"Борис Годунов" в Коляда-театре

Aug 11, 2015 01:05

Оригинал взят у omnia_mea_mecum в "Борис Годунов" в Коляда-театре
Четыре года шла на этот спектакль. Раз уж выпала мне такая редкая возможность - делюсь (потерпите еще немного театральщины - скоро закончится).


Авоська, натянутая на голову, вот что такое русский характер. Спасительный Авось - пелена неведения да невежества, застилающая глаза. Маска. Спектакль стоило создавать уже ради этого образа.
А если авоську и шутовской банный колпачок положить в котомочку и надеть на спину - получится горб. Своя ноша не тянет, а горбатого исправит известно что. Исправит ли? В спектакле горбаты все - от юродивого до царя Бориса. Кто сгибается под бременем власти, а кто тащит ту самую "долюшку русскую".
И мясо, мясо - исторический материал старца Пимена - плотью устланы страницы истории. Мясо в спектакле рубят, запихивают в матрешки, им швыряются во след царю. Жрут его.
Театральной условностью Николай Коляда пользуется на всю катушку - и это уже почерк мастера - когда обобщение и буквальность, взбрызнутые крупным мазком приобретают масштаб символического образа (во загнула). Вещные метафоры Коляды просты и прямолинейны - в этом их эффектность - вот как же просто - как!
Лет пятнадцать назад в Екатеринбург привозили "Годунова" в постановке Деклана Донеллана Скупая сценография - черный подиум по которому дефилировали персонажи в стилизованных современных костюмах. Так вот, там массовки не было вообще - был дуэт - Годунов-Отрепьев.
У Коляды - триада - Борис-Гришка-юродивый. У юродивого (Сергей Колесов) авоськи нет - она стигматами впечатана в лицо. Он - истинный двойник и тень Бориса, голос Юродивого - глас совести, народа и Бога, внутренний его безумный монолог.
По артистической силе треугольник получился равновесный. Илья Белов (Гришка Отрепьев) это (янерецензетмнеможно) АААА! А какой дуэт с Мариной (Василина Маковцева) - мммм!!! - в общем, слов не хватает - одни эмоции. Мне кажется - сцена у фонтана - любимая прежде всего у Пушкина.
На "Годунове" окончательно поняла, почему Олег Ягодин - ведущий артист театра. Не, и в "Гамлете", и в "Концлагеристах", и в "Лире" - планку держит - пластика, цельность, рисунок - все на месте. Только в этом спектакле попадание в образ.
По сцене ходил смертельно уставший, недобрый человек с глуховатым голосом, от взгляда которого первые ряды цепенели. Маска ходила. Без авоськи, в сверкающих одеждах, с горбом за спиной, в красных перчатках до локтя. Человек играет со зрителем и толпой. А потом он начинает умирать, и зритель забывает, что перед ним актер.
Массовка у Коляды почти всегда страшна - как в реальной жизни страшна толпа - с вилами да топорами, да с прялками наперевес. Когда Пушкин разложил на партитуры"глас народный" получилось еще страшнее. Ах, как хорошо прописано у Пушкина - читайте! читайте! о том, как рождаются слухи да общественное мнение! Мда, "не велит Богородица молиться за царя Ирода", оххх, не велит!
И все-таки главный персонаж - не Борис, не народ, не Отрепьев - а Власть - сияющая и манящая, в фальшивом блеске которой погреться хочет каждый. и гибнет на этом пути каждый второй.
"Борис Годунов" Александра Сергеевича Пушкина, безусловно, произведение злое.
Злее, наверное, только "Левша" Лескова.
Previous post Next post
Up