Амур. Путешествие во времени.

Aug 20, 2009 21:57

Левый берег Днепра. Пространство между «Старым» и Кайдакским мостами - поселок с романтичным названием Амур. Дорога на работу и домой у большинства жителей Днепропетровска проходит вдали от этого места, да и многие жители левобережья ни разу в жизни не бывали здесь. Впрочем, что им здесь делать? Ни театров, ни кинематографа, ни даже парков с аттракционами здесь нет. Недобрая слава о криминогенной обстановке поселка разошлась, наверное, по всему городу и за его пределами. На этом можно было бы и закончить описание, но что-то заставляет меня продолжить…
   

Амур. Версии возникновения названия описаны в книге «Город на трех холмах» Михаила Шатрова и в других источниках об истории края, поэтому не буду на них останавливаться. Постараюсь описать свои личные впечатления. На городском сайте Днепропетровска о достопримечательностях района сказано: атмосфера рабочего поселка конца XIX века. Точнее и не скажешь. Именно это настроение я ощутил, когда впервые попал сюда. Этот район возник и формировался независимо от Екатеринослава, что оставило своеобразный отпечаток. Эта обособленность левобережного Днепропетровска от правобережного чувствуется и сейчас, особенно в топонимике. Символично, что именно на левом берегу в районе пр. Правды есть улица Кропоткина, названная в честь теоретика анархизма. С анархистами связаны некоторые страницы истории Амура, о которых я расскажу ниже.

Если открыть карту города и взглянуть на названия извилистых запутанных улочек поселка, то можно заметить отличия в стилистике наименований от названий правобережного города. Здесь вы не найдете пафосно-бюрократических названий в честь юбилеев партийных организаций, очередных и неочередных съездов, функционеров и аппаратчиков. Здесь нет ни имени Ленина, ни имени основателя «самого передового учения» Карла Маркса. Как-то неловко, не в своей тарелке смотрится коротенькая улочка, изображенная на схеме какой-то загогулиной улица Энгельса. За какие прегрешения соратник Великого Теоретика попал в опалу у партийных идеологов, что его таким своеобразным способом отправили в «ссылку» в непрестижный район? Зато историческая часть поселка - от ул. Коминтерна до ул. Отечественной пестрит революционно-террористической тематикой. Здесь есть имя эсера Ивана Каляева, который известен тем, что убил в 1905 г. московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича родного дядю Николая II. Имя народовольца Андрея Желябова - организатора последнего, успешного покушения на императора Александра II сменило старое название одной из центральных улиц района - Церковной. Другой боевик террористической фракции «Народной Воли» Степан Халтурин, участвовавший в покушениях на Александра II и убивший в Одессе прокурора В.С. Стрельникова, дал имя соседней улице. Революционная романтика здесь представлена также Робеспьером и известными декабристами. Улица Искры, по-видимому, той самой, из которой должно разгореться пламя предостерегает своим названием: «Обожжешься!». И, как бы в подтверждение, по соседству находится ул. Пожарная. И действительно, район имеет богатую революционную историю. Именно здесь обитали те отчаянные сорвиголовы, которым было нечего терять кроме, конечно, оков. Неудивительно, что идеи анархизма и свободолюбия легко прижились на такой благодатной почве. Еще в 1905-1907 годах во время первой русской революции здесь действовала «Группа екатеринославских рабочих анархистов-коммунистов», занимавшаяся организацией стачек и боевых операций. Причем, официальная политика властей настолько опротивела простым гражданам, что они с большим сочувствием относились к анархистам и при возможности содействовали им. Впрочем, анархисты в большинстве своем и были представителями того самого угнетенного класса. [2]

Именно здесь и в соседнем Нижнеднепровске остановились воины Нестора Махно в декабре 1918 года перед тем, как переодевшись в заводские спецовки, переехав на поезде, перевозящем рабочих на заводы, взять в свои руки Екатеринослав [3]. К сожалению, эти страницы истории были вырваны пропагандистской машиной. Нет упоминаний о роли анархистов в годы трех русских революций ни в книге «Город на трех холмах» ни в других советских изданиях.

Пройдемся дальше по топонимике. Улицы Лесопильная, Промысловая, Заводская, Кузнечная недвусмысленно указывают на пролетарскую специфику района. Улицы Обходная, Узловая и Промежуточная очень хорошо отражают спонтанный характер застройки, преобладающий здесь. Улочки здесь действительно будто сплелись в узел.

Время замерло на Амуре. Оно не смогло стереть названия многих улиц, оставшиеся со времен империи. По какой-то нелепой случайности даже в советское время сохранил свое название полуостров Файнберга, названный в честь купца-землевладельца. И это при том, что на правом берегу вовсю переименовывали объекты, носящие названия, связанные с представителями вражеского класса, даже если они не несли ни идеологической, ни религиозной нагрузки или были даны в честь горожан, которые очень много сделали для города и его жителей, например, ул. Надеждинская.

Разбавляют суровость Амура поэтические названия улиц. Крылов и Пушкин, Лермонтов и Гребенка, Тургенев, Некрасов, Чайковский, Васнецов - вся компания здесь. И, уже, само собой разумеется, что где-то неподалеку расположен переулок Поэтичный.

