Продолжим прогулку по Суздалю. Первую часть
рассказа о достопримечательностях Суздаля я закончил у входа в Суздальский кремль. В новой серии будем гулять вместе с Варламовым. Пройдемся с ним по старым улочкам на территории Кремля, сходим на лучшую смотровую площадку и в конце прогулки увидим две самые нарядные церкви города.
Напомню, что на Торговой площади началась наша экскурсия с гидом. Так что дальше все фото сделаны во время прогулки с ним. Брали экскурсию от гида Александра Варламова. Он дважды (в 2018 и 2021) побеждал в конкурсе "Лучший гид России", которое проводит Русское Географическое общество.
suzdalgid.ru Понравилось:
Александр пришел на экскурсию в одежде русского крестьянина 19-го века. Это уже задало тон прогулке.
Рассказ был интерактивный. Гид постоянно задавал нам вопросы, и кто правильно ответил, получал из его мешка конфеты.
Не нес всякую чушь сомнительную развлекательную околесицу о городе, чем часто грешат гиды. Для примера, на вопрос про суздальскую медовуху честно сказал, что это новодел, а не местная традиция.
В общем, рассказывал правдиво, но не сухо.
Договорился с мужским церковным хором провести нам небольшой концерт в храме при свечах.
Самое главное, после его двухчасового рассказа сложилась некоторая картинка о Суздале.
Не понравилось:
На своих видео гид излагает пободрее. В реале менее харизматичный. В начале даже показался нудноват. Только со временем я втянулся в его спокойную манеру рассказа.
Не нашел общего языка с нашим четырехлеткой. Правда, он честно предупредил при бронировании, что с маленькими детьми нежелательно. Под нашу ответственность.
Click to view
Начну с памятника поэту Алексею Лебедеву. Не просто поэт. Уроженец Суздаля, был моряком, т.е. поэтом-маринистом. Флот и море были неисчерпаемыми источниками вдохновения поэта. Стихи Лебедева обладают завораживающим ритмом и, при кажущейся простоте, полны метафоричности и емкой образности. Даже самые прозаические события и факты находили в его стихах лирическую окраску.
Жил на линкоре рыжий кот,
Заносчивый, как дьявол,
Но службу знал на полный ход -
Не зря он с нами плавал.
Зрачки покашивая вбок,
Кот шествовал повсюду,
И уверял команду кок,
Что весит он полпуда.
Лебедев погиб на подводной лодке в конце 1941 года. Очень здорово, что в русских городах стали появляться памятники не просто абстрактным Ленину-Кирову-Марксу, но и людям, которые, действительно, прославили город.
На Кремлевской буквально пробка из повозок и карет.
Но свернем с Кремлевской на улицу Лебедева. Названа в честь поэта-мариниста, см. памятник выше. Главное украшение улицы - внушительная пожарная каланча. Деревянный Суздаль, понятное дело, часто горел. Конечно, методы тушения пожара были примитивные. Главное средство не залив водой, а... разрушение соседних зданий.
В общем, пожарное депо было необходимо. Построили его только в конце 19-го века. А чуть позже возвели каланчу. До этого наблюдательный пост пожарных был на Успенской колокольне. Современные депо и каланча - новодел 2000-х. Но выполнены в духе прежнего здания, неплохо вписались в ландшафт.
За два часа экскурсии мы с гидом обошли небольшой пятачок в центре города. Из них где-то полчаса времени провели в этом доме.
Здесь находится Центр народного творчества Суздаля. Это бывший дом мещанина Табачникова, построенный предположительно в конце 18-го века. Это самый старый дом на улице Лебедева.
Тут гид весьма интересно рассказал об устройстве таких домов и объяснил назначение некоторых неочевидных предметов быта. Правда, до конца рассказ я не дослушал, т.к. Александр намекнул, что ребенка надо бы угомонить или временно удалиться. Ради объективности, отмечу, что наш четырехлетка вел себя весьма развязано и веселился на свой лад, срывая рассказ. Плюс гид нас заранее предупредил, что малышей лучше не брать. Но тем не менее осадочек остался.
Впрочем, во дворе мы не заскучали. Здесь работал знаменитый гончар Алексей Малахов. Вот, что он сам о себе говорит: "Я в этом ремесле около 25 лет. Я в пятом поколении. Это у нас традиция. Наследие. Я знаю своих предков до середины 19-ого века." Буквально за полминуты он слепил нам ровнейший горшок на ручном (точнее ножном) гончарном круге.
Также во дворике стоит памятник огородникам. Мужчина - огородник и женщина, торговка-овощами. Я спросил гончара Алексея, не он ли их вылепил из глины? Но оказалось скульптуры из бетона, просто покрашены под глину. В первом рассказе о Суздале, я уже писал, что в царские времена город был крупным центром русского огородничества.
