Дублин. История собора св. Патрика, и что там интересного внутри

Aug 08, 2019 08:36



За эту поездку мне крайне не везло с соборами и церквями. Я умудрился по стечению обстоятельств не попасть в Вестминстерское аббатство в Лондоне и в Йоркский собор. Но под конец я все-таки отыгрался на соборе св. Патрика в Дублине. Давайте расскажу вам краткую историю собора и покажу, что там есть интересного в его интерьере.



Начну с истории собора святого Патрика в Дублине. Затем посмотрим, что там есть интересного внутри.

Собор св. Патрика был построен 800 лет на месте древнего колодца, предположительно принадлежащего самому святому Патрику. Современное здание собора, по форме и размерам, датируется первой половиной 13-го века. Он был построен на месте древнего колодца (который, как предполагалось, использовался самим святым Патриком). Здание заменило более раннюю (вероятно деревянную) церковь. Стены были сложены из местного известняка и из бристольского камня.

Архиепископ Джон Комин возвел Святого Патрика в ранг собора. До конца непонятно, зачем он это сделал. Ведь в Дублине уже был один собор Христа. Скорее всего Комин хотел вывести кафедру из под влияния ордена Августинцев, которые обосновались в соборе Христа. Так Дублин стал уникальным городом с двумя соборами в одной епархии. Это было источником многих конфликтов и противоречий, пока между соборами в 1300 году не было заключено соглашение о разделении полномочий. В 1871 году, когда оба собора уже были англиканскими, было решено сделать собор св. Патрика - Национальным собором, т.е. собором всей Ирландии, а собор Христа оставить дублинским.



Но заслуга в его строительстве принадлежит архиепископу Луке, который занимал этот пост в 13-м веке. К тому времени, когда работа была завершена, он был слеп, так что он никогда не видел полные плоды своих усилий. Лука построил готический собор в крестообразной форме, с главным корпусом церкви, известной как Неф, напоминающий длинную часть креста, верхнюю часть креста, известную как хоры, с крестовиной - трансептом. Считается, что в основу проекта был положен собор из того самого Солсбери (только другой старый, а не нынешний "со шпилем"). Напомню, что англичане владели Дублином с 1171 года, так что неудивительно, что собор строился по английским образцам.

Здание постоянно развивалось в течение следующих 700 лет. В 13-м веке к нему добавилась часовня Богородицы (позже известная как французская из-за своей связи с гугенотами). Затем сильный шторм снес шпиль здания, также собору был нанесен значительный ущерб в результате случайного пожара. В конце 14-го века под руководством архиепископа Минота были проведены ремонтные работы в нефе и башне. Это сооружение также рухнуло, разрушив большую часть западной части собора в процессе строительства. В конце концов башня была перестроена, но так и не была переименована. Эта версия названия башни Минота сохранилась до наших дней.



После английской Реформации собор Святого Патрика стал англиканским собором, и в его интерьере были произведены изменения в соответствии с новыми теологическими изменениями. Многие статуи были сняты с альковов, а богато украшенные потолки, такие как в часовне Богородицы, были сняты. Сложные времена привели к тому, что собор постепенно ветшал, и Кафедральный собор еще больше пострадал во времена правления Эдуарда VI. Собор был понижен до статуса приходской церкви и использовался как здание суда и в течение короткого периода, как университет. При королеве Марии Тюдор (та самая Кровавая Мэри) храм было восстановлен в звании собора, и часть средств была выделена на ремонт и реставрацию. В 1560 году к башне были пристроены одни из первых публичных часов в Дублине, а в 1700 году к ней был пристроен шпиль.

К началу 19-го века собор вновь оказался в плачевном состоянии. Северный трансепт собора (который использовался как отдельная часовня) был признан небезопасным для использования. Настоятель Пакенхэм предпринял попытку собрать средства для необходимого ремонта, однако таки не приблизился к необходимому объему средств. Бенджамин Ли Гиннесс (тот самый пивной магнат), написавший письмо совету в 1860 году с предложением взять на себя полную стоимость реставрации, фактически спас собор. Его единственным условием было не вмешиваться в эту работу со стороны соборного совета.



