(Девчонка плакала - 4)
Девчонка плакала навзрыд, видимо, уже давно. Её лицо исказилось в гримасе, слёзы оставили потёки туши на щеках, она вся тряслась и судорожно всхлипывала. Вы могли бы пройти мимо? Вот и я не смог. Тронув девушку по плечу, я тихо спросил:
-Что случилось, детка?
Она обернулась ко мне и заорала, как оглашенная:
-Я ненавижу вас всех! Почему вы не оставите меня в покое?
-Кого "всех", детка?
-Всех! Всех людей! Ваш идиотский мир, который вы придумали! И меня в нём заставляете жить, а я не могу! Не могу так жить, как вы! - девчонка захлёбывалась от ненависти. - Вы - раскрашенные манекены! У вас ни чувств, ни ума, ни духа! Вы движетесь по накатанной колее, как ... как старые паровозы! Вы не увидите красоту, даже если вас ткнуть в неё носом! Надоели! И каждый считает себя критиком, каждый в искусстве разбирается! Тупицы! Вот из-за таких, как вы, искусство и умирает! Вы же не даёте ни на шаг продвинуться, вам только старьё подавай, Рубенсов всяких!
-А чем же плох Рубенс? - осторожно поинтересовался я.
-Устарел!- отрезала девчонка. - Форма, цвет, сюжет - всё это примитив! Тут духа нет, духа! Понимаете?
-Пожалуй, - ответил я. - Ты, значит, концептуалист?
Девчонка скривилась, будто хлебнув уксуса.
-Ой, вот только не надо этого! Вы что, считаете, что концептуализм - это современное искусство?
-Нет?
-Нет! - опять с ненавистью выплюнула она.
-А что же считать современным?
-Моё творчество!
-Твоё творчество? - изумился я. - Что-то я не припомню, чтобы серьёзные творцы так о себе говорили.
-Лицемеры! - отмахнулась она.
-А ты, значит, правдоруб? И в чём, по-твоему, должно заключаться новаторство в искусстве?
-Искусство должно освобождать форму от содержания!
-Освобождать?
-Да! В этом высший смысл существования искусства.
-Постой, что-то я не понимаю. Каким образом искусство может освободить форму от содержания?
-А вот поглядите! - девчонка с ловкостью карманника вытащила откуда-то из складок своей одежды что-то блестящее и направила мне в глаза. - Смотрите же!
Я посмотрел. Улица, дома, девчонка - всё завертелось перед моими глазами. Я почувствовал, как тело моё исчезает, растворяется, а сознание слабеет и рассеивается в пространстве. Торжествующий смех девчонки ненадолго вернул меня назад - ненадолго, но достаточно для того, чтобы нажать кнопку защиты. И вот я уже стою перед открывшей рот актрисулькой, протягивая ей ордер:
-Галактическая Полиция! - внятно, но тихо сказал я. - Вы арестованы за многократные нарушения Галактического Закона, злостное хулиганство, мошенничество, обесформливание. Всё сказанное вами может быть использовано против вас, - и я зачитал ей права.
Она молча слушала. Потом внезапно попробовала было изменить форму, но я предвидел это и заранее зафиксировал её.
-В этот раз ты неплохо придумала - одобрил я. - Непонятая художница, худенькие плечики, рыдания... Совсем неплохо, молодец!
-Пойдёт? - с надеждой спросила она.
-Нет, дорогая. Чтобы стать моей полноправной партнёршей, тебе ещё учиться и учиться. Тут важно мастерство и чёткость исполнения. Ты рано расслабилась, дала мне возможность нажать защиту. Это надо ещё оттренировать. Мошенник - это тебе не художник какой. В нашем деле нужна достоверность. Ну что, рванули?
И мы зашагали к своей тарелке, припаркованной за ближайшим углом.