Заметки на полях фестиваля - 7

Jun 29, 2011 08:53



Только в 1935-36 годах в Европе были ликвидированы последние клетки с неграми в зоопарке   -   в Базеле и Турине. До этого белые люди охотно ходили смотреть на чёрных в неволе (а также на индейцев и эскимосов).

Чаще всего смотрители зоопарков размещали в клетках т.н. «этнографические деревни»   -   когда в вольерах размещались сразу несколько чёрных семей.
Как правило, негры долго не жили в условиях европейских зим. К примеру, известно, в зоопарке Гамбурга с 1908-го по 1912 годы в неволе умерло 27 негров.

Сейчас это уже трудно себе представить, но в Америке на чернокожего как на зверя смотрели ещё дольше,  вплоть до последней четверти 20-го столетия     -   что уж говорить о старушке-Европе наполеоновских времен, а именно тогда разворачивается действие громадной трехчасовой ленты французского режиссера Абдуллатифа Кешиша  "Чернокожая Венера".  Кешиш, этнический араб тунисского происхождения, стал любимцем французской киноакадемии после картины "Кус-кус и барабулька", оторвавшей четырех Сезаров и все возможные призы Венецианского кинофестиваля, но похоже, весьма ненадолго      -    любовь европейского киноистеблишмента переменчива и непостоянна, как майское солнышко:  "Чернокожую Венеру"  французская критика не просто проигнорировала и обнесла наградами, а устроила ей настоящую обструкцию, а Кешиш, прекрасно сознававший, чем для него чреват подобный фильм, рискует превратиться из фаворитов в изгоя.  Европейские жлобы  с короткой исторической памятью, разумеется, поспешили обвинить режиссера в апологии черного расизма, назвали фильм "мучительным по форме и оскорбительным по содержанию" и навесили на него ярлык "кино не для всех".



С последним, безусловно, трудно поспорить     -     кино, что называется, на грани переносимости, и выдержать три часа тяжелого, физиологически отвратительного зрелища человеческих страданий и впрямь непросто   -    зал ММКФ, поначалу заполненный под завязку,   -   народ висел чуть ли не на люстре     -     к середине опустел наполовину.  Те же,  кто выдержал, выходили в конце разбитыми и придавленными,  но при этом с осознанием того, что "......Венера"  Кешиша     -  не провокация и не эпатаж,  а  всего-лишь фильм-напоминание белому человеку,  давно ли он сам перестал быть животным.  Настоящее животное   -   не кривляющаяся в клетке на потеху белому господину черная женщина с огромными ягодицами и отвисшими половыми губами  (стеатопигия и "готтентотский передник"     -     отличительные особенности койсанских женщин, бушменок и готтентоток),  а  белокожее существо во фраке или турнюрах, делающее живого человека рабом своих постыдных инстинктов.
Фильм основан на реальной истории   -     на самом деле, подобных историй была масса (ясно просматривается отсылка, например, к фильму Дэвида Линча "Человек-слон"), но в данном случае основой служит реальная биография  южноафриканки Сары Баартман, рано потерявшей ребенка и брошенной мужем чернокожей служанки предприимчивого африканера, который вывозит её в Европу в надежде разбогатеть.  Сара выступает в шоу уродов, наряду с дрессированными животными,  а в конце "выступлений" (от неё требуется изображать дикарку, кусаться и демонстрировать свою диковинную анатомию)  бесцеремонной публике позволяется её трогать, щупать, делать ей больно    -     собственно, 90% экранного времени составляет откровенно-натуралистическая, крупным планом, мучительно долгая и отвратительная демонстрация этих  "выступлений".  Сара (поразительная роль Яхимы Торрес, бушменки, встреченной Кешишем на улице    -   сам режиссер признавался, что профессиональной актрисы он на эту роль никогда бы не нашел) выдерживает этот ежедневный кошмар с внешним безразличием, притупляя эмоции алкоголем и кокаином, но иногда слезы наворачиваются на глаза    -    не тогда, когда её мучают белокожие обезьяны-зрители, и не тогда, когда её избивает очередной хозяин, а  в основном когда ей напоминают об умершем ребенке...

Само собой разумеется, что хозяев Сары неоднократно пытались привлечь к суду  (уже тогда идеи расового равенства носились по Европе, и прогрессивно мыслящие борцы с расизмом, инициирующие судебное преследование торговцев живым товаром, находились всегда),  но зло оставалось юридически неуязвимым     -    у девушки был заключен контракт, в котором значилось, что между партнерами все происходит сугубо по добровольному согласию, без принуждения, и в судах она идентифицировала себя отнюдь не как жертву глумления и издевательств, а как актрису, соблюдающую условия договора.  Самое интересное, что и сегодня, по прошествии двух столетий,  до неузнаваемости изменивших общественную мораль, с правовой точки зрения практически ничего не изменилось     -     и если сегодня, например, в любой точке земного шара вы увидите, например, шоу с глумлением над инвалидом, человеком с физическими недостатками или просто жестокими моральными издевательствами,  подвергнуть выродков судебному преследованию будет крайне трудно: в отличие от шагнувшей вперед морали, юстиция по-прежнему удерживает крайне низкий предел дозволенного.

Кешиш старается документально следовать биографии героини    -   её короткая жизнь состояла из шоу фриков, затем её перепродали для участия в оргиях богатых извращенцев в парижских аристократических салонах, а после и вовсе в анатомический театр Французской Королевской Академии наук, в качестве наглядного пособия для студентов.  Дни свои Сара Баартман  закончила в борделе,  заразившись сифилисом, после чего была анатомирована, и её заспиртованные нестандартные гениталии, кстати, лишь недавно перестали экспонировать в Академии.  Парадоксально, но не с уличным зверинцем и не с оргиями белых извращенцев связаны самые трагические и безнадежные эпизоды фильма, а именно с пребыванием девушки в стенах Академии наук, где светила тогдашней антропологии выносят ей безапелляционный вердикт, относя  к разряду высших обезьян  (причем выводы делаются, не только на основе расовых особенностей фенотипа, но и, якобы, на основе анализа строения мозга)     -     и вот в этом и есть ужас безнадежности:  человек всегда низок, но наука должна трансфрмировать сознание, а она на службе инстинктов белого двуногого зверя...

Несомненно, Кешиш влепил увесистую оплеуху не белой расе, как утверждают европейские жлобы всех цветов и мастей, а растленному и прогнившему обществу потребления,  миру  обскурантизма и предрассудков,  низменных страстей и  обуревающей власти денег.  Фильм "Чернокожая Венера" трудно рекомендовать к просмотру, решайте сами.  Я бы назвала картину рискованной:   не удивлюсь, если сторонники черного апартеида будут размахивать фильмом, как флагом       -    оправдать их будет трудно, а понять вполне можно.  На их стороне   -  копившаяся столетиями генетическая память, и самое страшное то, что деление двуногими тварями себе подобных на людей и нелюдь отнюдь нельзя считать анахронизмом....

А Яхиме Торрес я бы смело вручила приз за лучшую женскую роль     -    для меня сниматься в таком кино было бы равнозначно моральному подвигу

ММКФ

Previous post Next post
Up