Nov 14, 2017 01:41
Главной проблемой в период 1991-1995 была почти поголовная иллюзия, что советские предприятия могут производить много качественной продукции, на которую будет платежеспособный спрос в России (в СССР) и в мире, и только власть Госплана и КПСС мешают этому состояться. То есть, недооценка кризиса экономики. У многих эта иллюзия сохранилась. Хотя уж 30 лет прошло.
Источником этой иллюзии была глобальная неинформированность населения в реальном состоянии дел и (наивная) вера в то, что "у нас в колхозе полная дыра, но вот в телевизоре же показали - коровники, ракеты, а также в области балета (с)..."
Удивительно, но одна из самых заинтересованных групп в событиях 1991 года, топ-менеджмент в производстве, рвущийся скинуть руководство КПСС (и вправду зачастую более чем некомпетентное), как оказалось, мыслила тактически, а не стратегически. А ведь они-то могли более квалифицированно сопоставить уровень продукта нашего и зарубежного, качество производственных сил наше и европейское. А надо сказать, что даже в конце перестройки значительную часть нашего станкового парка составляли станки, вывезенные из Германии... И одной из основных проблем в производстве была невозможность выдерживать допуски, что заставляло делать запасы прочности, избыточный выпуск, снижало ресурс продукции, потребление им энергии и так далее.
Убрав "направляющую и руководящую" роль Партии, производство оказалось неспособно форсированно выйти на технологический уровень Европы. И не могло, за редчайшим исключением. Поскольку в производстве есть две составляющие - средства производства и персонал, а персонал наш был крайне демотивирован. Связь между качеством и количеством произведенного товара с одной стороны и уровнем доходов с другой стороны был разорван. То, что количество продукции и количество товара совсем не одно и то же, не понимали даже "красные директора" вплоть до конца нулевых. Самое плохое, что для значительной части населения уровень потребностей чуть превосходил формулу "триВ = ватник, валенки, водка" (формулой поделился бывший замминистра, который в конце перестройки участвовал в проводимых ЦК КПСС исследованиях систем мотивации).
Таким образом, распад СЭВ и СССР разрушил внутренние рынки, открытость дала доступ более дешевым и при этом более качественным товарам, наши товары оказались глобально неконкурентоспособными.
А активное противоборство "красных директоров" интеграции в мировую систему не позволило, продавшись на корню, встроиться в мировую систему производства.
В итоге, например, ВАЗ - только в конце нулевых начинает встраиваться в корпорацию Рено и уходит десяток лет на то, чтоб дойти до выпуска более-менее автомобилей. Ни года без убытков.
А вот Шкода в 1991, то есть сразу после распада СЭВ, продает треть акций VW, проводит модернизацию производства, вливается в итоге в корпорацию. Результат - выручка превышает €10 млрд, с 1996 года предприятие показывает чистую прибыль.
Урок этой истории вот в чем.
Тактический выигрыш, основанный на неполной и некорректной оценке экономики и техники, может быть достигнут. Но стратегически достигается углубление отставания. В нашем близком будущем, несмотря на то, что "Москва хорошеет" и на выставках показывают образцы замечательной техники, нам придется столкнуться с внезапно выявленным тотальным отставанием, и отсутствием ресурсов для форсированного его преодоления.
И необходима будет смелость совершать крайне непопулярные шаги, и развенчивать крайне удобные мифы. В противном случае мы уйдем еще на один виток застоя, каким бы "либеральным" не оказалось будущее руководство страны.
Политика,
Экономика,
Футурологический конгресс