«Сейчас я вам расскажу страшно правдоподобную историю о том, что наша Земля стоит на трех китах…»
В старину эта фраза никого не доводила до приступов смеха. Думаете, эти времена канули в лету? Сейчас я вас повеселю. Цитирую один очень уважаемый сайт (не буду давать точный адрес, чтоб не обидеть другие сайты, где могла произойти точно такая же ПРАВДИВАЯ история…)
«Основные острова архипелага: Таити, Муреа, Бора-Бора, Хуахине - это коралловые атоллы, похожие на огромные БУБЛИКИ. Снаружи вода, внутри, а на БУБЛИК садятся самолеты, на БУБЛИКЕ живут люди, и туристы болтаются в гамаках, потягивая из кокоса через соломинку сладкую воду».
Каково? Я смеялась минут 15…
Ни один из этих островов не является атоллом!! Никакой дырки от бублика у них внутри нет!
Уж не буду придираться к «сладкой воде»…(натуральный кокосовый сок несладкий).
Мне один сведущий туроператор когда-то рьяно доказывал, что рекламные статьи пишут люди, ни разу не бывавшие дальше своего города. Но я не верила…
Убедилась!!
Но потом мне стало очень жаль несомненно талантливую девушку, написавшую эту статью. В ней было столько щемящей грусти о райских островах, столько идеализации и мечты, что я страшно разозлилась на заказчиков этой статьи, которые пожлобились оплатить способному автору командировку на далекие острова.
Вот потому и не надо верить всему, что написано в интернете…
У меня и самой сведения о Таити еще совсем недавно сводились к картинам Поля Гогена и фразе сытого кота из мультфильма:
«Таити, Таити…Нас и тут хорошо кормят!»
А еще пробирал мураш неосуществленности, когда точно знаешь - это мираж, дымка, галлюцинация, такого не может быть никогда…потому что не бывает. Точка.
Осуществленная мечта - это умытая с мылом красавица. Проще, но роднее.
Вот только вчера стояла на подиуме в лучах прожекторов, окруженная тугими кошельками и репортерами - недосягаемая, как пролетающая комета. А сегодня сидит у вас на коленях и нежно заглядывает в глаза.
И наполняет душу радостью и мудрым покоем.
«Умытый» Папеэте без макияжа рекламы кажется поначалу замусоренным и враждебным. За последние две недели мы так успеваем влюбиться в тишину маленьких островов, что громыхающий и визжащий поток транспорта столицы рвет нервную систему в клочья.
Кубические таитянские красотки напрочь отбивают аппетит и вселяют нахальные мысли о собственной неотразимости.
Поражает, что двухлетние дети ходят по цементным полам босиком.
Тут же клубятся смуглые подростки с дерзкими глазами в сапогах по колено. Правда, вся их бравада наносная. Заинтересованный взгляд на спортивные и очень ловкие выкрутасы прямо на пристани превращает их просто в мальчишек, грезящих о славе артистов.
У мужчин часто встречаются длинные волосы. Они либо закручены в хитроумные жгуты, либо свисают дредами, либо просто струятся по спинам.
Женщины, вне зависимости от толщины и возраста, украшают себя цветком за ухом. Делают они это на каком-то подсознательном уровне. Вот идет молодуха, видит цветущий куст. Рука автоматом выбрасывает подвявший цветок и засовывает новый за ухо. Мимолетный взгляд в стекло витрины - хороша!
Т.е. цветы на лицах цветут круглогодично и снимаются только на ночь - в обмен на ночную рубашку.
Ночные заведения, выстроившиеся в ряд, как новобранцы на плацу, только и ждут наступления ночи… Будто мечта любого вновь прибывшего - спеть в караоке, наесться до отвала в бесчисленных кафе и спустить деньги в казино .
Бары и рестораны помаргивают неоном, сберегая энергию тоже для сумерек.
Знаменитый тряпочный рынок ничем особо не поражает. Торговки не сильно расстраиваются от отсутствия очередей на их товар, без конца что-то жуют и треплются с соседками. У них тут клуб по интересам.
