США развязывают гражданскую войну в Венесуэле. Такое заявление сделал президент Николас Мадуро в ответ на волну диверсий и кровавого террора, развязанного оппозицией. Венесуэла - не исключение. Судя по последним событиям, Вашингтон хочет вернуть Латинской Америке статус своего «заднего двора».
Доктрина и ее противники
«Доктрина Монро должна быть сломана!» Эти слова принадлежат президенту Венесуэлы Уго Чавесу, два года со дня смерти которого исполнилось 5 марта. Призыв несгибаемого команданте был воспринят миллионами жителей Латинской Америки с нескрываемым волнением и надеждой. Поясним, что именно имел в виду Чавес. Доктриной Монро принято называть послание президента США Джеймса Монро Конгрессу, в котором он обозначил постулаты внешней политики страны. Среди них - невмешательство Вашингтона во внутренние дела Европы, а также, что самое важное, невмешательство европейских государств во внутренние дела Америки - причем как Северной, так и Южной. Говоря иначе, еще тогда, в далеком 1823 г., власти США объявили Новый свет сферой своего влияния.
За два века изменилось многое. Во время Первой мировой войны Штаты переступили через первый пункт доктрины - невмешательство в европейскую политику. Но вот от второго постулата, касающегося континентов Америк, власти США и не думали отказываться. Оба континента по-прежнему расцениваются ими как некое Mare Nostrum («Наше море»). Так древние римляне называли Средиземное море, со всех сторон окруженное владениями империи. В переносном значении это выражение означает сферу неоспоримого влияния.
А влияние долгое время и впрямь было неоспоримым. Если не считать кубинской революции, остальные попытки поколебать американскую гегемонию были неудачными.
На рубеже тысячелетий, однако, сеть стала рваться. К власти в целом ряде стран (Венесуэла, Боливия, Эквадор, Никарагуа) пришли левые правительства, заявившие о нежелании быть лакеями могущественного господина. В 2004 г. этими странами был создан союз ALBA - Боливарианский альянс для Америк. На сегодняшний день он включает 11 государств и продолжает расширяться. В декабре прошлого года в альянс вступили островные государства Сент-Китс и Невис и Гренада.
Впрочем, головную боль Вашингтону доставляют не только эти «популистские» (по терминологии Вашингтона) режимы. Во многих других государствах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Чили, Уругвай) у власти находятся правительства, отвергающие неолиберальный экономический курс и гегемонию США.
Венесуэла готова к отпору
В этом, собственно, и заключается главная задача Соединенных Штатов. В последние годы Вашингтон воевал и вмешивался всюду - будь то Ирак, Афганистан или Ливия - в то время как его «задний двор» всё более отрывался от «империи». Теперь эту оплошность, видимо, решено исправить, и главный удар нацелен в самое сердце «боливарианского социализма», в символ возрождения континента - в Венесуэлу.
Тяжелая болезнь и смерть Уго Чавеса дали властям США повод рассчитывать на легкую победу. Но массы сторонников Чавеса и его преемника Николаса Мадуро обрекли на провал все планы по организации местного «майдана». Это принудило Вашингтон обратиться к откровенно насильственным методам.
Решающую роль в дестабилизации призвана сыграть пятая колонна в тесном сотрудничестве с колумбийскими парамилитарес. Эти автономные военизированные формирования (аналог украинских батальонов Нацгвардии) были созданы при непосредственной поддержке США для борьбы с «партизанами-марксистами». Теперь их перенаправляют на новый фронт. В колумбийско-венесуэльском пограничье созданы плацдармы, где проходят обучение боевики и откуда оружие отправляется в различные регионы страны. Не проходит недели, чтобы правоохранительные органы Венесуэлы не обнаружили очередной схрон со снайперскими винтовками, автоматами и гранатами.
Впрочем, оружие не просто дожидается часа икс на тайных складах. В стране развернут настоящий террор против сторонников правительства. В октябре прошлого года в Каракасе был убит один из лидеров молодежного крыла Единой социалистической партии Венесуэлы (ЕСПВ) Роберт Серра, на которого возлагал большие надежды сам Чавес. 27-летнего активиста и его жену убили в собственном доме. Чуть ранее убийцы расправились с членом личной охраны президента Марко Кортесом, капитаном Национальной боливарианской гвардии Хосе Гильеном, целым рядом профсоюзных активистов.