Из 8 тыс жителей Суздаля в конце 19-го века почти тысяча (!) была огородниками. Кроме очевидных огурцов, здесь выращивали 30 сортов лука (где они сейчас?), капусту и хрен. Кстати, именно, хрен, а не нынешние распиаренные огурцы скорее исторический специалитет Суздаля. Также было много вишневых и яблоневых садов. Даже советские на сразу смогли уничтожить местное огородничество, справились только к началу 30-х.
Но идем дальше по улице Лебедева. Мы совсем рядом с древним собором. Обещаю еще рассказать о нем. Но не в этой серии.
Туристическая инфраструктура Суздаля радует глаз.
А вот и дом поэта-мариниста Лебедева. По большому дому понятно, что он был не из простой семьи. Даже, если просто там снимали комнаты (тут я не нашел точной информации). Мама Лебедева была учительницей. Она знала и любила литературу, особой ее страстью была поэзия. Эту страсть она и передала сыну. Отец - высокообразованный человек, выпускник юридического факультета Дерптского университета.
В конце улицы Лебедева две красивые церкви Рождественская и Никольская. Гид задал вопрос. Почему они стоят парой, что за излишество? Ответ простой. Поменьше - зимняя церковь, ее было проще отапливать. Побольше - летняя холодная, без отопления.
Церковь Николая Чудотворца такая типично суздальская. Это первая половина 18-го века. Но здесь еще во всю используются приемы прошлого века. В Петербурге уже правит императрица Анна Иоановна, а здесь продолжают строить, как при первых Романовых. Особенно хороша колокольня. Есть в ней что-то даже готическое. Обратите внимание на вогнутый шатер на крыше - это чисто суздальская фишка.
В глубине Лебедева спрятался очень интересный дом хотя и новодел. Гид сказал, что он принадлежит некоему арт-банкиру, который завел себе дачу в Суздале. По его же словам на территории Кремля земля сейчас очень дорогая. Порядка миллиона рублей за сотку. Так что построить тут дом - это для богатых.
У арт-банкира неплохой винтажный гараж. Английский кэб и волга. Волга, правда, уже без оленя. Их убрали в последних сериях, т.к. они протыкали и распарывали пешеходов при наезде.
Главная тема декора - резные наличники. Каждый посвящен отдельному члену семьи и что-то символизируют. Скажем, есть здание МГУ или герб города Златоуста. Что означает русалка на первом наличнике, гид затруднился ответить.
Напротив внушительный дом купцов Агаповых. У них был еще один более известный дом на другой улице, чуть позже покажу.
Дальше Лебедева делает поворот к собору.
И еще одно примечательное место на Лебедева. В начале 18-го века на этом месте стоял дом, где родился создатель русского фарфора Виноградов. Талантливого суздальского мальчика отметили в местной школе и отправили учиться в Москву. А дальше его вместе с Ломоносовым отправили на учебу горному делу в Германию.
Секрет фарфора в Европе открыли в начале 18-го века. Но как писал Виноградов, «в Китае и Саксонии дело фарфора содержат весьма тайно и за так дешево оного никому не откроют и не смеют...». Тем не менее в 1746 году ему удалось первым произвести фарфор из наших российских материалов.
Описав полукруг по Лебедева, вернулись на Кремлевскую. Архиерейские палаты, о них поговорим в отдельном рассказе.
Наконец, мы дошли до Богородице-Рождественского собора. Подробно пока не рассказываю. Покажу только его древность. Гид обратил наше внимание, что собор сделан как бы из двух половинок. Нижняя часть собора 13-го века, домонгольская! Он был сложен из белого камня. Верхняя уже 16-й век, кирпичная. Граница на этой женской маске.
Также интересная часть рассказа была про уникальные часы на колокольне. У них обозначение времени не цифрами, а буквами. А, В, Г, Д и так далее. Александр задал вопрос: "Почему пропущена буква Б?". Были разные версии. Что на эту букву начинается матерное слово, бесы или наоборот Бог.
Ответ так никто и не угадал. На самом деле такое обозначение буквами на Русь пришло из греческого языка. А там буквы Б нет. Вторая бета пишется, как кириллическая В. По этой же причине из обозначений чисел выпала и чисто наша раскоряка Ж.
Улица Кремлевская - апофеоз туристического Суздаля. Кроме карет, тут еще сплошная торговля. Надо отметить, что не просто какие-то китайские сувениры, а много интересной ручной работы. На улице работают ремесленники, например, кузнец. Можно посмотреть на их работу и даже поучаствовать в процессе.
