Жванецкий - это прима и звезда сатиры времен перестройки. Говорят, что смеясь, человечество расстается с прошлым. В данном случае советские люди со смехом хоронили СССР.
Такой смех для очень многих вскоре обратился слезами, но мастер жанра остался на плаву. О том, как именно ломали, причем - не без помощи разрушительного смеха, красную смысловую вертикаль, написано много. Научно-философскую основу метода разрушения системных ценностей при помощи карнавала, жизни навыворот, жизни не в серьез, заложили очень даже серьезные люди - Франсуа Рабле (автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль") и исследователь творчества Рабле Михаил Бахтин.
Последний практически был на службе у соответствующих подразделений КГБ, и отрабатывал заказ - как с помощью смеха и юмора ослабить могучее в всех смыслах, но прежде всего сильное своей идеократической мощью государство. Для неверующих - ссылка на статью
http://digests.su/article/bahtin-i-nechto Жванецкий, Хазанов и другие - рядовые, если подумать, бойцы этого разрушительного фронта. Сделать серьезное несерьезным, важное - неважным, а всякую ерунду вознести на престол (у Рабле идет серьезнейший спор о наилучшем способе подтирки хорошо покакавшей попы). Подробно про эту сторону разрушительной перестройки написано у Кургиняна (в части теории, метода) и Кара-Мурзы (в части практики манипуляции массовым сознанием).
Но Жванецкий - человек небесталанный, и жизнь его не окончена с крахом СССР. Ядовитое жало у всех сатириков выродилось с гибелью страны - не на что стало нападать, остался юмор для очень избранных или тупо ниже пояса. Постарадали не только разрушаемые, но и разрушители - это неумолимый и справедливый закон жизни.
Что же нынче твориться в душе таких людей? Наиболее просто рассмотреть это на примере Жванецкого. У него просто стиль такой, прозрачный - что на душе скопилось, то мигом сатирически оформит и выгодно продаст. Нахамили в очереди, обсчитали и кинули - не унывая, напишет и прочтет со сцены на потеху публике.
Вот очередной его опус под условным названием "Смеркалось"
http://www.jvanetsky.ru/data/text/t0/smerkalos/?print=1 Прочитайте по ссылке - Жванецкого пересказывать - только длиннее выходит. Я прокомментирую только. Итак, к автору пришел старый товарищ с упреком - мол, не создал Жванецкий ничего серьезного.
Упрек справедливый - не создал, он это серьезное весьма серьезно разрушал. Казалось бы: ну и что? Разрушал, на этом неплохо заработал, стал богат и знаменит. Лирический герой монолога этот факт своей благополучной жизни неоднократно, для надежности, подчеркивает. Да и оппонент попался скверный - ни кола, ни двора, да еще и жизни учит.
Итак, жизнь удалась, "завистники" жалки и неудачны - живи, да радуйся. Ан нет, вопреки всем законам логики автор уходит в запой, осторожно и ненадолго, но ломает прежнюю, и как ни крути - пустую жизнь. А вот это уже очень интересно.
Жванецкий - человек немолодой и, по его собственным словам, не вполне здоровый. Видимо, нет-нет, да и тянет в таких случаях подумать на вечные темы. Не за горами время прощания с дольним миром и визит в мир горний.
И что там предъявишь высшим силам? Цифры в банке? Количество покоренных девиц? Славу? Там это не котируется. Нужно что-то серьезное, тяжелое, настоящее. И это вовсе необязательно построенный мост или принятая на вооружение ракета.
Это может быть и книга для юноши, обдумывающему житье. Отдельные тексты сатирика Гоголя заучивают в школе многие поколения: "Нет уз святее товарищества... Русь-тройка, куда несешься ты, дай ответ! Нет ответа..."
И вот наш славный автор рванулся из последних сил, чтоб написать что-то серьезное. И написал то единственное, что было у него на душе: "Смеркалось".
Смех определенной направленности разрушает подлинное, тяжелое, настоящее. И оставляет после себя пустоту. Ее можно долго не замечать, раз за разом уповая на дом - полную чашу, обеспеченную семью и роскошный автомобиль.
А потом, пусть в самой поздней старости, вдруг как засосет под ложечкой - ведь уже давно смеркалось. Тьма сгустилась над пустотой, и все вроде бы хорошо - а как-то не по себе. И тут внезапно: запой, кофе, валокордин и полнейшая творческая беспомощность, так блестяще описанная сами же Жванецким.
Скажу сразу - мне понравился это рассказ Михаила Михайловича, понравился больше его знаменитых перестроечных шлягеров. Здесь есть немного подлинного - настоящая боль, пусть жирно замазанная румянами смеха и юмора. Только мажь - не мажь, такие вещи не замаскируешь.
Не вышел серьезный опус у Жванецкого, но то и неудивительно. Литературный труд во многом есть концентрированное выражение человеческой судьбы, квинтэссенция духовной жизни. Но надо, чтоб она была, эта самая духовная жизнь, а нет ее.
Мы, почитатели таланта Жванецкого во времена перестройки, жестко расплатились за подлый смех. Однако и самого бойца сатирического фронта расплата не миновала.
Осталось пожелать нам всем, включая и сатириков, как-то потихоньку приходить в себя, опамятоваться и выгребать на твердое. А то ведь и в самом деле - Смеркалось.