Жестокими убийствами оппозиция и те, кто за ней стоит, хотят запугать сторонников правительства, облегчить задачу захвата власти. Карты заговорщикам спутали смелые и решительные действия власти. В начале февраля Николас Мадуро сообщил, что вице-президент США Джо Байден провел секретные переговоры с руководством ряда стран региона и сообщил им о скорой смене власти в Венесуэле. «Имперская власть с севера вошла в опасную стадию отчаяния», - заявил президент и предупредил, что если враги «попробуют пойти по плохому пути, то они встретят народ, который будет защищать конституцию и мир».
Спустя пару недель были обнародованы детали планировавшегося переворота. По данным Боливарианской службы разведки, начаться мятеж должен был с авиаударов по ключевым объектам в Каракасе - президентскому дворцу, зданиям минобороны и национальной телекомпании TeleSUR. Самолет уже был готов - его при посредничестве ЦРУ предоставила частная военная компания Academi (бывшая Blackwater). Летательный аппарат, замаскированный под самолет венесуэльских ВВС, планировалось доставить на американскую базу на острове Кюрасао. Ракетно-бомбовые удары по Каракасу должны были стать сигналом к перевороту. В образовавшейся суматохе группа офицеров и руководители оппозиции выступили бы с обращением к нации, в котором объявлялось свержение «антинародного режима» и формирование переходного правительства. Текст документа попал в руки венесуэльских спецслужб. Среди тех, кто поставил под ними свои подписи, оказался и мэр венесуэльской столицы Антонио Ледесма.
Срыв переворота буквально взбесил кураторов оппозиции. Вашингтон и его сателлиты перешли к нескрываемому давлению на Венесуэлу. Госсекретарь США Джон Керри обвинил Каракас в «возмутительном поведении» и заявил, что санкции против властей страны вступят в силу в самое ближайшее время.
В Каракасе прекрасно понимают, что означают эти угрозы. Аналогичные заявления предшествовали агрессии против Югославии, Ирака, Ливии… 1 марта Николас Мадуро объявил о введении визового режима для граждан США и дал американскому посольству двухнедельный срок для пятикратного сокращения дипкорпуса - со 100 до 17 человек. Эти упреждающие действия назрели. В конце февраля и начале марта в стране были задержаны несколько американских граждан, занимавшихся вербовкой агентов.
Однако не стоит надеяться, что, получив отпор, Вашингтон откажется от своих планов. Там не успокоятся, пока сподвижники команданте Чавеса находятся у власти. Расшатывание венесуэльского режима идет по всем направлениям, включая диверсии, дипломатическое давление и искусственное провоцирование продовольственного кризиса. Компании, зачастую связанные с оппозицией, контрабандой вывозят дешевые венесуэльские товары в соседнюю Колумбию, тем самым создавая дефицит внутри страны.
«Янки, и не пытайтесь!»
Венесуэла - не исключение. Давление США испытывают все страны Латинской Америки, проводящие более или менее независимую политику. Президент Эквадора Рафаэль Корреа сообщил о мощных хакерских атаках с территории США, имевших целью взлом его личных аккаунтов. В отношении Кубы Вашингтон избрал иную тактику - показные шаги навстречу. Впрочем, нет сомнений в том, что конечная задача все та же. А именно, раскачивание ситуации и очередная «цветная революция».