На Кремлевской мы зашли в Мира центр. Вот, что они сами о себе пишут. Творческое сообщество Мира. Развиваем культурный ландшафт в Сузадле и за его пределами. Создаём творческое пространство, где художники, музыканты и режиссёры устраивают выставки и концерты, ставят спектакли, проводят исследования и запускают просветительские программы, вовлекая в работу друзей, зрителей и местных жителей.
https://myra.ru/ Поразительно встретить такой хипстерский уголок типа московского Гаража в крохотном райцентре. Внутри кофейня, молодежь с маками и вот это все. Очень модное место даже по московским меркам. Гид немного познакомил нас с ребятами, посоветовал вечером посетить мероприятие.
Главной фишкой экскурсии Варламова был мужской хор в церкви. Для этого гид повел нас к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Тоже первая половина 18-го века. Но довольно строгая и лаконичная по внешнему декору для того времени. Что-то в ней есть северное и брутальное.
В церкви богатое убранство и росписи. Пусть иконостас и современный, но рекомендую посетить. Почему она стоит одна, не по-суздальски как-то? На самом деле рядом была еще теплая церковь, но ее снесли в советское время. Всего коммунисты уничтожили примерно треть церквей Суздаля. К счастью, плохо старались.
Хор пел без электрического освещения, только при свечах. Очень атмосферно и красиво. Конечно, наш мелкий герой немного офигел от такого действа. Пришлось мне не дослушать хор и пойти с ним на детскую площадку у Мира. Впрочем, гид заранее предупреждал, когда мы при бронировании сказали, что будем с ребенком.
После хора в Предтеченской церкви мы вернулись на Ленина. Как звучит, да?
Снова прошли через Торговую площадь.
Я опять истек слюной, разглядывая соления.
За Торговыми рядами обнаружилась отменная обзорная площадка на высоком берегу Каменки. Суздаль - это виды!
Смотровая площадка находится на Кабацкой горе. Здесь даже уцелела булыжная мостовая. По версии гида название идет из 18-го века. В самом городе кабаки вечером закрывались. И пьяницам приходилось идти из центра в Кожевенную слободу, где питейный заведения работали всю ночь.
Сейчас внизу вместо кабаков какие-то основательные дома. В одном из них (синий на фото) находится гостиница Белый берег, который мы рассматривали, как место ночевки.
Архиерейский дом РПАЦ - новодел, исторической ценности не представляет. Но это повод очень кратко рассказать про знаменитый Суздальский раскол.
Основатель РПАЦ - архимандрит Валентин. Он служил в Суздале, но в 1987 году его хотели перевести в Покров. Валентин отказался от перевода, за что был отправлен за штат. В 1990 архимандрит Валентин вместе со своими сторонниками объявил о переходе в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. В РПЦЗ его быстро сделали епископом Суздальским и Владимирским. Впрочем, и с заграничными иерархами он не ужился и был отправлен ими на покой.
С этим решение он так же не согласился и объявил себя главой так называемой «Российской Православной Автономной Церкви». Она объединяла несколько десятков приходов по всей стране. Центром раскола оставался Суздаль, где у Валентина в течение долгих лет было больше храмов, чем у РПЦ. В итоги многие православные, оказавшиеся в этом древнерусском городе, прежде чем войти в храм, выясняли, в чьей юрисдикции он находится.
Когда-то к РПАЦ принадлежали такие известные личности, как Егор Холмогоров, Михаил Ардов, Григорий Лурье. Церкви принадлежал популярный (ну, кто в теме) Портал-Credo.ru. Сейчас у РПАЦ дела совсем плохи. Тот же ушлый Холмогоров давно от них слинял. В Суздале у автономников отобрали почти все церкви в пользу канонической РПЦ.
Кресто-Никольская церковь.
Еще для понимания современного Суздаля. В этом здании торговых лавок на Ленина когда-то еще была и пивная. В пивном зале стояли простые квадратные деревянные столы и стулья, окрашенные охрой. Пиво подавали в бутылках с пробками, а на шести маленьких блюдечках - закуску в виде вареного соленого гороха, кусочка воблы, соленых ржаных сухариков. Пиво привозили в бочках, опускали их в подвал, а затем разливали по бутылкам и закупоривали распаренными пробками.
А в 2016-м году, продолжая традиции места, тут открылся ресторан Ле Базар самого Анатолия Комма. Это топовый московский шеф, глава русской молекулярной кухни, упоминается в гиде Мишлена. Когда-то его Варвары наделали много шума в ресторанном мире. Не знаю, чей Ле Базар сейчас. Вроде, Комм с концами умотал в Швейцарию. Но в любом случае ресторан очень высокого уровня даже для столицы.
Улица Ленина, конечно, заслуживает отдельного рассказа. Рекомендую отличный сайт:
http://www.photosuzdal.ru/street/lenina.htmЗдесь есть описания всех домов главной улицы Суздаля.
Наш гид для рассказа выбрал почему-то это здание на Ленина. Это дом купца Зыкова с харчевней начала 19-го века. Максим Зыков построил свой каменный дом около 1805 года, получая доход «от свечного торга». Затем его вдова получала доход уже от «торгу калачного». Баранками семья и вошла в историю Суздаля.
