Автор -
Парашутов. Это цитата
этого сообщенияНОВЫЙ ПРОЕКТ ГЕРОИ ПЬЕС ШЕКСПИРА (ЧАСТЬ 23 - ОСТИН, ГАМЛЕТ И МОДЕРН)
И прошел бы мимо этого художника, если бы не «зацепила» его шекспировская тема. В русскоязычном интернете его имени и не встретишь, да и к художникам его многие историки не относят, а так, снисходительно, к иллюстраторам. И если бы не более-менее подробная статья исследователя творчества Остина - доктора Д.Филлипса из Лимингтона, да статья о художнике на иностранном сайте, посвященном книжным иллюстраторам, то пришлось бы констатировать факт: «Да, был такой художник, посмотрите его работы (благо, они представлены в интернете, но не так полно, как хотелось бы)». Пишу об этом с иронией, поскольку даже в Словаре современных британских художников под редакцией Бернарда Долмана, изданном в 1929 году, и в Биографическом Словаре британских художников, изданном позже, Остину посвящены две-три строчки. Пошарив по Всемирной паутине, перевел и составил вот такой материал.
Джон Арчибальд Остин
John Archibald Austen
5 января 1886 - 27 октября 1948
John Austen Self-portrait (woodcut above). 1930 г.
Автопортрет (гравюра на дереве)
Английский книжный иллюстратор.
Джон Остин родился в городе Дувр у пролива Па-де-Кале в графстве Кент. Он был вторым ребенком в семье плотника Джона Уолтера Клемента Остина и дочери батрака Присциллы Джейн Хукер. Семья отца происходила из Нью Ромни, городка в районе Шепвей, а мать была родом из Олдингтона, которые тоже находились в графстве Кент. Известно, что дед художника Джон Клемент Остин работал на ферме Уоррена в пригороде Нью Ромни, и часть этой фермы существует до сих пор.
После окончания школы Джон решил пойти по стопам отца и стал учиться на плотника. В 1906 году он переехал в Лондон, чтобы найти работу по профессии, но вскоре стал изучать искусство.
О причинах такого поступка нигде не указывается. Впрочем, и последующее десятилетие остается «белым пятном» в биографии художника. Неизвестно, где он учился живописи, у кого и, вообще, учился ли. Возможно, Остин был самоучкой, тогда остается признать - талантливым самоучкой.
Бёрдслей
Историки пишут, что, начав изучать живопись, Джон попал под сильное влияние творчества Обри Бердслея, и его ранние работы были очень подражательными. Остин досконально изучал творчество так рано ушедшего художника и поэта (а может, заодно и «учился» у него).
Как пишут историки, импрессионизм и модерн еще не особо вошли в моду на Британских островах и не часто воспринимались публикой, а вот «декадентский» стиль Бёрдслея имел «свою» аудиторию.
Обри Винсент Бёрдслей (Aubrey Vincent Beardsley, 21 августа 1872, Брайтон, графство Суссекс - 16 марта 1898, Ментона, Франция) был, действительно одним из виднейших представителей английского эстетического движения 1890-х годов.
Jacques-Emile Blanche Portrait of Aubrey Beardsley. 1895 г.
Известнейший художник-график, иллюстратор и поэт, на самом деле, был практически самоучкой. Его «университеты» состояли из практики чертёжника в студии одного лондонского архитектора и краткосрочных уроков в Вестминстерской художественной школе у профессора Ф. Брауна по совету Эдварда Бёрн-Джонса. Историки пишут, что Обри был настоящим вундеркиндом: рисовать он начал с четырёх лет, в 9 лет собирал на свои выступления (игра на пианино) в Лондоне трехтысячные залы, в 11 лет стал сочинять музыку и стихи, читал в оригинале греческих и латинских авторов. В 20 лет к Бёрдслею пришла слава художника, через два года он стал редактором журнала «The yellow book» (Жёлтая книга). Художник был настоящим «королем» дендизма, дружил с Оскаром Уайльдом, Джоном Греем и поэтом-теоретиком гомосексуализма Марком-Андре Раффаловичем, отчего его тоже обвиняли в нетрадиционной ориентации. Невиданный успех пришел к Обри после публикации иллюстраций к пьесе «Саломея» О.Уальда, но к этому времени художник был уже тяжело болен. Несколько поколений в семье отца страдали от туберкулёза, подобный диагноз Бёрдслею поставили в семь лет. В 1896 году художник писал одному из друзей: «Я знаю, болезнь моя неизлечима, но я уверен, что можно принять меры к тому, чтобы ход её был менее скор. Не считайте меня глупым, что я так торгуюсь из-за нескольких месяцев, но вы поймёте, что они могут быть для меня ценны по многим причинам. Я с наслаждением начинаю думать о том, что выпущу еще две или три иллюстрированные вещицы…». 16 марта 1898 года в полном сознании, в присутствии матери и сестры, Бёрдслей скончался в французском курортном городке Ментона на берегу Средиземного моря.
