Заметки на полях фестиваля - 14

Jul 09, 2011 12:56


В отличие от прошлогодних фестивалей, досыта пичкавших нас мелкотемьем, камерностью и бесконечным исследованием "индивидуального психологизма",  ММКФ-33 можно с полным основанием назвать прорывным.  На моей памяти это первый кинофорум с таким высоким содержанием не просто  остросоциального, а подлинно коммунистического, революционного, национально-освободительного кино    -     то, что раньше пряталось в спецпрограмме "Социалистический авангардизм",  знакомившей с кинонаследием первой половины 20 столетия, выплеснулось  равномерно по всем номинациям и выглядит достойнейшей альтернативой пластмассовому, целлулоидному миру Голливуда.  Революционная традиция 19 века переплетается с антиколониальным, национально-освободительным ветром 1960-х и перекидывает мостик в сегодняшнее антиимпериалистическое  бурление Европы, Латинской Америки, арабского Востока.  Носителем какого бы мировоззрения ни был современный режиссер,  избежать этой тематики удается лишь создателям фэнтези и мультиков,  а не замечать того, что происходит на улице, значит окончательно уйти в параллельную реальность....

Сегодняшнему испанцу, можно сказать,  и выдумывать ничего не надо,  революция пришла к нему под окна, и для того, чтобы её снимать, можно не утруждать себя  вымучиванием сценариев, а спокойно переквалифицироваться в документалиста и снимать виды с собственного балкона.  Тем не менее для испанского кинематографа всегда характерно обращение к бывшему колониальному наследию, и испанка Исиар Больяин  в своей ленте "Они продают даже дождь"  тесно сплетает вымысел и реальность, показывая перекличку эпох.



"Они продают даже дождь"   -   только на первый взгляд "кино про кино", а на самом деле    -    пример остросоциальной, антиимпериалистической кинозарисовки, пропагандистской в лучшем смысле этого слова.     Испанская съёмочная группа в условиях жесткого бюджетного дефицита снимает фильм о завоеваниях Колумба.  Поскольку денег в обрез, а жадные продюсеры скандалят из-за каждой копейки, грозя свернуть съёмки,  дорогущая Мексика отпадает, и группа отправляется в Боливию   -  самую бедную и самую "индейскую" страну региона.  В роли молодого режиссера Себастьяна   -     главная замануха для девушек-блондинок, зеленоглазый душка Гаэль Гарсиа Берналь:)), и поначалу создается впечатление, что сюжет будет выстроен вокруг конфликта творчески одержимого режиссера и брутального, прижимистого продюсера с бритой башкой и глазами бездушного хищника (блестящий Луис Тосар).  Примечательно, что для Себастьяна Колумб  -  не первооткрыватель и миссионер, несущий свет цивилизации, а жестокий оккупант, истребляющий аборигенов:   трактовка, кажущаяся нам столь естественной и чуть ли не единственно возможной,  для испанского кинематографиста    -    уже  акт гражданского мужества, поверьте:).  Съемочная группа проводит кастинг и набирает массовку из местного индейского населения Кочабамбы, центра одной из боливийских провинций.  На одну из главных ролей уговаривают самобытного и яркого  Даниэля, представителя народности кечуа, поломавшего весь ход кастинга и покорившего кинематографистов естественностью и харизмой.


До этого момента у зрителя складывается ощущение, что испанка Исиар Больяин сняла этакий испанский ответ панфиловскому "Началу", но тут в творческую атмосферу съёмочной площадки вторгается жестокая реальность.  Те, кто следит за мировыми новостями, безусловно, помнят это слегка мультяшное название "Кочабамба" по острым и трагическим событиям одиннадцатилетней давности, когда в 2000 году Кочабамба стала центром борьбы за воду    -    после вынужденной приватизации Международным Валютным Фондом системы водоснабжения города, когда цены на воду в одночасье взлетели втрое, что для огромного количества индейских семей оказалось вопросом выживания и привело к крупнейшим народным выступлениям и жестокой борьбе   (кстати, в ходе этой борьбы получило боевое крещение "Движение за социализм",  впоследствии приведшее к власти Президента Эво Моралеса).  Накал сопротивления был настолько острым, что через несколько месяцев правительство было вынуждено снять военное положение и заблокировать приватизацию.  
Сцены уличных боёв сняты настолько жизненно, что кажутся документальными; не удивлюсь, если Исиар Больяин чередует постановочные сцены с хроникой реальных сражений.  Надо ли говорить, что фаворит и талисман съемочной группы Даниэль оказывается лидером борющегося профсоюза, гражданским активистом, выводящим соплеменников на борьбу с губительной силой глобализации?...  Он постоянно арестовывается  властями,  режиссер с продюсером выкупают его из тюрьмы, ибо съемки вожделенного фильма под угрозой, а гримерам каждый раз приходится творить чудеса, поскольку после каждого пребывания в полицейском участке лицо Даниэля превращается в кровавую кашу.  На все мольбы кинематографистов поберечь себя и не лезть на передовую (хотя бы на время съемочного процесса:)) Даниэль лаконично отвечает:  "Вода   -     это жизнь.  Тебе не понять..."
В один прекрасный момент полиция соглашается отпустить активиста из застенков только на съемку очередного эпизода,  под честное обещание киношников после съемок доставить бузотера обратно в каменный мешок.  Читатель ждёт уж рифмы "розы", предвкушая, как  сентиментальный интеллигент левых взглядов Себастьян будет сопротивляться бритому цинику-продюсеру, для которого, казалось бы, не существует ничего, кроме личной выгоды и прагматического расчета, но не тут-то было    -    Больяин опрокидывает все клише и ломает стереотипы. Когда шальная пуля ранит дочь Даниэля, и съемочная бригада оказывается перед выбором, продолжать ли съемку в более безопасной провинции или прорываться в больницу в эпицентре боёв, тонкая натура Себастьяна требует спасать фильм,  а лысый куркуль-продюсер, ко всеобщему удивлению, рвется спасать попавшего в беду человека...

