Вновь оснеженные колонны, Елагин мост и два огня... Anna Ostroumova -Lebedeva/Анна Остроумова-Лебед

May 19, 2017 02:47

Автор - lira_lara. Это цитата этого сообщения
Вновь оснеженные колонны, Елагин мост и два огня... Anna Ostroumova -Lebedeva/Анна Остроумова-Лебедева



Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871-1955)

Девушка с резцом

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА



146 лет назад родилась художница Анна Остроумова-Лебедева. Этой маленькой женщине с мягкими, чуть неуверенными движениями суждено было стать спасительницей гравюры на дереве. Анна Петровна вдохнула жизнь в сложную технику, почти забытую из-за бурного развития фотографии, а также вошла в историю как один из самых «петербургских» мастеров.

Сегодня трудно представить, чего стоило барышне конца XIX - начала XX века посвятить жизнь изобразительному искусству. Наиболее знаменитой отечественной художнице, Зинаиде Серебряковой, помогло удачное стечение обстоятельств: она выросла в творческой атмосфере - ее многочисленные родственники рисовали, чертили, лепили. Иным образом складывалась судьба Остроумовой-Лебедевой.

Родившаяся в семье тайного советника Петра Остроумова, девочка с боем отстаивала право на самоопределение. Вначале пошла на вечерние курсы Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица, где занималась у великого гравера Василия Матэ. А затем - вопреки желанию родных - поступила в Академию художеств. Среди ее наставников были известный рисовальщик Павел Чистяков и легендарный Илья Репин, высоко ценивший талант ученицы.



Финские озера, 1900 ...

Любопытны воспоминания о молодой Остроумовой-Лебедевой, оставленные Александром Бенуа: «Мы с невестой увлекались тогда копированием старых мастеров в Эрмитаже, и как раз я был занят портретом слегка криворотого мужчины Франца Хальса.., когда рядом с нами появилась небольшого роста барышня в пенсне, которая принялась набрасывать углем на холсте «Девочку с метлой» Рембрандта (все эти три картины висели в те годы почти рядом). Я был несколько озадачен дерзостью такой затеи. <...> И никак нельзя было ожидать, что барышня в пенсне хоть в какой бы то ни было степени одолеет колоссальные трудности задачи. <...> Каково же было наше удивление, когда из-под угля на холсте у любительницы мощными штрихами стала вырисовываться фигура девочки, а затем с необычайной энергией, напомнившей мне знакомые приемы Репина, моя соседка стала прокладывать красками свою картину. Через недели две она ее кончила. <...> Я как-то сразу скис и вскоре оставил свою работу, не доведя ее до той законченности, какую я себе сначала наметил».



Портрет Андрея Белого. Коктебель. 1924



Михаил Булгаков



В следующий раз они встретились через шесть лет в Париже, куда Анна приехала набираться опыта. Правда, училась не у модных французских импрессионистов, а у американца Джеймса Уистлера. Тогда же сблизилась с Константином Сомовым, создавшим ее акварельный портрет.

После окончания Академии пришлось сделать нелегкий выбор: у художницы обнаружилась астма, вызванная работой с масляными красками и скипидаром. В итоге она перешла на акварель, а также стала плотно заниматься гравюрой, в том числе - цветной ксилографией. Девушка объясняла новое увлечение следующим образом: «Сама техника не допускает поправок, и потому в деревянной гравюре нет места сомнениям и колебаниям. Что вырезано, то и остается четким и ясным. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя. Туманностей нет». 
 

Петроград. Красные колонны

Этот интерес всячески стимулировали представители «Мира искусства» (с легкой руки Дягилева художница попала в круг авторов одноименного журнала). Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной, и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка». При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно. Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей, и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль».



