самохвалова, А.А.Дейнеки, Ф.С.Богородского, характерные полотна на крестьянскую тему представителей ленинградского объединения «Круг художников» В.В.Пакулина и А.Ф.Пахомова.



А. Н. Самохвалов. Девушка в футболке



Пакулин Вячеслав Владимирович. Женщина с ведрами 1928г.



Пакулин Вячеслав Владимирович. Жница

Обращение к новым явлениям в жизни общества можно проследить на примере произведений В.В.Купцова, С.А.Лучишкина, С.Я.Адливанкина, А.Д.Древина, А.Е.Карева. Экспозиция, в которой наряду с историко-революционными полотнами представлены бытовые картины, пейзажи, портреты и натюрморты, свидетельствует о разнообразии творческих исканий мастеров того времени, представленных множеством художественных объединений и группировок - от Ассоциации художников революционной России (И.И.Бродский) и Общества станковистов (Д.П.Штеренберг) до «4-х искусств» (К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов) и «Мастеров аналитического искусства» (В.В.Купцов).



Герасимов Сергей Васильевич. Хлеб наш насущный 1921



Древин А.Д. Спуск на парашюте (Голубой вариант). 1932



Кузнецов Павел Варфоломеевич. Крестьянки



Штеренберг Давид Петрович. Тётя Саша. 1922-1923



Зал 82

Искусство 1920-1930-х годов

В экспозиции собраны произведения первых двух десятилетий советской власти - портреты современников кисти А.Н.Самохвалова, А.А.Дейнеки, Ф.С.Богородского, характерные полотна на крестьянскую тему представителей ленинградского объединения «Круг художников» В.В.Пакулина и А.Ф.Пахомова. Обращение к новым явлениям в жизни общества можно проследить на примере произведений В.В.Купцова, С.А.Лучишкина, С.Я.Адливанкина, А.Д.Древина, А.Е.Карева. Экспозиция, в которой наряду с историко-революционными полотнами представлены бытовые картины, пейзажи, портреты и натюрморты, свидетельствует о разнообразии творческих исканий мастеров того времени, представленных множеством художественных объединений и группировок - от Ассоциации художников революционной России (И.И.Бродский) и Общества станковистов (Д.П.Штеренберг) до «4-х искусств» (К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов) и «Мастеров аналитического искусства» (В.В.Купцов).



Василий Купцов.Туполев АНТ-20 Максим Горький , 1934



Самуил Адливанкин (1897-1966) Состязание юных авиамоделистов



В. Малагис. На смерть Клары Цеткин. 1933 г.



Александр Дайнека. Девушка с книгой 1934



И.Бродский. Первомайская демонстрация на проспекте 25 октября. 1934



Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Тревога



Самохвалов Александр. Делегатки (1939)

Серия сообщений "Русский музей":

Часть 1 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.
Часть 2 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2.
...
Часть 8 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 8.
Часть 9 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 9.
Часть 10 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 10. Заключительная.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up