Периферийный капитализм. Часть Вторая

Feb 26, 2008 02:13


Сегодня мы продолжаем разговор о периферийном капитализме - системе, которая стараниями Запада установилась на значительной части планеты. В том числе и в Кыргызстане. За время после выхода первой статьи автору пришлось услышать много откликов. И поддерживающих, и злых, и недоуменных. Среди последних были такие: зачем, мол, Западу обкрадывать остальной мир? Он и сам заинтересован в скорейшей победе капитализма в этом самом мире. Разве не так? Не так. Интересы капиталистических центров совсем в другом. В чем, и к чему они приводят, - в нашей сегодняшней статье.

ОБРАТИМСЯ К ИСТОКАМ

Обвинять Запад исключительно в злом умысле я бы не стал. И хотя его политика принесла и продолжает приносить много горя людям, это другое. Убежденность в собственной правоте, свои - хоть и необычные - идеалы… Можно ли обвинять человека с нарушенной психикой в том, что он не может оценить последствия своих поступков и действует неадекватно? Нет, он делает это не со зла, поступает (на его взгляд!) правильно. Так и Запад. Однако признавать факт его необычности не означает мириться с последствиями этой необычности. Тем более, если они опасны для окружающих. Что делают с дядей Васей, коли он возомнил себя Наполеоном и стал с саблей кидаться на здоровых граждан? Верно: заворачивают в смирительную рубашку и отправляют прямиком в дурдом.

Между тем мы живем в ситуации, когда уже не отдельный дядя Вася, а целая цивилизация пытается диктовать свою волю миру. Но почему - именно Запад? Обратимся к истории. Примерно 500-600 лет назад в Западной Европе утвердились ценности, которые во всем другом мире показались бы в лучшем случае странными. Главными качествами человека стали считаться не скромность, честный труд и духовное богатство, а наоборот - стремление к успеху и материальному достатку во что бы то ни стало. И если раньше окружающие люди рассматривались как «братья», равноценные тебе существа, а мир - как родной «дом», то теперь они превращались в инструменты для достижения целей, объекты использования и манипуляции. Либо, как писал Эрих Фромм, «безжалостно уничтожались, если это хоть как-то способствовало достижению личных целей. Все поступки индивидуума теперь определял страстный эгоцентризм, ненасытная жажда богатства и безудержное стремление к власти».

Место солидарности заняла конкуренция, место взаимопомощи - крайний индивидуализм. Накопительство превратилось в высшую моральную ценность, и в жертву ей приносилось абсолютно все. Это стало базисом особой этики, наиболее сильно выразившейся в новом религиозном течении - протестантизме. В нем стремление к богатству было объявлено нормальным и при этом очень важным человеческим качеством. Более того, бедные люди и все те, для кого ежеминутное «делание денег» не являлось главной целью в жизни (а к ним, к слову, относились и все неевропейские народы), объявлялись отверженными и обреченными на адские муки. Прежде, в Средние века, провозглашалось, что человеческая натура внутренне стремится к добру, и собственные усилия человека, ведущего праведную жизнь, способствуют спасению даже грешника. Отныне же стало утверждаться, что люди изначально, еще до появления на свет, разделены на избранных и отверженных. То есть твори добро или безобразничай напропалую - ничего это не решит. Раз суждено тебе попасть в преисподнюю - так тому и быть. По каким же показателям можно было определить, принадлежит ли человек к группе предопределенных богом к спасению, или к отверженным? По успеху в делах! Если человек богат и предприимчив, он будет спасен, нет - никакая праведная жизнь не поможет ему избежать геенны огненной. Эту протестантскую этику выдающийся немецкий ученый Макс Вебер назвал основой капитализма, то, без чего последний и появиться бы не мог. А теперь подумаем над этой мыслью. Если капитализм - это следствие сложных социальных и культурных процессов, на которые в Европе ушли столетия, то можно ли просто так - взять и захотеть построить его на совершенно другой почве? В том же Кыргызстане, например. Да еще за считанные годы! Это невозможно. У нас совсем другие ценности, которые просто-напросто исключают капитализм, входят с ним в противоречие. Тонкая прозападная прослойка не в счет. Речь идет об основной массе народа. Для нее деньги и жажда наживы смыслом жизни не являются, и не будут являться еще очень долго. Так что в ближайшие десятилетия капитализм будет восприниматься как нечто чужое, отвергаться людьми. Пусть молча, пассивно, но отвергаться. Не готовы мы еще воспринять деление людей на элиту и быдло как нормальную вещь. И, надеюсь, не будем готовы никогда. А без этого капитализма не построишь.