Не только своей промышленностью замечателен Амур. Отдельная достопримечательность района - парк по ул. Отечественной, который благоустроил цыганский ансамбль «Юсмалос». В прессе даются неоднозначные отзывы об этом парке, порой они очень агрессивны [5], [6]. Могу сказать одно: это замечательный образец народного искусства и трудолюбия людей, которые дали возможность родителям с детьми и просто прохожим отдохнуть и погулять не на заброшенной свалке, а в ухоженном парке. Да и к тому же, это единственный парк на левобережье, который не находится в запущенном состоянии, который действительно можно назвать парком. Яркие цвета скульптур радуют глаз, уставший от будничной серости. Вниманием не обошли никого: здесь и скульптуры на библейскую тематику, и сцены войны 1941 - 1945 гг., и персонажи цыганского фольклора, и сказочные персонажи, знакомые всем по детским книжкам. Вот, в самом конце аллеи возле футбольного поля стоят готовые к игре казаки из небезызвестного мультфильма, вот приземлилась летающая тарелка. На главном входе в парк приветствуют хлебом и солью глиняные девушка с парнем, одетые в украинскую одежду. В память о бывшем на этом месте кладбище установлен ряд мемориалов. Возможно, у кого-то неловко слепленные из глины фигуры и вызывают раздражение, у меня остались только положительные эмоции.

         

Время здесь течет неспешно. Период Российской империи сменился периодом советским. Завод «Шодуар Б» сменил свое название на «Коминтерна». Исчезли молельные дома различных религиозных течений от православия до иудаизма. Разрослась промзона. Появилось несколько громоздких, пышных домов стиля «сталинский ампир». Вот, за улицей Отечественной появились даже девятиэтажные здания. Сменился советский период, началась «рыночная экономика». В Днепропетровске этот переход очень хорошо заметен по изобилию рекламы, товаров в броских упаковках, по одежде горожан. Здесь же на Амуре, возможно, не все еще знают о наступлении новой эпохи. Во всяком случае, бросается в глаза практически полное отсутствие ее атрибутов. Тут почти все осталось таким же, как в моих детских воспоминаниях восьмидесятых годов - та же малоэтажная застройка, те же краны десятилетия без устали грузят песок в порту. В заливе полуострова Файнберга стоят ржавые остовы кораблей, которых уже никогда не дождется их Ассоль. Люди, как будто те же, не постаревшие и не изменившиеся, одетые по моде тех лет. На ул. Желябова (Церковной), 32, 36 ул. Торговой, 47, ул. Артюшенко (Межевой), 1, по ул. Коминтерна стоят жилые дома, построенные еще до революции зажиточными поселенцами. Они выдержали все перипетии XX века и плавно вошли в новый период. Заводские стены, напоминающие крепостные, и сейчас крепки, как и тогда, когда братья Шодуар были здесь владельцами. Базарная площадь в центре поселка, как и век назад выполняет свои функции. Извилистые улочки, возникшие на границе веков, до сих пор сохраняют свой колорит. Старая брусчатка пережила асфальт, положенный поверх нее. Для того чтобы прикоснуться к истории, достаточно просто проехаться здесь на велосипеде или прогуляться пешком. Амур красив своей суровой красотой, особенно хорош он, когда небо затянуто грозовыми тучами. В такие моменты невольно в памяти всплывает «Буревестник» Горького.


       

На юге поселок омывается водами Днепра, которые в былые годы часто затапливали его в паводок. Весь берег сейчас занят промышленными предприятиями, однако проезд на полуостров Файнберга открыт. Сюда приезжают местные жители половить рыбу или катается на велосипедах молодежь. С полуострова открывается отличный вид на панораму промышленной части правого берега. Факел «Петровки», трубы завода Бабушкина, «Коксохима» и других предприятий и в прямом, и в переносном смысле вносят своеобразный колорит в атмосферу города. Любители индустриальных пейзажей по достоинству оценят такой ракурс.

       

Такой вот своеобразный «заповедник» образовался в современном индустриальном городе. Он живет своей сравнительно размеренной жизнью, имеет свои недостатки и достоинства. У него свое неповторимое название, своя атмосфера, как будто кто-то законсервировал здесь по кусочку из минувших эпох. И даже когда Днепропетровск неузнаваемо изменится, я уверен, здесь можно будет в любой момент вдохнуть воздух прошлых лет.

Олег Колодяжный
апрель 2009 г.

1. Старостін В.С., Столиця степового краю, ВАТ "Дніпрокнига", 2004
2. А.В. Дубовик, А.Вл. Дубовик, Деятельность «Группы екатеринославских рабочих анархистов-коммунистов» в 1905-1906 гг.
3. Белаш А.В., Белаш В.Ф. Дороги Нестора Махно. Киев: РВЦ "Проза", 1993.
4. Шатров М. Город на трех холмах: Книга о старом Екатеринославе. - Днепропетровск: Промінь, 1966.
5. Цыганский парк солистки Раи, http://2000.net.ua/print?a=%2Fpaper%2F33993
6. Музей железобетонных фигур мадам Кузнецовой, http://centerdialog.dp.ua/ru/content/view/126/40/
  

Желябов, Днепропетровск, История, Амур, Каляев

Previous post Next post
Up