Зыковские баранки, приготовленные особым, ему только известным способом, отличались поразительным свойством: будучи вначале совершенно твердыми, как только попадали в стакан горячего чаю, моментально разбухали и становились очень вкусными и приятными для всех, даже беззубых стариков, поэтому пользовались большим спросом. В бараночной Зыкова готовились несколько сортов баранок: были обварные, были с анисом, были сладкие сушки.
Дальше с Ленина мы свернули на какую-то маргинальную внешне улочку. Называется Старая улица. Название неслучайно. Улица Старая одна из самых древних в Суздале и вплоть до конца 18-го века была частью центральной улицы города. Сейчас многим эта улица известна, как место съемки эпизодов фильма «Женитьба Бальзаминова», именно тут находится дом Бальзаминова.
Дом калачника Фиросова стал съемочной площадкой для фильма Женитьба Бальзаминова. Действие фильма происходит в Москве. Нужно было разыскать место, которое по духу напоминало бы старую, купеческую Москву 19-го века. Но на тот момент большевики уже изрядно уничтожили старую Москву. Сначала выбирали не улицу и дом, а город. Выбрали Суздаль.
А затем дело оставалось за малым - найти тот самый дом. Именно это здание выбрали потому, что рядом располагается много храмов. Ведь старую Москву называли «сорок сороков», намекая на множество церквей. Да и сам домик был именно таким, как виделось съемочной группе: старенький (ему на тот момент было лет 50), типичный.
Съемки проходили минимум два месяца. Так что жильцы дома испытывали некоторые неудобства. Но хозяйке предложили хороший гонорар. Вроде бы, и делать ничего не нужно, а деньги платят. Немудрено согласиться. Тем более, что можно было лично пообщаться с Лидией Смирновой, которая сыграла в фильме сваху. Эта актриса тогда была легендой, любимицей миллионов.
Внутри дома не снимали, интерьеры создавали в павильоне.
Но главные хиты Старой улицы - это Лазаревская и Антиповская церкви. Как водится в Суздале, стоят парой: холодная и теплая. Церковь Антипы Пергамского поновее, это 18-й век. У нее шикарная колокольня. Вот эта выгнутая форма "дудки" - чисто суздальская тема, как я уже говорил.
Не новодельная ли фантазия такая нарядная расцветка? Утверждают, что нет. Эта несколько непривычная черта архитектурного облика колокольни была характерна для вкусов более ранней поры - 17-го века, когда заказчики особо оговаривали богатую раскраску построек.
Церковь Лазаря Четверодневного (слева) более старая. Это уже 17-й век. Но не менее резная и нарядная. В общем, один из самых красивых храмовых ансамблей Суздаля.
Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. И Лазаревская церковь стала первой пятиглавой в Суздале. Сейчас купола церкви, установленные на украшенные кокошники, многими признаются самыми красивыми в городе. Лазаревская церковь во многом стала своеобразным образцом для других храмов Суздаля, ведь целый ряд декоративных элементов и украшений распространился на городские постройки именно с нее.
Увы, интерьеры обоих церквей были варварски уничтожены в советское время. Только, когда Суздаль стали делать туристическим центром, хотя бы привели в порядок внешний вид.
В постсоветскую эпоху церкви забрала себе РПАЦ (о расколе писал выше). Тогда же здесь был произведён ремонт. Пишут, что художественная сторона этого ремонта оставляет желать много лучшего. Иконостас топорной работы, росписи примитивные, и всюду - засилье пластмассово-голубого цвета, который заказчикам и исполнителям, вероятно, представлялся небесно-лазурным.
Правда, аляповато, согласен. Фото
bortnikau. Обратите внимание на два столба в центре. Это - большая редкость. На столбы опираются две пары продольных арок, перекинутых на восточную и западную стены; между ними возведены своды. Эта конструкция известна еще в 16-м веке и была изобретением мастеров северных заволжских городов. Возможно, суздальский храм возводили зодчие из Вологды.
Улица Старая заканчивается великолепными двухшатровыми Святыми воротами Ризоположенского монастыря. По какому-то недомыслию за два дня я их так и не заснял. Хотя постоянно крутился рядом. Ну, будет повод еще раз приехать в город.
На этих церквях наша экскурсия с гидом Александром Варламовым закончилась. Я тоже пока попрощаюсь с вами. Но предупреждаю, что не показал еще и половины снимков из моей двухдневной поездки в Суздаль. На часах было чуть больше пяти вечера. Получается, первые два рассказа - это всего мои три часа прогулки по городу. Продолжение рассказа по ссылке:
Что посмотреть в Суздале. Третья прогулка Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях (с) kolllak.livejournal.com