Прошло уже 2 года, как я предложил местным властям проект "
Web-соседи" (автор идеи
zhuking, разработчик
webpolit). Идея была в том, чтобы население могло через Интернет управлять... ну хотя бы своим домом. Я понимаю, что идея показалась слишком радикальной для тюменского ландшафта, плюс наложилось фактическое отсутствие горизонтальных связей между подразделениями городской администрации, итого инициатива заглохла.
Хорошо, учитывая первый опыт, в январе 2012 года я значительно уменьшил градус своего радикализма и предложил администрации всего лишь использовать для обращений граждан платформу
StreetJournal. Собственно, по сравнению с уже имевшимися на городском официальном портале инструментами, StreetJournal позволил бы: а)
видеть поднятые проблемы всем посетителям; б) голосовать по проблемам и комментировать их. Единственное, что от администрации требовалось: дать контактный e-mail, на который уходили бы сообщения о проблемах. Дальше распиарить платформу проблемы не представило бы: повесил баннер на парочке сайтов вроде Голоса.инфо - и дело в шляпе. Тем более у СИГГа после выборов наступил очевидный кризис жанра. Однако даже в этом случае ничего не получилось.
Насколько я сейчас понимаю, главной ошибкой был сам принцип: ходить и что-то администрации предлагать. К сожалению, сегодняшняя власть - птица гордая, без очень сильных побудительных причин делать ничего не будет. Такими причинами стали совпавшие по времени 3 обстоятельства: мода на сайты-челобитные докатилась до Тюмени, внезапная активизация партий ЛДПР и КПРФ, выборы в городскую Думу. Явление стало потихоньку политизироваться, именно это, я считаю, и побудило в итоге администрацию создать портал "
Тюмень - наш дом", на тестировании которого я побывал в пятницу.
Портал стал несколько вольной интерпретацией сайта "
Москва наш город", то есть разработчики не стали изобретать ничего нового. Я был уверен, что нам представят тот самый АГИС ЖКХ разработки ООО "Сибгеопроект", на который в Департаменте благоустройства ссылались 2 года назад, чтобы не делать "Web-соседей", однако портал собственная разработка Комитета по информатизации, который об АГИСе ни слуху, ни духу, потому что это другая структура.
Портал поддерживает пока не очень большой перечень вопросов, по которым можно обращаться в администрацию. Наверное, это нормально. Представьте себе: ведь раньше чиновники жили и не тужили, а тут граждане вдруг начнут подавать обращения через сайт, да ещё много наверняка - это ж работать придётся, что с непривычки тяжело, как в первый день после отпуска. Поэтому сам факт того, что администрация решилась наконец заявить о своей ответственности за каждую лужу в городе, должен вроде радовать. По сути, это управленческая революция!
А с другой стороны, становится всё более очевидным, что население и власть живут на разных скоростях, у населения быстрее получается. 11 лет назад, когда я ушёл с госслужбы, был сильно удивлён архаичностью частного сектора по сравнению с тогдашним уровнем госорганов. Однако частный сектор ушёл за прошедшее время далеко вперёд. Естественно, частный сектор, да ещё и загнанный в жёсткие рамки ВТО, не будет с олимпийским спокойствием взирать на нынешнее состояние власти, поэтому реальной работы у чиновников будет прибавляться.
Из технических моментов. Я думаю, что авторизация должна быть через сайт госуслуг. Ведь
massuh решился сделать авторизацию на
РОИ через госуслуги, и у него работает. Значит, и у других должно работать. Почему важна авторизация именно через госуслуги? Потому что авторизация через госуслуги открывает перед пользователем более широкую палитру возможностей. Это возможность не только отправить челобитную по поводу городских безобразий, но проголосовать на РОИ, воспользоваться электронными услугами. Соответственно, авторизация через госуслуги приучает население к электронному взаимодействию с государством. Но я понимаю, что моё замечание не имеет прикладного значения, всё равно нашего мнения никто не спросит, причины я уже объяснил
здесь.