В Ливии отметили вторую годовщину мятежа. Власти, как обычно, ругают режим Каддафи и
призывают к единству (которое стало действительно эфемерным).
А нам можно тем временем вспомнить, чем обернулась для страны эта "народная революция".
100 тысяч погибших, разрушенные города, кризис систем жизнеобеспечения... И, главное, Ливия сошла с самостоятельного пути, превратившись в сырьевой придаток, послушно исполняющий волю заморских "партнеров".
По данным исследования международной консалтинговой компании Geopolicity только бюджетные потери Ливии составили около $14 млрд. Большой ущерб был нанесён инфраструктуре страны. К августу 2011 года из-за недостатка сырья и плохого технического состояния встали все нефтеперерабатывающие заводы страны. По оценкам МВФ потери ВВП страны к осени 2011 года составили $7,7 млрд. По итогам же 2011 года ВВП страны потерял 60 % по сравнению с 2010 годом. Высокого уровня достигла инфляция, на что указывает увеличение денежной массы ливийских динаров более чем вдвое. Была заморожена значительная часть из $150 млрд, принадлежащих Ливии, на зарубежных счетах. По данным главного научного сотрудника Института востоковедения РАН, доктора исторических наук Анатолия Егорина, эти средства для самой Ливии фактически потеряны. По данным этого же источника, непосредственные разрушения от натовских бомбардировок оцениваются в $14 млрд, что в 7 раз превышает ущерб для страны от немецких бомбардировок в ходе Второй мировой войны в сопоставимых ценах.
Большие потери понесла нефтяная отрасль страны. Если до начала конфликта ежедневная добыча нефти составляла 1,6 млн баррелей в сутки, то в середине сентября добывалось всего 200 тыс., то есть, добыча упала в 8 раз. Результатом этого стал скачок цен на нефть, в результате чего базовая цена барреля нефти ОПЕК достигла 2,5 летнего максимума. Так, уже 22 февраля 2011 года цена поднялась на 3,4 %, а 2 дня спустя был зафиксирован новый скачок - на 4,8 %, в результате чего цена нефти достигла $111,01 за баррель, а к апрелю достигла 120,91 %. По оценке министра финансов Ливии Абдельхафиза аз-Злитни к августу 2011 года потери нефтяной отрасли страны составили до $50 млрд, в том числе $20 млрд от приостановки экспорта нефти.
Под угрозой оказалось функционирование и дальнейшее развитие крупнейшего ирригационного проекта в мире - Великой рукотворной реки, а также строительный проект «Новый Дубай», в рамках которого в течение 10 лет предполагалось инвестировать в строительство около $500 млрд.
Крест был поставлен на планах ввода в оборот ливийского золотого динара, активным сторонником продвижения которого был Муаммар Каддафи.
По итогам конфликта Ливия превратилась в должника стран, где проходили лечение повстанцы. Так, долг только перед Грецией составил около €150 млн.
После гражданской войны ливийцы потеряли целый ряд социальных гарантий, которые они имели ранее: бесплатное электричество для граждан, беспроцентное кредитование, субсидия на приобретение жилья в размере $50 тыс. при вступлении в брак, бесплатное образование и медицинское обслуживание, бесплатное получение земли сельскохозяйственного назначения при желании заняться фермерством, а также субсидирование связанного с ним строительства и приобретения техники, оплата обучения в зарубежных вузах, субсидирование при покупке нового автомобиля 50 % его стоимости, низкая стоимость бензина ($0,14), льготные цены на целый ряд продуктов питания (например, на $0,15 можно было купить 40 булок хлеба) и некоторые другие.
В тюрьмах многочисленных региональных бригад находится около 8,5 тыс. человек, обвиняемых в сотрудничестве с прежней властью, в то время как число политических заключённых при М. Каддафи не превышало 6 тыс..
Следствием гражданской войны стал рост преступности. Так, новые власти зафиксировали рост убийств в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 503%, число краж на 448% и т.д.