На пять лет собор был закрыт для проведения масштабных реставрационных и ремонтных работ. Работа была сосредоточена на нефе и трансептах. В неф был добавлен новый потолок. В результате была уменьшена высота западного окна (раньше посетители могли видеть крышу здания). Пол нефа был поднят на тот же уровень, что и хор. Наверное, самым большим внутренним изменением в здании было удаление экранов, которые разделяли неф, хор и трансепты. Гиннесс не считал, что это соответствует постреформационному собору, в котором к духовенству и общине относились, как к равным. В 1865 году собор был вновь открыт на тщательно продуманной церемонии, в ходе которой Гиннессу вручили благодарственную книгу, составленную из подписей представителей собора и жителей города.

Сегодня почти ежедневно продолжается работа по обеспечению того, чтобы собор больше не находился в плачевном состоянии. Финансирование этих работ осуществляется за счет сотен тысяч посетителей здания каждый год (вход в собор платный). Недавно в храмовой часовне Богоматери были проведены масштабные реставрационные работы, позволившие посетителям заглянуть назад во времени и увидеть, как выглядело бы это помещение изначально. Вскоре начнутся работы по возведению в соборе столь необходимой новой крыши, чтобы Кафедральный собор Святого Патрика оставался в центре Дублина на долгие годы вперед.



Честно сказать, для человека который видел великие готические соборы Франции и Германии, собор св. Патрика не покажется чем-то выдающимся внешне. Прямо так замереть перед ним, открыв рот, как перед соборами Руана или Страсбурга у меня не вышло.  Тем не менее в его строгости и простоте форм что-то есть, так что он определенно заслуживает внимания.



Но давайте уже прогуляемся по собору. Хотя он давно стал протестантским, а я такие церкви не жалую, обычно там неинтересно, но в случае со св. Патриком все довольно неплохо. Да, часть декора была уничтожена при Реформации, а во времена Кромвеля тут вообще устроили конюшню. Но кое-что уцелело, а что-то внесли уже сами англикане, и в целом собор стоит нашего внимания.



Витражи из стекла могут быть невероятно красивыми произведениями искусства, но они также изначально служили образовательным целям. В то время, когда большинство людей не умело читать и писать, витражи использовались для объяснения историй Библии в живописной форме. Витражи надо читать снизу вверх, а не слева направо (как при чтении книги). История всегда начинается с изображения в нижней части панели левого окна, затем перемещается вправо, а центральная панель считывается последней.

К сожалению, в соборе Святого Патрика не сохранилось оригинальных окон; самые старые окна датируются серединой 19-го века.

В западной части собора находится окно, известное как "Окно Святого Патрика". Это рассказ о жизни Святого Патрика в 39 различных эпизодах, начиная с его похищения из Уэльса и заканчивая его смертью и похоронами в Ирландии.



Окно в северном трансепте посвящено Эдварду Гиннессу (сын Гиннесса - пивовара и реставратора собора). Продолжая оказывать отцу большую поддержку в строительстве, Эдуард в 1897 году подарил кафедральному собору новые колокола. Три из четырех других окон северного трансепта посвящены трем различным войнам - Первой мировой, Крымской и Южноафриканской.

В северном трансепте находится окно работы известной ирландской художницы Сары Пурсер (1848-1943), которая была частью ирландского художественного движения, известного как "An Túr Gloine". Изготовленное в 1906 году, окно содержит изображение короля Кормака Кашеля. Она посвящена ирландцам, погибшим в бурской войне.

Сейчас будет небольшая иллюстрация, почему в своих конспектах я редко копирую Википедию. Потому что в этом случае получаются такие нечитабельные тексты.

Кормак Кашельский - король Мунстера, епископ, святой. Святой Кормак был сыном Куленнана и происходил из рода короля Энгуса мак Над Фройха, крещённого святым Патриком. Считается, что он был епископом Кашельским и переписчиком легендарной рукописи - Кашельской Псалтири.



Еще одно окно Гиннеса можно увидеть в конце Южного хорового ряда, внутри ворот часовни Богородицы. Это окно посвящено дочери Бенджамина Ли Гиннесса. Она была известна своей благотворительной деятельностью и окно украшает подходящая для ее семьи (Гиннесс - пивовары, вдруг, кто не знает) цитата Священного Писания: "Я хотел пить, и вы напоили Меня".