Нильсен
Имя Джона Остина также часто связывают с именем его ровесника, датского иллюстратора Кея Расмуса Нильсена (Kay Rasmus Nielsen, 12 марта 1886 - 21 июня 1957), поскольку тот тоже был страстно увлечен стилем Обри Бердслея.
Kay Nielsen.
Родившийся в Копенгагене в артистической семье, где отец был директором театра, а мать - известной актрисой, Кей с 1905 по 1911 учился рисованию в Париже в Академии Жюлиана и Академии Коларосси, а с 1911 по 1916 год жил в Англии. Историки предполагают, что Остин и Нильсен были знакомы и в 1910-х годах часто встречались. Именно в Англии Нильсен начал свою карьеру иллюстратора, в 1913 году вышла книга сказок Артура Квиллер-Катча «В пудре и кринолине» с его рисунками, и в это же время Нильсен для одного из литературных журналов к Рождеству проиллюстрировал четыре известные сказки Шарля Перро. В 1914 году Нильсен вместе с художниками, рисующими темперой выезжал писать пейзажи в районе Дувра, и это еще один факт в пользу возможного знакомства Кея с Остином, поскольку Дувр был родным городом Остина, куда он, без сомнения, приезжал проведывать родителей.
В 1917 году Нильсен уехал в Америку, а спустя год вернулся на родину. Как предполагают историки, больше Джон не встречался с Нильсеном, но даже эти несколько лет общения «дали свои всходы».
Завершая рассказ о Нильсене, сообщу, что в Дании он оформлял спектакли в Датском королевском театре, нарисовал иллюстрации к сказкам Андерсена (1924) и братьев Гримм (1925). В 1939 году Нильсен уехал в Калифорнию и сотрудничал со студией Уолта Диснея. Долгие годы Кей работал над блестящими рисунками к арабским сказкам «1001 ночь», он хотел после второй мировой войны издать их по всей Европе, но впервые эти иллюстрации были опубликованы в Дании только в 2005 году. Последние годы художник провел в бедности, расписывая стены для школ и выполняя заказы для церквей.
Муза Джона
Первые иллюстрации Остина к детской книге «Маленькая обезьянка» были опубликованы в 1921 году, думаю, не без вдохновения и поддержки его молодой жены.
John Austen Frontispiece illustration. 1928 г.
15 апреля 1919 года 33-летний Джон женился в Лондоне на 26-летней Руби Флоренс Томсон, дочери полицейского на пенсии. Семья поселилась в районе Святого Джона Вуда на северо-западе Лондона и в северо-западной части Риджентс-парка.
Историки пишут, что на протяжении всей карьеры в качестве иллюстратора, Руби выступала в качестве модели для мужа. Ее длинное узкое лицо, высокий лоб и высокие скулы можно узнать во многих героинях на иллюстрациях Остина.
John Austen Madame Bovary. Emma.
John Austen Standing Woman.
John Austen Illustration from As You Like It Shakespear's.
В 1922 году вышла книга «Гамлет» с иллюстрациями художника. Эта работа принесла ему признание и известность. И хотя эти иллюстрации показывают еще прямое влияние Бёрдслея, но историки отмечают, что в работе уже видны признаки самобытности творчества Остина.
В следующем, 1923 году Джон проиллюстрировал «Приключения Арлекина», в этой работе художник использовал позолоту, которую позже активно применял в других работах.
Первая выставка
В 1925 году состоялась первая выставка Остина. Вместе со своими друзьями Гарри Кларком и Аланом Одлом Джон выставил свои работы в галерее Святого Георгия (St George's Gallery) в Лондоне.
Когда Остин стал активно печататься, его работы сразу же были замечены коллегами художника. В источниках указано, что самые популярные книжные иллюстраторы Британии, в том числе и Гарри Кларк, были очарованы поразительной твердостью линий и форм работ Остина. Очень быстро Джон подружился с Гарри.