Для нас, привыкших к мрачной киночернухе, в которую превратился реализм, и отвыкших от хэппи-эндов,  финал фильма кажется слащаво-карамельным      -    мы ведь знаем, что зло всегда лучше организовано и у него больше денег, а добро никогда не побеждает....  Это бы было именно так, если бы мы не знали о том, что борьба Кочабамбы за воду В РЕАЛЕ закончилась победой индейской бедноты над всемогущими транснациональными корпорациями, и это коренным образом меняет восприятие фильма. Это высококачественное, доброе, подвижническое кино,  которое одновременно можно смотреть и как сентиментальную мелодраму, и как учебный фильм для гражданского активиста и  уличного бойца, с правильно расставленными акцентами и одновременно лишенное ложной нравоучительности и схематизма.  Весьма рекомендую.

А теперь перенесемся в пространстве, но не во времени     -     действие фильма 71-летнего ливанца Мунира Маасри  "Улица Ювелена"  происходит, как и в фильме испанки Больяин, на рубеже тысячелетий, в начале нулевых, и посвящено борьбе молодых ливанцев     -    студентов экономического факультета  Университета Святого Иосифа (именно на бейрутской улице Ювелена и располагается университетский кампус)    -    против сирийского проникновения в страну, за независимость Ливана.



Фильм Маасри    -   яркий пример того, как исторический контекст влияет на угол зрения:).   Если на прошлогоднем ММКФ  "Улица Ювелена" воспринималась бы совершенно однозначно, то сегодня, на фоне антисирийской операции Мирового Зла, при всей симпатии к справедливой  ливанской борьбе за независимость,  никак не отделаться от подспудного ощущения кукиша в кармане     -    этакий вклад в антиасадовскую кампанию:(.   Для того, чтобы восстановить слегка нарушенный этический баланс, организаторам ММКФ было бы достаточно всего лишь включить в программу фестиваля какую-нибудь сирийскую картину, но когда наш киноистеблишмент заботился не о ложной политкорректности,  а о реальном политическом такте и дипломатии, пусть даже в киноискусстве?:(...

В общем, эти претензии совсем не к Маасри и его фильму.  Первое, что поражает воображение   -  сугубо молодежный стиль и взгляд автора, и если бы с афиш на нас не смотрел убеленный сединами дедок, то вполне можно было подумать, что фильм снимался молодым режиссером, специализирующимся на молодежных комедиях и фильмах о проблемах полового созревания   -   молодость духа, граничащая с инфантилизмом.  Помимо традиционных для жанра фильмов о революции проблем,    -   мужество и предательство, верность принципам и конформизм, готовность идти до конца и малодушие   -    автор концентрируется на проблемах возрастной психологии, первой любви, первого секса, ревности и т.п.  В глаза бросается исключительная для арабской страны свобода нравов и гендерных отношений    -  недаром Бейрут называют арабским Парижем: подчеркнутая сексуальность женских нарядов,  далекое от монашеского поведение,  девственность как архаизм, и весь этот праздник юной плоти тесно переплетен с политической реальностью, весьма далёкой от праздничной.  Когда герои тащат по лестнице общежития увесистые чемоданы,  строгий комендант вопрошает:  "Флаги? Листовки?", и ему не приходит в голову, что внутри спрятаны сложенные вчетверо девушки, которых по-другому никак не привести к себе и не оставить на ночь...

Гомерически хохотала над мудацкой фестивальной критикой, ухитрившейся описать "Улицу Ювелена" как "фильм из жизни мусульман":))). Кем надо быть, чтобы не просечь, что Университет Святого Иосифа   -  христианский?...

Резюме фильма оригинальностью, прямо скажем, не подкупает: если есть в стаде паршивая овца, то это непременно представитель творческой профессии. Предателем оказывается самый гуманитарий из всех гуманитариев (фильм про студентов-экономистов)    -   журналист-фотограф.....

Интересно было в кулуарах фестиваля наблюдать за молодежной командой ливанских актеров:))))  -  если на экране они были внешним олицетворением раздолбайства в футболках и потертых джинсах, то в коридорах ММКФ рассекала группа подтянутых набриолиненных юношей и фемин в абсолютно одинаковых тёмно-синих костюмах:))   -   обычно так выглядят северокорейские группы, моментально выделяемые глазом из общей толпы... 

ММКФ

Previous post Next post
Up