Огромный четырехярусный памятник графу Бойлу, его жене и семейству был сооружен в 1632 году по заказу Ричарда Бойла, графа Коркского. Монумент декорирован множеством раскрашенных фигурок, представляющих членов семьи графа. В самом центре нижнего ряда изображена фигурка пятилетнего сына графа - Роберта Бойла (1627 - 1691 гг), который стал выдающимся ученым своего времени. Его вклад в физику - знаменитый закон Бойля о давлении и объеме газов, который мы с вам теперь проходим в школе.

Памятник в свое время вызвал грандиозный скандал. Он был огромен и Бойл смог установить его в самый центр собора. Это было уже время после Реформации, так что такой скорее католический монумент всех изрядно разозлил. Памятник демонтировали и убрали с глаз долой. Бойлу пришлось побороться за возвращение памятника. Граф настолько был унижен демонтажом, что стал личным врагом инициатора сноса и в конце поспособствовал его казни.



Известный большинству как автор "Путешествий Гулливера", Джонатан Свифт был деканом (настоятелем) собора Святого Патрика с 1713 года до своей смерти в 1745 году.

Очевидно, что он был одаренным писателем, но он также был человеком, который упорно боролся против социальной несправедливости и несправедливости по отношению к ирландскому народу. Ему было почти 78 лет, замечательный для того времени возраст, который историки объяснили его любовью к физическим упражнениям и одержимостью чистотой.

Сегодня в соборе хранится множество предметов, связанных со временем Свифта в соборе. К ним относятся кафедра, с которой он проповедовал свои (длинные!) проповеди, и стол, используемый Свифтом для празднования Евхаристии в своей церкви. В соборе также есть ранние издания его работ, включая "Проповедь во сне в Церкви", две его смертельные маски и слепок черепа Свифта.

В последние годы жизни Свифта беспокоили дисбаланс и шум в ушах, что, в сочетании с инсультом 1742 года, привело к тому, что он объявил себя сумасшедшим. Девяносто лет спустя после его смерти его тело эксгумировали и осмотрели. Это сделал известный врач города сэр Уильям Уайльд (да-да, отец Оскара Уайльда). Сэр Уильям обнаружил, что у Свифта была рыхлая кость во внутреннем ухе, и что эта "болезнь Меньера" была причиной многих проблем Свифта.

Могила Свифта отмечена простой надписью на полу в западной части собора (рядом со Стеллой, его лучшей подругой по жизни). На стене эпитафия напротив его могилы. Необычно, что Свифт сам написал эпитафию перед смертью и оставил инструкцию вырезать ее на черном килкеннитовом мраморе. Написано на латыни, переводится следующим образом:

Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы.



Могила Свифта в соборе находится рядом с могилой Эстер Джонсон (по прозвищу Стелла - звезда). Отношения Свифта с женщинами покрыты мраком. Известны две девушки, с которыми Свифт вел чуть ли не ежедневную переписку: Эстер и Ванесса. Эстер-Стелла жила в поместье Свифта, но ее статус так до конца и непонятен: просто воспитанница, тайная жена, любовница?



Я в детстве зачитывался Гулливером, так что для меня стало сюрпризом, что Свифт был всегда... ревностным англиканином. Я представлял его личность совсем по-другому. Но нет, Свифт считал, что без религии люди превратятся в животных. В тоже время католичество он считал чрезмерным и смешным, а кальвинизм - фанатичным и упрощенным. А вот в англиканстве по его мнению христианство нашло свое идеальное выражение.

Науку и ученых Свифт терпеть не мог, но это как раз отражено в Гулливере (вспомните прожектеров в Лапуту). С этим связан один анекдот. Как-то раз астрономы предсказали солнечное затмение. Толпы народа собрались посмотреть на это редкое явление. Шум толпы досаждал декану Свифту, поэтому он вышел к народу и объявил, что затмение переносится на 48 часов. Доверие дублинцев к своему настоятелю было таким полным, что все разошлись, поверив Свифту, а не учеными.