Но сильнейший натиск, если не считать Венесуэлу, испытывает на сегодняшний день Аргентина. Это вполне закономерно. Являясь одной из богатейших и влиятельных стран Латинской Америки, Аргентина в последнее десятилетие превратилась из верного союзника Вашингтона в противника североамериканского диктата. Кризис начала 2000-х гг., продемонстрировавший крах неолиберальной модели, был преодолен благодаря действиям левоцентристских правительств Нестора и Кристины Киршнер. Вопреки требованиям МВФ, аргентинские власти пошли на реформы в интересах широких слоев населения. Укрепление государственного сектора и национализация ряда отраслей, контроль над ценами и программы помощи малообеспеченным слоям населения помогли в рекордно короткие сроки снизить уровень бедности (с 54% в 2002 г. до 10% в 2010 г.) и оздоровить экономику. Одно это не могло не вызвать раздражение Вашингтона. Если же прибавить к этому теплые отношения Аргентины с Венесуэлой и другими государствами ALBA, а также смелые заявления руководства страны по внешнеполитическим вопросам, становится понятным, почему Буэнос-Айрес внесли в черный список наравне с Каракасом и Гаваной.
Удар решено нанести в этом году. В октябре в Аргентине пройдут президентские выборы, но имеющая несомненный авторитет Кристина Киршнер не сможет баллотироваться в третий раз. Имя претендента от правящей коалиции пока не названо. Этой неопределенностью и решила воспользоваться оппозиция. В качестве предлога для нападок избрано запутанное дело о теракте в еврейском культурном центре в 1994 г. Не имея на то достаточно доказательств, спецслужбы Аргентины под явным давлением США и Израиля заявили тогда об «иранском следе» - якобы теракт спланировали высокопоставленные чиновники в Тегеране за отказ Буэнос-Айреса поставлять Ирану сырье для ядерной программы.
Обвинение, имевшее откровенный политический подтекст, довольно быстро развалилось. Однако его вновь извлекли на свет божий, когда этого потребовал момент. Прокурор Альберто Нисман выдвинул обвинение непосредственно Кристине Киршнер. По его версии, руководство страны, зная о причастности Ирана к взрыву, сознательно затормозило процесс.
Чей заказ выполнял Нисман, не вызывает сомнений. Прокурор неоднократно посещал США и Израиль, плотно работал с американской резидентурой, снабжавшей его необходимыми данными. Однако, по информации ряда источников, нарыть достаточно компромата Нисману не удалось. Возможно, именно поэтому кураторы прокурора решили задействовать План Б. 18 января, за день до выступления в парламенте, где он должен был доложить о результатах расследования, Нисман был найден мертвым в своей квартире. Оппозиция моментально обвинила власть в убийстве. Когда же экспертиза неоспоримо доказала, что речь идет о суициде, противники правительства стали говорить о доведении несчастного до самоубийства.
Между тем произошедшее событие напоминает классическую провокацию - излюбленный метод спецслужб США. С его помощью хотят дискредитировать руководство Аргентины и обеспечить победу кандидату от оппозиции Маурисио Макри.
Аргентинские власти предприняли ряд контрмер для недопущения ползучего переворота. Распоряжением президента распущен Секретариат разведки, издавна связанный крепкими связями со спецслужбами США и погрязший в коррупции. Его место займет новая структура - Федеральное разведывательное агентство, подконтрольное правительству. Глава МИД Эктор Тимерман направил послание главам внешнеполитических ведомств США и Израиля, в котором предостерег от вмешательства во внутренние дела Аргентины и заявил, что Буэнос-Айрес «не допустит использования своей территории в геополитических и военных интересах третьих государств». А 1 марта в столице состоялась 400-тысячная манифестация в поддержку правительственного курса. «Янки, и не пытайтесь!» - таким был основной лозунг грандиозной акции. Выступив перед ее участниками с почти четырехчасовой речью, Кристина Киршнер прозрачно намекнула на планы Вашингтона по свержению аргентинского правительства, а также заявила о намерении расширять сотрудничество с Китаем и Россией.
Такой оплеухи американские власти не простят. Это говорит об одном: в ближайшее время давление на Буэнос-Айрес только усилится. Но в этой борьбе у Аргентины есть союзники. О поддержке Киршнер уже заявили главы Венесуэлы, Боливии, Эквадора и ряда других стран. Борьба за ликвидацию доктрины Монро, стоившей столько крови и страданий Латинской Америке, в самом разгаре. Лжи, коварству и насилию противостоит в этой борьбе стремление к справедливости и лучшей жизни, свободной от гегемонии Вашингтона.
http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=599323