ЗА СЧЕТ ДРУГИХ…

Но вернемся к открытию Вебера. Итак, его основная мысль заключается в том, что капитализм был невозможен без двух основных идей. Без убежденности в изначальном неравенстве людей и без полубезумной страсти к наживе. Второе стало осуществляться с помощью первого. Те - ранние - капиталисты приступили к эксплуатации своих сограждан, которых искренне считали отверженными. Миллионы крестьян были согнаны со своих земель, насильно загонялись на первые фабрики. Под бытовавшим тогда девизом «Из людей добывают деньги как из скота сало». А потом приступили и к остальному миру.

Повторю еще раз. Европейцы были убеждены в собственной богоизбранности, в том, что все остальные страны и народы созданы для удовлетворения их потребностей. Этот принцип стал основополагающим для западной цивилизации. Он существует и поныне. Пусть и слегка в ином виде. Начальный, колониальный, период западной экспансии мы рассмотрели в прошлой статье. Теперь поговорим о современном этапе. Для всего остального мира, испытывающего западные притязания, он стал еще тяжелее. И вот почему. В 20 веке на Западе формируется так называемое общество потребления. До этого позволить себе шикарно жить даже в центрах капитализма могли позволить далеко не все. Только дворянство и буржуазия. Пролетариат влачил жалкое существование. Однако в начале века положение стало меняться. И толчком стали прокатившиеся революции - в России, Германии, Венгрии… Капиталисты в западных странах посчитали, что безопаснее для них самих будет делиться с рабочими частью доходов. Благо, практически весь остальной мир гнул на них спину. Так Западу удалось снять классовые противоречия, и большая часть населения западных стран превратилась в эдакого коллективного буржуа. Перенявшего, кстати, привычки и потребности своего прежнего врага - капиталиста. Средний человек на Западе просто поражен страстью потребления. Автомобиль еще совсем новый и удобств выше крыши. Но нет - появилась свежая модель, и ты должен во что бы то ни стало ее приобрести.

Но из воздуха ни высокие доходы, ни новые автомобили не появляются. Все это требует привлечения гигантского количества природных ресурсов. Причем в основном  ввозимых из стран периферии. Развитые страны, чье население составляет менее 20 процентов от мирового, располагают 84,7 процентами мирового ВНП. На их граждан приходится 84,2 процента мировой торговли, 84,5 процента сбережений на внутренних счетах. Эти страны потребляют 70-75 процентов всей производимой на планете энергии, 79 процентов добываемого ископаемого топлива, 85 процентов мировой древесины, 75 процентов  обработанных металлов. Одни лишь США с населением в 300 млн. человек (5 процентов  жителей Земли) использует от 30 до 40 процентов добываемых на планете ресурсов. Каждый американец потребляет столько же, сколько 8 среднестатистических жителей Земли или 20 жителей стран периферии.

Или вот еще пример. Великобритания в прошлом году исчерпала свои собственные ресурсные возможности 16 апреля. То есть закрой ее колпаком - и при существующем объеме потребления граждан страна своими силами протянула бы лишь три с половиной месяца. Выходит, если бы все человечество жило в обществе потребления, как в Великобритании, то нам потребовалось бы сейчас три земных шара, чтобы обеспечить себя ресурсами. Это невозможно. И поэтому Запад вынужден разными способами снижать потребление ресурсов вне своей зоны. Еще Михайло Васильевич Ломоносов открыл принцип сохранения материи, согласно которому «что сколько у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому». Так что заоблачное потребление одних возможно только за счет прозябания и недоедания других. Земля-то у нас одна!