Вообще, в свое время личность Свифта была крайне уважаемой в Ирландии, причем не только среди протестантов, но и среди католиков. Конечно, ни о какой независимости Ирландии он не помышлял. Но боролся за человеческие условия жизни и права всех жителей Ирландии независимо от их религии. Боролся он с помощью памфлетов и сатиры. Порой она была весьма черная и мрачная. Скажем, в "Скромном предложении" Свифт предлагает пускать детей ирландских бедняков на мясо и перчатки. В книге скрупулезно перечисляются все экономические выгоды этого предложения. Для порядка Свифт рассматривают альтернативные варианты поднять народное благополучие, например, запретить взяточничество и воровство властей. Но признает, что это какая-то фантастика, а вот вариант с продажей детского мясца более реалистичен.

По легенде в соборе св. Патрика обитает дух сумасшедшего Свифта. В частности он является и угрожает, тем кто засыпает и храпит во время проповедей.



Памятник четвертому президенту Ирландии Эрскину Чайлдерсу. Помните я рассказывал историю его отца Роберта, известного писателя и чистокровного англичанина, который стал ирландским националистом (причем весьма фанатичным)? Ирландские власти его же потом и казнили после обретения независимости, а сыну он завещал не мстить приговорившим отца к смерти. Сын сдержал обещание и в конце-концов стал президентом.



Миленько, особенно путти, которые свешивают ножки с арки над памятником.



Каноничное изображение св. Патрика. Конечно, в таком виде святой не расхаживал по Ирландии, это поздняя фантазия. Но в целом св. Патрик - личность достоверная. Он был похищен в Ирландию из Британии, пребывал там в рабстве, где он поверил в Бога, потому ему удалось сбежать обратно в Британию. Он посвящает свою жизнь служению Богу и церкви и через некоторое возвращается в Ирландию, но уже в качестве миссионера.

Первым делом в Ирландии св. Патрик изгнал оттуда всех змей, а затем научил кельтов письменности. Интересны легенды об его соперничестве с друидами, где святой выступает, как мощный маг 80-го уровня. В результате состязаний с друидами, в которых сам Патрик проявляет магические способности, в список входит выделение яда из кубка, удаление с целой долины насланного друидами снега и управление огнём и водой.

Самое крупное и известное столкновение Патрика с друидами происходит на Пасху, когда король и его двор собираются праздновать некий языческий праздник. Патрик зажигает пасхальные свечи раньше, чем загораются священные костры, вызывая этим гнев короля и друидов; во время последовавшего разговора с друидом Лохру Патрик желает, чтобы тот немедленно умер, и друид подлетает, падает и разбивает себе голову о камень; напавшее после этого события на святого войско покрывает мгла и охватывает паника, в результате чего почти все нападавшие гибнут. После этого король приказывает запрячь для Патрика колесницу с девятью конями, как то полагается богам, но святой отказывается.

Еще одна из легенд, связанных со святым, гласит, что Патрик на примере трилистника объяснял ирландцам смысл Единства Божества в Святой Троице. Позднее возникновение данной легенды и отсутствие свидетельств самого Патрика заставляют ряд исследователей предполагать, что легенда недостоверна; вероятно даже, что монахи, записывавшие легенду, приписали Патрику то, что было типично скорее для друидов - почитание священного числа три, которое символизировал трилистник.

Согласно другой легенде, святой защитил себя и восемь своих спутников от мести язычников, пропев «Олений гимн» (существует текст этого гимна, приписываемый Патрику), после которого мстители увидели проходящих мимо оленей, а не людей.

Современному человеку св. Патрик известен в первую очередь праздником 17 марта (день смерти святого), в День св. Патрика все наряжаются в зеленые одежды и безудержно пьянствуют. Подозреваю, что святой не в восторге от такого способа отмечать его кончину.







Чтобы народ совсем не заскучал в соборе от всех этих бесконечных мраморных памятников, местные попы предлагают туристам развлечься созданием печатей.



Оказывается, весьма занимательное дело, я тоже потратил на него некоторое время.



Ирландские англикане не чужды и прогресса.



Вообще, сразу предупреждаю, от Средневековья в св. Патрике практически ничего не осталось.





Но если вам интересно разглядывать всякие странные памятники давно почившим людям, то в соборе будет, чем заняться. Тут, скажем, чудесные собачка и пальма.



Посвященная Пресвятой Деве Марии, прекрасно отреставрированная часовня Богородицы позволяет заглянуть в прошлое. В 13-14-м веках в великих соборах Северной Европы стала обычной практикой постройка часовни за главным алтарем и посвящение ее Пресвятой Деве Марии. Часовня Богоматери собора св. Патрика была построена в 1270 году, как и остальная часть здания, была восстановлена в 19-м веке. С середины 17-го до начала 19-го века часовня была известна как "французская часовня", так как использовалась гугенотами (французскими протестантскими беженцами) после их прибытия в Ирландию после отмены Нантского эдикта.



Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.



Часовня св. Петра.



Я поленился переводить огромный текст об органе собора св. Патрика. Какой-то он здесь очень крутой, входит в десятку крупнейших в Европе. Мне понравилось, что можно в деталях рассмотреть "рабочее место" органиста, обычно в католических церквях они находятся где-то сверху.







Над арками Северного Трансепта развешен ряд флагов в память об ирландских мужчинах и женщинах, погибших на службе в британской армии. Некоторым из них от ста до ста пятидесяти лет, и они служили знаменами для ирландских полков британской армии, таких как Королевский Ирландский полк и Королевский Дублинский фюзилиерский полк. Некоторых из них несли в боях, которые происходили в таких местах, как Китай, Бирма и Крым. Некоторые другие флаги более современные (например, флаг для Р.А.Ф.) и служат памятью об ирландцах, погибших во время Первой мировой войны и Второй мировой войны.

В 18-19 веках большая часть британской армии состояла из ирландцев. Подсчитано, что до 30-40% армии, разгромившей Наполеона в битве при Ватерлоо, составляли ирландцы. Во второй половине 19 века доля ирландцев, составлявших армию, значительно снизилась. После основания Свободного государства в начале 20-го века эта численность еще больше сократилась, и многие ирландские полки британской армии со временем были расформированы. Чтобы вспомнить людей, погибших во время службы в этих полках, в церкви традиционно развешивают знамена (флаги) полка.

Собор Святого Патрика начал принимать полковые знамена в 1850-х годах, и они представляли собой полки, сражавшиеся в наполеоновских войнах. На протяжении 19-го и 20-го веков в соборе устанавливались (добавлялись) новые флаги, и эта традиция продолжается и по сей день.



"Солдаты не умирают, они просто исчезают."

При воспоминании солдат, погибших на войне, эта традиция или поговорка получают физическое представление в соборе. Повешенные на стенах полка полковые знамена со временем медленно разлагаются. В конце концов, эти флаги сваливаются с флагштоков, после чего помещаются в витрину и монтируются на стенах.

Дебаты о том, нарушать ли традицию и сохранять ли знамена, продолжаются и по сей день. Одна точка зрения предполагает, что эти флаги являются частью ирландской истории и должны быть сохранены для будущих поколений. Противоположная точка зрения заключается в том, что эти флаги были развешены и оставлены для того, чтобы служить цели памяти павших солдат, и эта традиция должна соблюдаться.



Кафедра, с которой читаются проповеди.





В Ирландии есть выражение "рискнуть своей рукой", откуда же оно пошло?

В 1492 году две ирландские семьи, Батлерсы и Фитцджеральды, были вовлечены в ожесточенную вражду. Эти разногласия касались главным образом должности лорда-депутата. Обе семьи хотели, чтобы один из них остался на этом посту. В 1492 году это напряжение переросло в открытую войну, и между двумя семьями возле городских стен произошла вооруженная стычка.

Батлерсы, понимая, что битва будет проиграна, укрылись в доме настоятеля собора святого Патрика. Фицджеральды последовали за ними в собор и попросили их выйти и заключить мир. Младшие Батлерсы, опасаясь, что если они это сделают, то будут убиты, отказались.

В качестве жеста доброй воли глава семьи Джеральд Фитцджеральд, приказал вырезать отверстие в двери. Затем он просунул руку в дверь и с миром предложил свою руку тем, кто находится по ту сторону двери.  Увидев, что Фитцджеральд готов рискнуть рукой, просунув ее в дверь, Батлерсы решили, что он серьезно относится к своему намерению. Они пожали друг другу руки через дверь, Батлерсы вышли из Дома настоятеля, и обе семьи заключили мир.

