ЖЗЛ (АМАЯК АКОПЯН. ЗАБЫТОЕ ИМЯ ТИФЛИССКОГО АРМЯНИНА)

Jul 30, 2016 01:27

Автор - Парашутов. Это цитата этого сообщения
ЖЗЛ (АМАЯК АКОПЯН. ЗАБЫТОЕ ИМЯ ТИФЛИССКОГО АРМЯНИНА)

Амаяк Степанович Акопян
Hmayak Hakobyan

1871, Трабзон, Турция - 9 декабря 1939, Тбилиси, Грузия




Акопян Амаяк Степанович (Грузия-Армения, 1871-1939) Автопортрет.

Армянский художник турецкого происхождения, проживший почти всю свою жизнь в Тифлисе (Тбилиси).
Амаяк родился в семье преуспевающего и уважаемого в турецком городе Трабзоне купца Степа-ага. Но в какой-то момент коммерсант решил перебраться в Российскую империю и остановил свой выбор на Тифлисе, где и родился Амаяк. Мальчик окончил известную школу Нерсесяна в Тифлисе, уже в школе он продемонстрировал способности к рисованию, поэтому еще школьником стал участвовать в городских выставках.



В 1890-х годах Акопян занимался у русского живописца, художника-баталиста, академика и руководителя батальной мастерской Академии художеств Франца Алексеевича Рубо (5 (17) июня 1856, Одесса - 13 марта 1928, Мюнхен), который в то время жил в Тифлисе, работая над заказом для Военно-исторического музея. Молодой юноша-самоучка помогал академику в работе над картинами. Рубо и посоветовал для продолжения художественного образования ехать в Европу, порекомендовав Мюнхенскую Академию художеств, где Акопян и проучился с 1891 по 1895 год. Во время учебы Амаяк не раз посещал Швейцарию, где много писал местные пейзажи.
У художника была возможность остаться в Германии или переехать в Париж, но после окончания учебы Акопян вернулся в Тифлис, стал плодотворно работать и принимать активное участие в художественной жизни города. Несколько раз посетил Армению, куда выезжал на этюды. В 1888, 1889, 1897 и 1902 годах художник принимал участие в выставках, организованных в Тифлисе и Ереване (в русской транскрипции до 1936 года город называли Эривань).
В начале XX века имя Амаяка Степановича Акопяна уже было хорошо известно в художественных кругах Тифлиса. Он писал и жанровые композиции, и городские пейзажи. Значительное место в его творчестве занимали натюрморты в голландских традициях и портреты, типажи для которых художник искал среди городских ремесленников, крестьян и представителей национальных меньшинств. Писал на заказ портреты богатых горожан, представителей тифлисской богемы, а также часто писал портреты близких друзей и родственников.
В 1907 году художник стал одним из учредителей Общества взаимопомощи кавказских художников, не раз представлял свои работы на выставках этого Общества. В 1916 году Акопян становится членом Союза армянских художников Тифлиса. В 1917 и 1919 годах он принимал участие в выставках Союза художников-армян и Грузинского художественного общества.
После того, как Грузия стала советской республикой, талант и опыт Акопяна особо никому не были нужны. Да и сам художник не стал явно приспосабливаться к Советской власти. В архивах Национальной галереи Армении есть набросок карандашом, датированный 1921 годом, под названием «Въезд Красной Армии в Тифлис», но картиной этот эскиз так и не стал.
Как жил художник в 1920-1930-е годы почти неизвестно. Он никогда не был женат, наследников не оставил, жил уединенно. И умирал Амаяк Степанович в одиночестве, историки пишут, что обнаружили тело мертвого художника лишь через несколько дней, похоронили тихо и без почестей, деньги собирая всем миром.
После смерти художника все его работы, документы и вещи описали и отправили в Ереван. Затем началась Великая Отечественная война, и впервые картины Акопяна показали публике в 1948-м году в Ереванской картинной галерее. Несколько работ, которые художник подарил своим знакомым, галерея даже приобрела, несколько небольших картин были помещены даже в постоянную экспозицию, а все остальное (творческое наследие Акопяна насчитывает более 500 работ) отправили в запасники и благополучно забыли о художнике больше, чем на полвека (!!!). В книгах, посвященных армянскому искусству, Акопяну уделяли пару строк, публиковали репродукции его картин - не самых известных, и не самых лучших. Картины Акопяна можно было увидеть лишь в двух музеях - Государственном музее искусств Грузии и Государственной картинной галерее Армении.
«Шевеление» историков и искусствоведов произошло в 2011 году. В этом году исполнялось 140-лет со дня рождения Амаяка Акопяна. Национальная галерея Армении пообещала, что к открытию выставки будет издан научный каталог, посвященный художнику, в который будут включены хронология и библиография жизни и деятельности Акопяна, полный перечень работ, хранящихся в музее, и репродукции избранных произведений, представленных на выставке.
На каком-то форуме прочитал, что этот каталог, с любовью подготовленный куратором выставки Кнарик Аветисян, не успели издать к выставке… Не знаю, издали ли вообще… И не вспомнят ли о художнике в следующий раз только еще через 50 лет…
Увы, картин Амаяка Акопяна в интернете нашлось тоже очень мало, только те, что были выпущены на открытках во времена СССР...




Акопян Амаяк Степанович (Грузия-Армения, 1871-1939) Пахота на склонах Арагаца.




Акопян Амаяк Степанович (Грузия-Армения, 1871-1939) Фрукты. 1901 г.




Акопян Амаяк Степанович (Грузия-Армения, 1871-1939) Старик (Портрет отца). 1896 г.




Акопян Амаяк Степанович (Грузия-Армения, 1871-1939) Натюрморт. 1897 г.

Источники - Википедия, электронные энциклопедии и форумы по изобразительному искусству.




Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up