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПАРАЗИТЫ

За время своего победоносного и кровавого марша по планете капитализм накопил тысячу и один способ выколачивания ресурсов с периферии. От экономических до неприкрыто насильственных. Последние на виду. Один Ирак чего стоит! Экономические же методы - штука более тонкая, но не менее эффективная. Разберем несколько из них. Во-первых, в стратегии развитых капиталистических стран постоянно присутствует политика двойных стандартов. Экономическая экспансия и продвижение своих товаров и интересов соседствует с санкциями и ограничениями для товаров из развивающихся стран. В результате чего последние часто не выдерживают конкуренции с могущественным противником и попадают в еще более глубокую зависимость. Во-вторых, это сеть ТНК - транснациональных корпораций. К настоящему времени они превратились в империи, масштабы деятельности которых сравнимы с ВНП крупных государств. Мировая капиталистическая торговля сегодня - это сфера операций ТНК, где несколько сотен крупнейших корпораций формируют направление, структуру, цены мирового товарооборота. ТНК монополизировали экспортно-импортные операции большинства развивающихся стран. Имея штаб-квартиры в центре капиталистического мира, а филиалы - на периферии, ТНК не гнушаются самыми грязными методами в целях получения прибыли. В развивающихся странах, испытывающих постоянный финансовый голод, они осуществляют инвестиции лишь на начальной стадии реализации того или иного проекта. Еще до его окончательного завершения начинается интенсивный отток прибыли из государства. Транснациональные банки и связанные с ними ТНК ловко применют национальные различия в налоговых и валютных правилах. По истечении первоначальных этапов деятельности корпораций с того момента, когда их капиталовложения начинают приносить прибыль, они из фактора накопления капитала превращаются в фактор обескровливания национального дохода. Прибыль ТНК, как правило, превышает первоначальные вложения в 2-10 раз. При этом полученные прибыли в основной своей массе не реинвестируются (возвращаются лишь 6-30 процентов капиталов), а вывозятся.

Ради получения все большей и большей прибыли в странах «третьего мира» ТНК активно используют дешевую рабочую силу (заработная плата в филиалах ТНК искусственно сдерживается на уровне 1/10 зарплаты рабочих той же квалификации в западных странах), а также детский труд и анахронические типы занятости - надомничество и субконтрактную систему (предприятия с ручным трудом). Кроме того, они добиваются от «третьих стран» понижения роли профсоюзов, снижения социальных выплат, наносят непоправимый вред окружающей среде. В последние годы ТНК активно вмешиваются во внутренние дела принявших их стран. К примеру, заставляют изменять их законодательства для собственной выгоды. Красноречивое свидетельство - наш Кумтор - классический пример филиала транснациональной корпорации. Подкупая руководство страны, всячески уходя от налогов и прочих положенных по закону выплат, его хозяева выкачали из Кыргызстана баснословные суммы. Которые могли бы послужить нашему собственному развитию… Но самое главное в том, что сколько-нибудь серьезных структурных изменений в экономике при этом не происходит. Короче говоря, назвать подобное предприятие «нашим» можно с большой натяжкой. Это иностранная компания, использующая наши ресурсы, нашу рабочую силу. В результате мы получаем крохи, а сама ТНК и страна, где распложена ее штаб-квартира - огромные суммы.

Наконец, последний метод - долговая удавка. Сначала бесхребетная власть соглашается сотрудничать с МВФ и Всемирным Банком. Едва это происходит - все, мышеловка захлопнулась! Обязательным условием получения кредитов является радикальное реформирование экономики. Оно включает приватизацию промышленных объектов и уменьшение роли государства в управлении экономикой, сокращение импортных пошлин, упразднение субсидирования национальной промышленности, развитие производства, направленного на экспорт, а не на внутреннее потребление. Сотрудничество с западными  финансовыми организациями ведет не к развитию экономики, а, напротив, к зависимости страны, к превращению ее, в лучшем случае, в сырьевой придаток более успешных держав. Кредиты МВФ ловят развивающиеся страны в пожизненную долговую удавку, которая заставляет их тратить львиную долю своих бюджетов только на выплату процентов (кстати, намного превышающих сами кредиты). Гигантские долги, полное уничтожение экономик этих стран рекомендациями МВФ и потребность их правительств в новых кредитах позволяют Западу давить и шантажировать эти режимы. Цель давления - изменение законодательства для  взлома независимых рынков и проникновения в них транснациональных корпораций.

Итак, мы увидели, что паразитирование на теле всего остального мира - условие для сохранения благополучия Запада. Он процветают - мир беднеет. Беднеет, отстает, деградирует в рамках того самого периферийного капитализма. Что именно происходит на периферии капиталистического мира в результате действия этой несправедливой системы, узнаем в следующий раз.
Previous post Next post
Up