Гарри Кларк (Harry Clarke, 17 марта 1889 - 6 января 1931) - ирландский витражист и книжный иллюстратор, является ведущей фигурой в декоративном ирландском искусстве.
Гарри родился в семье ремесленника Джошуа Кларка, с детства увлекся искусством, в частности модерном. Учился в колледже Бельведер в Дублине, после окончания которого учился витражному искусству в Школе искусств Дублина. Одна из работ студента в 1910 году выиграла Золотую медаль на конкурсе Совета народного образования. Завершить свое образование Гарри отправился в Лондон, где нашел работу книжного иллюстратора у издателя Харрапа. Первые крупные заказы на иллюстрации к сказкам Андерсена были выполнены в 1916 году. Во время расцвета книжной иллюстрации в первой четверти ХХ века в Британии работы Кларка тоже сравнивали с работами Обри Бёрдслея и Кея Нильсена.
За первым проектом последовали иллюстрации к сказкам Шарля Перро и «Фаусту» Гете. Иллюстрации к Гете являются самой известной работой Кларка, предвосхищающей тревожные образы психоделии 1960-х годов. Еще художник известен рекламными буклетами для ирландского виски Jameson. Последняя книга с иллюстрациями Кларка - «Избранные стихи Алджернона Чарльза Суинберна», были опубликованы в 1928 году.
Но главную роль в творчестве Кларка играли все же витражи. Вместе с братом Вальтером Гарри создал более 130 окон, выполняя работы в мастерской отца, в которой братья работали после его смерти в 1921 году. Витражи Кларка включают в себя не только работы на религиозные темы (например, в часовне университета Корк), но и светские сюжеты (в кафе Бьюли на Графтон-стрит в Дублине). Витражи Кларка имели большое значение для французских символистов.
Увы, из-за токсичных химических веществ, используемых в производстве витражей, братья Кларк заболели туберкулезом и оба умерли в течение года друг за другом. После смерти Вальтера, Гарри пытался лечиться в Швейцарии, но безрезультатно.
Большим другом Остина был также коллега-иллюстратор Алан Одл (Alan Elsden Odle, 1888-1948). Историки считают, что гротескные иллюстрации и «декаденский» стиль Одла стали своеобразными предшественниками сюрреализма. Художник иллюстрировал английское издание «Кандида» Вольтера, произведение «1601: Беседа у камина во времена Тюдоров» Марка Твена. В 1917 году Одл женился на известной английской романистке Дороти Ричардсон (Dorothy Richardson, 17 мая 1873 - 17 июня 1957), которая была старше его на пятнадцать лет.
Alan Elsden Odle. 1916 г.
Dorothy Richardson.
Жизнь Дороти до брака с Одлом была яркой и нелегкой. В семнадцать лет из-за финансовых трудностей отца она пошла работать гувернанткой, в конце 1893 года отец стал банкротом. В 1895 году Ричардсон ушла с работы, чтобы ухаживать за больной матерью, но мать в этом же году покончила жизнь самоубийством. В следующем году Дороти переехала в район Блумсбери, там в начале 1900-х она познакомилась с писателями группы Блумсбери. У Дороти в 1907 году был даже роман с Гербертом Уэллсом, который привел к беременности и выкидышу. Писательскую карьеру Ричардсон начала в качестве журналиста около 1906 года, в 1915 году она опубликовала свой первый роман, который принес ей известность. В 1917 году Дороти вышла замуж за Одла, до 1939 года супруги проводили зимы в Корнуолле, а лето в Лондоне, а затем жили постоянно в Корнуолле до смерти Одла в 1948 году. Ричардсон поддерживала мужа, предлагая его работы периодическим изданиям, на протяжении многих лет. В 1954 году она переехала в дом престарелых в пригороде Лондона, где и умерла три года спустя. Увы, сейчас Одла воспринимают в первую очередь, как мужа известной романистки.
В своей книге «Джон Остин и неразлучные» (1930) Дороти Ричардсон дала интересное описание Джона Остина. Она написала, что Джон был «идеальным эстетом, манерно-изысканным во внешнем виде до кончиков пальцев и при этом слегка циничным».
Творчество
На протяжении 1920-х годов Остин проиллюстрировал десятки книг. «Стиль Бёрдслея» к 1925 году сменился влиянием движения «арт деко».