Приезжие растворяются на улицах столицы быстро и как-то незаметно.
Мы даже со своим стойким островным загаром сильно отличаемся от местных и потому всем интересны.
На Таити страшно популярно граффити.
Созвон с заказанным отелем ничего не дает. Там на наши претензии, где заказанный трансфер, как-то неопределенно советуют взять такси…
Такое отношение встречалось нами уже не раз и в различных (теплых) странах. Т.е. пока ты чужой, о тебе никто не будет особо заботиться…если эта забота не оплачена, естественно, заранее.
Хотя и это не гарантия, что о вас не забудут в самый ответственный момент.
Но стоит познакомиться и подружиться, отношение меняется разительно!
Т.е. толщина кошелька тут никого не впечатляет! Судят не по нему, а по душевности отношений.
Видимо, миллионеры в выцветших шортах тут ходят такими стадами, что приелись со своими капризами до коликов.
В Европе мои рассуждения не поймут и даже сочтут абсурдными.
45 минут такси везет нас по острову, удаляясь все дальше от суеты. И с каждым километром крепнет хорошее настроение, чуть подвявшее в столице.
Справа - синеющий океан, слева - горы высоким забором.
Отель в районе «Папара'» ( «папа»- камень, «ра» - солнце) оказался семейным пансионом. В саду, густо заросшем цветами, цветущими деревьями и даже гигантскими кактусами, пряталось с десяток домиков.
Наш был у самой кромки океана и со своей небольшой лужайкой, утыканной норами крабов. Норы - «вот такой ширины, вот такой глубины»! Неосторожно поставленный стул проваливался в них по самое сиденье!
В одной из нор, куда легко помещался мужской кулак, сидел толстенный откормленный краб и смотрел на меня маленькими злыми глазками. Клешни он нахально упирал в бока, всем видом говоря : «Понаехали!»
Страшно было подумать, что за монстрило завтра вылезет из соседней норы, в которую легко проваливалась вся нога…Я порадовалась, что наше бунгало стоит на «ножках». И надеялась, что крабы боятся света фонарей и не умеют лазить по лестницам…
Номер радовал панорамной стеклянной стеной, раздвигающейся наподобие шкафа-купе, двумя окнами по бокам и еще одной маленькой дверью, выходящей в буйную зелень сада.
У огромного холодильника красовалась микроволновка и электрочайник.
Покрывала и занавески в крупных , ярких таитянских цветах вызывали желание раскинуть руки и довольно потянуться.
Чем хорош семейный пансион? Тем, что легко входишь в дружеские отношения с хозяевами (при этом практически не видя и не слыша остальных постояльцев).
Мадам Генриетта (или просто , как она просила называть - Генриетта) с мягкой улыбкой сразу же после вселения предложила проехаться в самый большой супермаркет района. (И очень смутилась, когда мы после поездки предложили деньги за провоз. Что вы..Это просто так…по пути…)
Изящная маленькая женщина, похожая на старинную китайскую статуэтку, уверенно села за руль «мерина», вытянула шею, чтоб видеть дорогу, и осторожно порулила по гладкому шоссе.
Кстати, во дворе стоит целый автопарк машин на любой вкус (сбилась со счету, но не менее десяти). И любую можно взять напрокат. Честно говоря, нам даже в голову не пришло взять с собой права. Да и отдохнуть от руля не грех хотя бы в отпуске.
Все супермаркеты Полинезии делают упор только на питание. Франция не сильно балует своих вассалов нарядами, решив, что и куска тряпки, разрисованной самими аборигенами, вполне хватит для жизни.
Да, кто не в курсе, Полинезия потому и называется французской, что является куском Франции. Этакий большой пирог, отрезанный ломоть которого уложен на дальнюю тарелочку. Кстати, «кусище» - будь здоров! Величиной со всю Европу! И это в ХХI веке!...
Никто у аборигенов согласия на протекторат не спрашивал. Без меня меня женили! И условия «брачного контракта» никто не отменил по сию пору.
Но сами местные, хоть ничего плохого и не говорят о Франции, но свои острова с упором называют просто Полинезией. Без всяких прилагательных.
Но ,услышав словосочетание «Французская Полинезия», будут лишь щуриться и раздувать ноздри… А потом гневно клеймить ВСЕХ колонизаторов, начиная от древних времен.
Впрочем, не переходя на лица…На всякий случай…
Вечер был посвящен дегустации пива, домашних пирожных, мясных нарезок, картофеля -фри и арахисового масла, к которому я тут пристрастилась с первого дня. И это все после 6 вечера! Малодушно утешала себя тем, что в России уже утро и как бы можно…
Океан шумел прибоем за линией рифов. Веранда продувалась крепким ветром.
Он ворошил челку, бил в истерике по развешанным полотенцам и сдувал со стола все ненужное. «Ненужное» летело в сторону крабьих нор. Но никто не вылезал за подношением. Я даже подхалимно разложила у норок картофельные дольки и кусочки мяса. Но, видимо, наш топот так раздражал крабов, что они затаили обиду.
Пока я сокрушалась, где тут искать турбюро для экскурсий, мягкой походкой подошла Генриетта.
- Если вы желаете, мой муж завтра провезет вас вокруг острова на машине.
Конечно, мы желаем!! Это не Бора-Бора, который можно объехать на велосипеде!
140 км в жару на раздолбайках нам не осилить. (Опять - привет интернету!! Потому что мы по спидометру наездили 250 км…)
Спросила ее не без коварства, есть ли тут акулы. Генриетта легко ответила : «Нет».
Взор у нее остался по-детски чист и не замутнен. Я вздохнула.
Вот потому ни в одном пособии не найти реальной информации. Кому надо, тот все поймет и найдет сам. Простим ей эту маленькую ложь во благо туристического процветания.
Дом европейца, который жил тут 200 лет назад (женился на местной).
Остров Таити состоит из двух частей- большого ТАИТИ-Нуи и малого Таити -Ити (нуи - большой, ити - маленький), соединенных между собой тонким перешейком под названием Таравао
(местные опять поправили - не Таравао, а Тараво' !!)
Этакая «матрешка-неваляшка», состоящая из маленькой, пустой, почти незаселенной «головы» и большого, густо заселенного «туловища».
На перешейке Тараво' осенью наблюдаются самые большие в мире волны для серфинга - до 20 метров! В ноябре тут проходят международные соревнования серферов. Представляю, какое захватывающее зрелище! Особо ценятся волны, заворачивающиеся в трубу. Посмотреть на это съезжаются любители острых ощущений со всего мира.
Когда я попыталась робко поправить Огюста, что интернет дает информацию о соревнованиях в августе, он лишь веско повторил:
«В ноябре! В августе еще нет таких больших волн» .
Остров вулканического происхождения, а потому бирюзовых отмелей с белыми пляжами тут - раз и обчелся.
На крутых горах, достигающих 2 240 м, так густо растут джунгли, что с дороги кажется - некуда палец воткнуть! Вулкан Орохена, остывший после последнего доисторического извержения, присмирел, зарос и получил статус горы.
То ли местные - романтики, то ли - лентяи, но разрабатывать внутренние районы острова никто не спешит. Каждый жмется к берегу.
Впрочем, один энтузиаст все же попал в поле нашего зрения. Он постепенно вырубил густую зелень на вздыбленной горе над своим бунгало и высадил на террасах кокосовые пальмы. Мы спросили, к чему высаживать деревья так высоко. Что, так лучше плодоносят? Получают больше солнца?
Он с хитрецой ответил:
- Когда кокосы созревают, они падают и скатываются прямо к порогу моего дома. Мне остается лишь подобрать их.
Я ушла в полной уверенности, что дальним предком местного жителя с таким рациональным складом ума был, разумеется, хохол.
С гидом нам невероятно повезло! Думали сначала, что это будет просто автовояж, но получили такой поток полезной информации, что голова еле успевала вмещать!
Радовало и то, что машина против ожидания не была набита.
За скромные деньги мы получили эксклюзивную экскурсию на двоих.
Огюст (или Аугуст? ), несмотря на почтенный возраст (76 лет), по-мальчишески посвистывал и не переставал говорить ни на минуту. Вообще его выносливость поразила! За весь световой день он ни разу не поел, кроме одного выпитого кокоса, и был свеж и полон сил, хоть сидел за баранкой от темна до темна и без устали говорил! Теперь я понимаю, почему белые французы, мотаясь туда-сюда из Франции, в конце концов остаются тут жить.
Поразило, что до сих пор живы родители Огюста! Отец страстно увлекается астрономией и наблюдает небо в домашний телескоп (он живет на другом острове).
Так что у нашего хозяина еще все впереди!
Досконально зная остров, он щедро делился всем, о чем даже самые раскрученные турбюро умалчивают.
Например, на одной из остановок мы нырнули в неприметную тропинку и очутились у карстового озера
Mara'a Grotto.
Грот «Черная вода» полностью оправдывала свое название. Заросли высоченных монстер растопыривались забором и росли, как у нас - лебеда. Над ними медленно и пьяно качалась роща бамбука.
Мутная вода озера стояла тишайшим стеклом. Но войти в нее без содрогания было невозможно…
Так и казалось, что сейчас вылезет из черных глубин немытое бледное чудище с хорошим аппетитом и схрумкает вас до тапочек.
Огюст рассказывал, что язык Полинезии появился 2,5 тысячи лет назад. Но на нем говорили не только полинезийцы, а и на Гавайских островах и в Новой Зеландии. Т.е. мореплаватели, добиравшиеся на каноэ с балансиром до этих стран, вполне способны были общаться и быть понятыми.
Слава полинезийцев - мореплавателей гремит и по сию пору.
В прошлом году, например, состоялись международные соревнования мореходов разных стран. Маршрут - из Полинезии в Китай на каноэ. Все иностранцы вышли с последними новинками навигационных приборов. И только полинезийцы - по старинке, ориентируясь на Сириус и другие звезды и созвездия. Даже без компаса!
И победили.
Надолго задержало марае Арахураху (Arahurahu).
В современном атеистическом понимании марае - просто квадратная лужайка , предназначенная для общественных сборищ. Но для полинезийцев это в первую очередь святилище под открытым небом, где на особой площадке устанавливалась статуя божества и на которой проходили религиозные и праздничные церемонии. Например, возведение на престол короля. Или празднование военных побед. Или свадьба вождя. А еще это была древняя резиденция Короля.
Сейчас на марае проходят фестивали танца - Хейва ( в июле). По периметру марае зажигаются костры, смельчаки ходят по углям, до самой ночи звучат песни и танцы, танцы, танцы.
Гасятся костры пучками листьев из кустов, растущих тут же. Считается, что только они способны оградить от ожогов.
Огюст поднялся на сохранившийся каменный подиум , гордо выпрямился ( кажется, даже стал выше ростом)и надолго замолчал, уйдя в свои мысли…
Монстера.
Он оказался очень неплохим знатоком ботаники. Сыпал названиями растений - только успевай запоминать! Если б знала, что нам встретится человек с такими энциклопедическими знаниями, я б взяла с собой диктофон.
Например, только тут мы узнали, что невзрачные зеленые плоды, валяющиеся по всем островным государствам - это НОНИ, сок которых так популярен в Европе.
Павшие плоды воняют невыносимо! А потому не вызывают ни малейшего желания «понадкусювать».
Строго говоря Нони - это местное название плода от дерева под названием Моринда цитрусолистная (лат. Morinda citrifolia). Но такого названия никто не употребляет. Нони и все тут!
В народе разных стран кличут то индийской шелковицей, то сырным фруктом (согласна…запахи совпадают).
Молодые листья крошат в салаты.
Кора и корни нони идут на изготовление натуральных красителей. Самые дорогие батики до сих пор окрашиваются в желтый цвет -из корней нони, шоколадный, красный и бордо - из его коры . А уж медицинской полезности во всех частях нони столько, что это чуть ли не панацея.