Сегодня эта дверь известна как Дверь примирения и выставлена на обозрение в северной части собора. Эта история также живет в знаменитом ирландском выражении "рискнуть рукой".







Джон МакНилл Бойд большую часть своей жизни проработал моряком, быстро продвигаясь по службе в рядах Королевского флота. Он героически погиб, пытаясь спасти жизни моряков во время одного из самых страшных штормов, обрушившихся на восточное побережье Ирландии.

Во время шторма три пострадавших судна - "Нептун", "Индустрия" и "Мария" - пытались попасть в гавань. Нептун разбился о Восточный причал, и вся его команда бросилась в воду. Бойд немедленно вызвал своих людей для управления лодками к причалу. Некоторые из людей Бойда обвязали себя веревками и нырнули в море, чтобы попытаться попасть на борт двух других пострадавших судов, но море было слишком мощным. Примерно в полдень во время шторма наконец-то произошло затишье, но огромная волна внезапно обрушилась на волнорез, где стояли Бойд и его команда. Их выбросили в море, Бойд, пятеро членов его экипажа, и, по крайней мере, двадцать один горожанин погиб.

Через несколько дней тела членов экипажа были вымыты на берег, но тело Бойда не было обнаружено в течение нескольких недель. Он был похоронен на кладбище собора Святого Патрика. Легенда гласит, что Ньюфаундлендская собака Бойда, сопровождавшая спасательную шлюпку, которая обнаружила его тело, пошла за ним в могилу. Когда гроб был закопан, пес лежал наверху могилы и отказался уходить, в конце концов он умер от голода. Многие утверждают, что видели призрак собаки у статуи в Бойда соборе.





В 1901 году при строительных работах рядом с собором было обнаружено шесть кельтских надгробий с кельтскими крестами. Впоследствии они были датированы 10-м веком. Один из этих больших камней покрывал остатки древнего колодца и, возможно, это тот же самый колодец, что использовал Святой Патрик в пятом веке. Наличие этих камней доказывает, что церковь на этом месте была уже более тысячи лет назад.





Вы уже наверно обратили внимание на шикарный пол. Я, как человек, в прошлом году, переживший ремонт, стал подмечать такую красоту. Даже собирался сделать нечто подобное на кухне, но когда узнал ценник на производителя Topcer, который специализируется на викторианской плитке, то решил, что обойдусь чем-нибудь попроще.



Возвышающаяся над окружающими зданиями, башня Минота имеет бурную историю и множество воплощений, первоначальный шпиль собора был разрушен ураганом в 1316 году. В следующем году собор был подожжен во время войны, и многие драгоценные предметы были разграблены в замешательстве после пожара.

После более серьезного пожара в нефе в 1362 году архиепископом Дублинским Томасом Минотом был произведен ремонт. Минот также построил 147-футовую башню под северо-западным углом собора, в строительстве которой задействовано 60 человек. Он изготовлен из ирландского известняка, со стенами толщиной 10 футов.

Башня до сих пор известна как Минотова башня, хотя первоначальная рухнула в 1394 году. Поэтому в конце 14-го века потребовалось второе восстановление. Примерно в это же время были построены четыре западных придела в Северном нефе, которые по неизвестной причине являются более высокими и широкими, чем остальные.

Первый этаж башни Минот, возможно, первоначально служил библиотекой. На следующем этаже находится Кольцевая камера. В Соборной башне сейчас находятся колокола, подаренные сыном Гиннесса в 1897 году. Колокола висят на четвертом этаже башни, на двух этажах над Кольцевой камерой.

К 1509 году на третьем этаже башни Минота в Дублине были установлены одни из первых публичных часов. Благодаря этому собор приобрел тот же статус общественного здания, что и Дублинский замок. Время показывается на двух медных циферблатах диаметром восемь футов, расположенных с западной и северной сторон башни с видом на соседний парк. Гранитный шпиль высотой 101 фут был спроектирован Джорджем Сэмплом и установлен на вершине башни в 1749 году.



На этом у меня закончились фото из собора св. Патрика. Как вы поняли, шедевров искусства в нем вы не найдете, но собор важен для ирландской истории и, посетив его, у вас есть шанс к ней прикоснуться.



Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(c) kolllak.livejournal.com

Ирландия, Дублин

Previous post Next post
Up