В течение четырех лет, с 1926 по 1929 год, художник выполнил иллюстрации к «Дон Жуану» Байрона (1926), романам Анатоля Франса «Боги жаждут» (1927), Лоренса Стерна «Жизнь и убеждения джентльмена Тристрама Шенди» (1928), Гюстава Флобера «Мадам Бовари» (1928) и Даниэля Дефо «Судьба и несчастья известной Молл Фландерс» (1929), а также к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» и пьесе Шекспира «Как вам это нравится». Последние две работы были с восторгом встречены критиками. У. Дэвис, например, написал: «Иллюстрации Джона Остина -одно удовольствие!»
Художник использовал несколько методов в работе над иллюстрациями, включая гравюру на дереве и гравировку иглой. Он также занимался производством рекламы и выполник эскизы нескольких плакатов.
Джон Остин еще в 1921 году стал членом Королевского общества английских художников и был упомянут в Словаре современных британских художников, изданном в 1929 году под редакцией Бернарда Долмана.
Последние годы
К 1930 году, после болезни, Остин с супругой вернулись в Нью Ромни в графстве Кент. Они поселились сначала в отреставрированной бывшей хмелесушилке в Петаме, затем переехали в арендованный коттедж на ферме «Восторг сердца» (Heart's Delight) возле Кентербери.
Следующее десятилетие художник посвятил творчеству. Со временем он стал более декоратором книг, чем иллюстратором. Его работы были признаны в США, Остин иллюстрировал книги по заказу Клуба книжного наследия в Нью-Йорке и был членом Клуба эксклюзивных (ограниченных) изданий (Limited Editions Club). Среди выполненных работ - романы «Пиквикский клуб», «Дэвид Копперфилд» и «Комедия ошибок».
Помимо работы по оформлению книг, Остин преподавал в Школе искусств в Танете и в 1937 году выпустил учебник под названием «Азбука пера и чернил» (The ABC of Pen and Ink Rendering).
Примерно в это же время Джон научился читать по-испански и вернулся к теме Дон Жуана, изучив все легенды о герое, позже он издал книгу «Истории Дон Жуана».
Незадолго до второй мировой войны Остины переехали в небольшой прибрежный город Хайт на южном побережье графства Кент. Они поселились в старом доме, бывшем доме контрабандистов под названием «Коттедж Роз», где Джон прожил до самой смерти. В городе мало кто знал, что у них живет известный художник.
Вскоре после переезда здоровье художника стало ухудшаться. Друзья Джона обратились к королю Георгу VI с ходатайством назначить художнику персональную пенсию.
В 1946 году Остин проиллюстрировал книгу «Убеждение» Джейн Остин. Это стало его последней крупной художественной работой, через два года, 27 октября 1948 года, художник умер.
За свою сорокалетнюю карьеру Остин проиллюстрировал более сорока книг и выполнил немало других работ. Как гравер и книжный иллюстратор он был хорошо известен по обе стороны Атлантики. В газете «Sunday Times» был напечатан некролог, в котором говорилось: «в черно-белых иллюстрациях художник был выдающимся, его акварельные работы просто великолепны».
Литературным душеприказчиком художника был назначен Уилфред Грегсон из Плуклея, графство Кент. После смерти мужа Руби Томсон продолжала жить в «Коттедже Роз», она умерла в Фолкстоне 17 августа 1967 года.
Ну, а теперь предлагаю насладиться иллюстрациями к "Гамлету".
Основные источники - Википедия, сайты
1 и
2.
/font
Серия сообщений "
Шекспир":
Часть 1 -
ОБРАЗ ОФЕЛИИ В МИРОВОЙ ЖИВОПИСИЧасть 2 -
ЮБИЛЕЙ ПРОЕКТА "ШЕКСПИРОВСКИЕ ГЕРОИНИ"....
Часть 23 -
НОВЫЙ ПРОЕКТ ГЕРОИ ПЬЕС ШЕКСПИРА (ЧАСТЬ 21 - ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЖОЗЕФА НОЭЛЯ ПАТОНА)Часть 24 -
НОВЫЙ ПРОЕКТ ГЕРОИ ПЬЕС ШЕКСПИРА (ЧАСТЬ 22 - ШЕКСПИРОВСКАЯ СЕРИЯ ФРЭНСИС БРУНДАДЖ)Часть 25 - НОВЫЙ ПРОЕКТ ГЕРОИ ПЬЕС ШЕКСПИРА (ЧАСТЬ 23 - ОСТИН, ГАМЛЕТ И МОДЕРН)
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru