Время от времени присылают такие замечания: мол, пишешь красиво, сеансы отличные, но ведь это всё теория, а как насчёт практики? Как всё это применить в реальной жизни? Словно теория и практика - объективно суть две большие разницы. Попробую описать здесь свой свеженький одиночный поход (еще даже отходняк не кончился) по северной части Ладожского озера на обычной надувной резиновой лодке.
Отличие его от обычного похода как раз и состояло в том, что он носил "регулятивный" характер. Что значит сие слово? Ну, ничего особо заумного. Регулятивность предполагает активное общение с "Высшими Силами" (в дальнейшем буду использовать общепринятую аббревиатуру ВС, подразумевая при этом всё вместе: и Высшее Я, и стихии природы, и Бога, и Хранителей, и инфополе, и пр. пр., не делая между ними особой разницы): обращение с просьбами, получение информации в виде рекомендаций и тому подобное, а также описание всевозможной мистической и полумистической ерунды, которой было столько, что до сих пор не могу полностью вывести свою точку сборки в положение для нормального существования в городских условиях.
Некоторые нюансы.
Сразу же скажу, что очень многие действия, мною совершаемые, не очень вписывались в привычную логику и здравый смысл, особенно режимы питания и сна очень отличались от классических туристических. Если, конечно, их можно назвать "режимами". Поэтому и приводимые ниже ходы рассуждений, и принимаемые на их основе решения делались с несколько необычного положения точки сборки, я пытался воспринимать внешний мир и действовать в нем именно регулятивно. Ну, а что из этого получилось - постараюсь изложить далее.
Плавсредство
Сама лодка была куплена еще лет 6 назад, но выбраться на Ладогу в одиночку как-то не складывалось. Два раза ходил в большой компании на
внушительных размеров катамаране, на котором в свое время была сделана кругосветка (не мной, я в ней не участвовал), один или два раза брали лодки напрокат в Лахденпохье. Ну, в общем, все три способа имеют как свои плюсы, так и свои минусы, опять же субъективные, но что касается одиночного похода на своем плавсредстве, то здесь два ощутимых плюса. Во-первых, ни от кого не зависишь: все делаешь в своем ритме, сам принимаешь решения и сам же за них отвечаешь. Во-вторых, не привязан к месту, не нужно возвращаться туда же, откуда ушел, чтобы сдать лодки.
Сама лодка вёсельная, сам гребешь, сам едешь, как на велосипеде, топлива не требует. Гуляешь, наслаждаешься окружающей красотой, дышишь воздухом, отдыхаешь, когда есть возможность и желание. Словом - дело вкуса. Кто-то предпочитает байдарку, она действительно легче идет против ветра, двигаешься не спиной, а лицом вперед, но на мой вкус на байдарке удобнее путешествовать вдвоем. Часто видел группы байдарочников: "двойки" рвут вперед, а "одиночки" хронически отстают. Грести, в отличие от лодки, приходится в основном руками, задействована другая группа мышц, и нетренированному человеку это будет несколько напряжно. На лодке же в процессе гребли участвуют также и ноги, и корпус - в общем, грести можно без напряга хоть целый день. Что, собственно, я и делал.
Это уже не первый мой одиночный поход по Ладоге на резинке, а четвертый. Так что опыт есть. Правда, предыдущий состоялся аж в 2006 году, потом я старую лодку продал, а новую купил получше, подороже, для двух человек. Она действительно и просторнее, и чувствуешь себя в ней безопаснее на волнах, но оказалась, зараза, слишком тяжелой: одни только жесткие вкладыши для дна весят с двумя баночками килограммов 10, и сама килограммов 20. В итоге тащишь на плечах рюкзак и еще везешь эту тушу на тележке по не очень ровной местности и с каждым километром потихоньку сатанеешь... Ну, об этом чуть позже.
Приготовления
Разумеется, прежде чем куда-то отплывать, надо плавсредство предварительно проверить, хотя бы накачать. Тут произошел уже первый "мистический" казус. Последний раз я ее вытаскивал и надувал в позапрошлом году, и единственное, что с того раза запомнил, - что очень чертыхался по поводу качества китайского насоса, к ней прилагавшегося, и особенно шланга, к нему прилагавшегося. Привыкший к старым добрым советским шлангам и насосам, никак не мог понять, почему вместо резины использовали пластмассовую гофрированную трубку, которую даже к штуцеру полноценно не прикрутить: сколько ни обжимай - все равно воздух травит, собака! И помню, что в тот раз решил раздобыть полноценный резиновый шланг, а эту дрянь с размахом выбросить. Шланг раздобыть нужного диаметра так и не удалось, потом я про это дело забыл, а тут, когда начал разворачивать лодку, то не обнаружил в ней шланга. Резиновый был когда-то куплен, но он по диаметру не подходил, а этого, родного, нету. Сейчас будет понятно, почему пишу в таких подробностях. Когда расстёгиваешь чехол и вынимаешь лодку, она там лежит свёрнутая вдоль в 3 слоя и поперёк - в 4 слоя. Я ее аккуратно развернул полностью, даже приподнял баллоны в поисках шланга, осмотрев внутренности, - нету! Неужели выбросил? Но ведь штуцер и переходник я выбросить не мог! Значит, они где-то лежат. Но куда я их засунул? Начались лихорадочные и безрезультатные поиски по всей квартире. Результат нулевой. Вот, блин! Неужели шарить по Интернету и покупать? По случаю забежал в два специализированных магазина - там не было не только шлангов, но и насосов. Жаль, что когда видел в одном эти переходники, не купил. В общем, в конце концов догадался обратиться к ВС и провентилировать инфополе. Заодно попросили наших домовят ("Митьков") помочь найти пропавшую вещь. Они реально часто помогают. Создал намерение, усиленное эмоциональной досадой, и поскольку все мыслимые и немыслимые места в квартире были обшарены неоднократно, я на всякий случай еще раз открыл лодку, вытащил, стал разворачивать... и успел только развернуть ее поперёк, как из нее вывалился шланг! Блин, да ведь его тут не было! Если б он тут раньше лежал, то я бы его обязательно обнаружил, иначе просто невозможно! Я же лодку полностью разворачивал! Ну, Митьки! Ну, прохвосты! Придётся им что-нибудь вкусненькое за ужином выделить, а то они у нас уже давно какие-то малохольные... В общем, счёл это событие как благоприятный знак.
В день отъезда, в воскресенье, пока жена еще спала (я жаворонок, она сова, так вот и живём...), сидел за компьютером: то да сё... решил раскинуть пасьянсик "Скорпион" на 3 колоды. Пасьянс этот не очень сложный, практически никогда не сходится, но из-за обилия карт хорошо тренирует наблюдательность, зрительный поиск. И тут он сошёлся с первого раза! Когда ж он в прошлый раз сходился? Не помню, но точно не в этом году. Тоже счёл благоприятным знаком. По крайней мере, внутренний тонус ощутимо повысился, а это в любом случае хорошо, особенно в день отъезда.
Ехать мне до места назначения не просто, а очень просто: недалеко от дома, в 15 минутах ходьбы платформа, остановка электрички. Садишься на нужную и едешь до конечной, никуда не дёргаясь. Правда, ехать до Кузнечного три часа с небольшим хвостиком, но с этим уж ничего не поделаешь. Честно отсиживаешь седалище, и через 3 часа ты в Кузнечном. Отсюда до спуска на воду километров 5, но возле платформы уже дежурит куча машин в ожидании клиентов, доставка до места вместе с барахлом стоит 250 р. Не те деньги, которые нужно жалеть. Но я решил поступить не по логике, а по старой памяти, когда проделывал этот путь на своих двоих, и демонстративно прошел мимо "таксистов" с рюкзаком и тележкой, выйдя на шоссе, и потащился в гору. "Регулятивная" логика подсказывала иное. Дело в том, что я заказывал отсутствие дождя, а когда заказываешь какой-нибудь "кайф", его нужно обязательно компенсировать каким-нибудь "некайфом", и лучше это сделать самостоятельно, так сказать, "принести жертву", умилостивить стихию, иначе она потом возьмет с тебя должок там, где сама сочтет нужным. Лето в этом году у нас выдалось дождливым, отпуск в августе я планировал еще в начале года, то есть - заказ был долгосрочным. И действительно: под дождь я попал уже на обратном пути, когда вышел из электрички поздно вечером и, полностью вымотанный, чуть ли не на карачках, тащился с барахлом домой.
Километра через полтора начались первые непонятки: с 2006 года дорога сильно изменилась, я перестал её узнавать. В районе самого поселка выстроили "пятёрочку", тот поворот, на котором нужно было сворачивать, я не нашёл, пошёл по другому. Там оказалась грунтовка, по которой грузовики возят песок. То есть, мягко говоря, довольно разбитая. Поэтому, пройдя пару километров, я ощутимо заскучал: во-первых, лодка довольно тяжёлая, да ещё катить (почти волочь) по камням и грунту (еще и дождик с утра прошел)... Как я раньше с этим справлялся без проблем? Наверное, был помоложе и потренированней. Н-да, это тебе не мышкой по столу ворочать. К тому же ещё и не очень уверен в правильности дороги: туда ли иду, вообще-то? И спросить не у кого. К тому же "регулятивная" логика подсказывала, что справляться нужно своими силами. Тем не менее, встретил прохожего дядьку и спросил у него дорогу. Оказалось, почти не ошибся: главное - выйти на знакомый участок дороги, а там уже всё просто. Но здесь я себе засчитал условно "штрафное очко": поступил по логике, а не по интуиции. Что ж, пока счёт 1:1 (очко в мою пользу - это погода: дождик был, но перед моим приездом, сейчас светило солнце, немного облачно - в общем, моя "жертва" работает).
Дорога что-то затянулась, стал чаще останавливаться и отдыхать. Уже в конце встретил еще одного одинокого прохожего, переспросил, долго ли еще идти до моста? Он ответил: "Метров 700". А потом, посмотрев на моё снаряжение, спросил: "А вам куда нужно?" Я отвечаю: "Мне на Ладогу". - "Так, говорит, надо было такси взять, зачем так корячиться..." Я говорю: "На такси любой дурак доедет, я люблю, чтобы потруднее было". Он оценил шутку, оба поржали. "Я сам такой, - говорит он. - Тоже недавно из похода вернулся, натаскался мешков". - В общем, расстались весело.
Ну, вот, дотащился-таки до заводи. Нырнул под одинокий шлагбаум с надписью "Запретная зона. Проход запрещён". (не обходить же со своим такелажем заводь вокруг, да и с другой стороны спуск по-дикому даже хуже) Там - ни души. Сама пристань для сухогрузов - чуть дальше по дороге, а я свернул в сторону, еще немного прошел и при первой возможности спустился к воде. Тут накачал лодку, правда, в очень неудобном положении, на довольно крутом склоне (хорошо, что накануне дома потренировался, сразу всё сделал правильно - вовремя проложил днище и вставил банки (сиденья). Погрузился и - ура! - отчалил. Но сразу обнаружил, что накачал слабо: борта продавились, и я задницей ушёл вниз, в положение, из которого грести, мягко говоря, неудобно. Но не возвращаться же! Как-нибудь выгребу из этой заводи на нормальное место и подкачаю. Пока грёб - устал еще больше, чем когда тащил и катил. Как же на ней поход-то делать? Вот беда, прямо хоть возвращайся! Но нашёл местечко, вытащился, подкачал - и жизнь более-менее наладилась.
Дело уже клонилось к вечеру, надо было вставать на ночлег, готовить ужин, а наутро уже начинать поход.
Сделал пару километров, переплыл залив на другой берег. Этот берег - уже Карелия, а тот был еще Ленинградской областью. Ну вот. Поход начался.
далее