Но нони так бы и остался в любимчиках лишь у тихоокеанских жителей, если б в 90 годах ХХ века парочке американцев не была рассказана щемящая душу история о продлении молодости посредством сока нони…И завертелось!
Легенду поставили на поток. И теперь уже никто не будет допытываться, а правда ли насчет молодости? Потому что сок действительно очень полезный. Ускоряет регенерацию тканей. Так что пейте смело! Тем более, что в составе много других фруктовых добавок. Чтоб забить натуральный запах…
Татуировки в Полинезии раньше тоже делали из натур. красителей. Добывали эту краску из орешков бонгулеу (по-франц bongoulier). По-таитянски - tiairi -тиаири.
Тату я делать не собиралась, но орешки припасла…Правда, вечером на веранде я их просто съела. Они оказались на вкус очень похожи на наши грецкие, только без перегородок внурти.
Огюст посоветовал на одном из редких фруктовых прилавков купить странный неизвестный для нас фрукт. Плоды называются КОРОСОЛЬ и похожи по мнению толпы на гигантскую зеленую клубнику с изогнутым хвостом. По мне так они похожи на надутые шиповки. Точнее никак не получается описать.
Бумажка - не название фрукта. А объявление о продаже котят.
Взяли с опаской, но вскрытие показало, что новый фаворит найден! Внутри плод молочно-белый, желеобразный, с приятной ароматной кислинкой. Огромные косточки я зачем- то через все границы приперла домой…Узнали еще, что из коры коросоль делают особо прочные веревки, а из стволов - мачты.
Дома излазила все энциклопедические закрома , но все же вывела незнакомку на чистую воду!
Это оказалась Annona muricata - сметанное яблоко или соусеп или гуанабана. Почему в Полинезии (да и на Мадагаскаре, например) аннону называют коросоль - для меня загадка. Местные названия могут так отличаться от общепринятых, что идентификация подчас просто невозможна.
Запах огромной связки ананасов , купленной Огюстом в Папеэте, наполнял машину свежестью и желанием запомнить этот запах навсегда, вытеснив на время детские воспоминания о мандаринах под елкой.
Четверг в Папеэте и по всему Таити - ВЫХОДНОЙ (поражало, что у каждого острова - свои выходные!)
А значит, даже в самом затрапезном и отдаленном магазинчике будут висеть пудовые замки с толстенными цепями на продукции, в которой замечен хоть один градус веселья! На таких цепях только медведей водить, а не пиво замыкать…
Присмиревшие улицы без галдящего народа, сидящих на тротуарах подростков и визжащих тормозов машин казались по- музейному пусты. Лишь редкие велосипедисты скользили по обочинам, успевая улыбаться нам, и тихий ручеек машин крался под командой глазастых светофоров. Все пристегнутые! (Штраф за отсутствующий ремень - тысяча долларов! За алкоголь в крови - тоже тысяча зеленых.)
Сказано городу - отдыхайте! - все и отдыхают.
http://kolibry108.livejournal.com/ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
БЫЛО РАНЬШЕ:
НАЧАЛО:
Оголтелого патриотизма песнь о родине (или в Полинезию наскоком через Лос-Анджелес).2 часть:
БОРА-БОРА - сладострастная отрава.3-я часть
На велосипеде вокруг Бора-Бора. 4-я часть:
"Аквасафари" на острове Бора-Бора.5-я часть:
«Сафари 4х4» плюс МК по окраске парео(остров Бора-Бора). 6-я часть:
Бора-Бора - заново родившиеся.7-я часть:
НА КАЯКЕ ВДОЛЬ ПОБЕРЕЖЬЯ БОРА-БОРА (и немного о собачьей любви).8-я часть:
Остров Маарэ или «что такое хорошо и что такое плохо» (Французская Полинезия). 9 -я часть:
Остров МААРЭ (Moorea) - интрига раскрыта! Французская Полинезия. 10 часть:
ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ ПЛАНЕТЫ (Французская Полинезия).