Анна Петровна Остроумова-Лебедева ( 1871 - 1955 ). Максимилиан Волошин

И правда: тонкие изысканные произведения Анны Петровны могли удовлетворить самый требовательный вкус. У нее получались интересные портреты: изображение Максимилиана Волошина сейчас хранится в Русском музее, а Михаила Булгакова - в Бахрушинском. Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. Например, эстампы с очертаниями Венеции - сказочного города, имевшего для Анны особое значение. Именно там в 1903 году она поняла, что влюблена в двоюродного брата, талантливого химика Сергея Лебедева, впоследствии первым синтезировавшего каучук в промышленном масштабе. Чувство оказалось взаимным, и в 1905-м они поженились. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством.



Остроумова-Лебедева А. П.   Осень в Петрограде, 1916 |



Пейзаж с мостиком



Остроумова-Лебедева А. П. Павловск. Ворота



Анна Петровна Остроумова-Лебедева, 1921 год.



Остроумова-Лебедева Осень в Петрограде

Еще лучше заграничных пейзажей Анне Петровне удавались виды Петербурга. Тонкий шпиль Адмиралтейства, исчезающая в легкой дымке невская перспектива, сумерки на Крюковом канале... Виртуозно переданные пышность и строгость северной столицы. В углу - скромный значок вместо подписи: «Л», обведенная кружком - буквой «О».

Остроумова-Лебедева навсегда осталась преданной родному городу, не уехала даже во время блокады. Это был сознательный выбор, хотя работа в тяжелых условиях требовала от пожилой художницы героизма. Создавшая в тот период ряд гравюр и акварелей, Анна Петровна вспоминала: «Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке - коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. <...> Всех волнует один и тот же вопрос: «Уезжать ли?» Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на все страшное впереди. <...> Теперь об акварельной кисти. Она ведь близкий друг художника, исполнительница его воли. На ее кончике - сердце художника». И эта верность искусству и городу на Неве - одна из составляющих редкого дара Остроумовой-Лебедевой.



Автопортрет 1940г.





Петербург. Летний сад зимой. 1902
Александр Блок

На островах

Вновь оснеженные колонны, Елагин мост и два огня. И голос женщины влюбленный. И хруст песка и храп коня. Две тени, слитых в поцелуе, Летят у полости саней. Но не таясь и не ревнуя, Я с этой новой - с пленной - с ней. Да, есть печальная услада В том, что любовь пройдет, как снег. О, разве, разве клясться надо В старинной верности навек? Нет, я не первую ласкаю И в строгой четкости моей Уже в покорность не играю И царств не требую у ней. Нет, с постоянством геометра Я числю каждый раз без слов Мосты, часовню, резкость ветра, Безлюдность низких островов. Я чту обряд: легко заправить Медвежью полость на лету, И, тонкий стан обняв, лукавить, И мчаться в снег и в темноту, И помнить узкие ботинки, Влюбляясь в хладные меха... Ведь грудь моя на поединке Не встретит шпаги жениха... Ведь со свечой в тревоге давней Ее не ждет у двери мать... Ведь бедный муж за плотной ставней Ее не станет ревновать... Чем ночь прошедшая сияла, Чем настоящая зовет, Все только - продолженье бала, Из света в сумрак переход... 22 ноября 1909  

   Петербург. Адмиралтейство под снегом. 1909


Весенний мотив. 1904


Барка. 1904


Аллея в Царском Селе. 1905


Петербург. Ростральная колонна и Биржа. 1908


Петербург. Вид Невы сквозь колонны биржи. 1908


Петербург. Ростральная колонна под снегом. 1909


Петербург. Ростральная колонна и таможня. 1909


Петербург. Крюков канал. 1910


Венеция. Большой канал. Серый день. 1911



Вид Петербурга.1912


Амстердам. Рынок железа. 1913


Дворец Бирона и барки. 1916


Ленинград. Вид с Троицкого моста. 1926


Летний сад в инее.



Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 - 1955). Адмиралтейство под снегом. 1901. Цветная ксилография



Дворец Бирона и барки. 1916

Цепной мост в Санкт-Петербурге



Петербургская зима.


Остроумова-Лебедева - Летние сады, 1929, Цветная ксилография

https://www.wikiart.org/en/anna-ostroumova-lebedeva

Серебряный век...Анна Остроумова-Лебедева.

image Click to view



image Click to view



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up