Геостратегическое положение Тюмени

May 14, 2012 16:58

Оригинал взят у kodeam в Геостратегическое положение Тюмени
Полгода назад в беседе с kunashir’ом зачем-то взял на себя обещание сделать пост по данной теме. А теперь и карма обязывает, и в среду мероприятие подходящее будет. Поэтому не хочешь, а надо.

Мы привыкли к тому, что Тюмень находится там, где Тюмень. И не задумываемся, почему она там, зачем, какой в этом смысл? А ведь это положение вещей длится уже не одно столетие, то есть Тюмень более 600 лет (я считаю от Каталанского атласа) кому-то в этом месте зачем-то нужна.

Собственно, для древних всё выглядело просто. Я смотрю на карту, передо мной Западная Сибирь, восток Великой Степи (современный Казахстан) и Средняя Азия. Огромнейшая территория. И на всю эту громадину только 2 точки, где потенциально может развиваться металлургия, то есть важнейший источник ОРУЖИЯ. Речь об Урале и Алтае. Насчёт Алтая не силён, но Урал и сейчас известен как центр металлургии и ВПК. Приглядимся к нему ближе.

Главными транспортными артериями древности являлись реки. Екатеринбург и Каменск-Уральский расположены на Исети, устье которой находится возле Ялуторовска. Челябинск стоит на Миассе, впадающем в Исеть. Соответственно, факт существования в древности Ингальской долины под Ялуторовском, в месте впадения Исети в Тобол, не должен удивлять. Как и то, что Синташта, первое открытое поселение знаменитой челябинской «Страны городов», к которой относится и Аркаим, расположено на притоке Тобола.

Кто-то хочет спросить, где находится Нижний Тагил? На притоке Туры. На Туре найдём и город Верхотурье, где существовал волок до Соликамска - путь в реки Русской равнины. А ещё в Тобол впадает уральская Тавда... Моя гипотеза заключается в том, что уже в древности на Урале производилось оружие, в той же «Стране городов», затем концентрировалось на небольшом участочке Тобола от устья Исети до устья Туры, после чего разгоняясь по Тоболу, Иртышу, Ишиму и Оби. А ведь оружие необязательно продавать, гораздо дешевле воспользоваться им по прямому назначению. Данный вывод хорошо объясняет не только упоминавшуюся уже Ингальскую долину, но и завоевание ариями Индии, нелогичные места из истории Шибанидов и биографии Тохтамыша.

Пришедшие в Сибирь русские имели своего оружия в избытке, к тому же более современного, однако их интересовала валюта своего времени - пушнина. На первый план вышел путь из России до рек Обь-Иртышского бассейна. Сначала использовалась Чердынская дорога через Тавду в Тобол, затем Бабиновская через Туру в Тобол. Но в любом случае за мехами надо было дальше плыть по Тоболу в Иртыш, да и военные экспедиции из устья Тобола проще разгонять - в общем, с приходом русских на первое место закономерно вышел Тобольск.

Затем отодвигание границы на юг естественным образом повысило военное значение более южного Омска (от чего пострадал Тобольск), железная дорога и двигатели внутреннего сгорания девальвировали значение мелких речушек вроде Туры - в итоге большее значение приобрели расстояния, а не очертания речных артерий, и Тюмень никак не вписывалась в новую концепцию. На Урале возник собственный центр тяжести в виде окружённого кустом городов Екатеринбурга, Обь-Иртышский бассейн естественным образом замкнулся на Омск, расположенный на более полноводном Иртыше.

Тюмени ещё повезло, что «дотянулся проклятый Сталин»: благодаря наличию железной дороги в город были перебазированы некоторые промышленные предприятия, но в целом он вёл унылую жизнь. Затем городу ещё раз повезло: в начале освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса было принято решение, что железная дорога на Север пойдёт именно через Тюмень, хотя уже строилась трасса Ивдель-Обь, а первые нефтяные баржи отправлялись в Омск.

В любом случае я считаю, что наличие железнодорожной ветки на Север не является таким сильным эксклюзивом, каким в древности были речные артерии. Например, ж.д. ветку можно и новую построить; собственно, в планах корпорации «Урал Промышленный - Урал Полярный» именно строительство новой ветки из Свердловской области прямо на Север, минуя Тюмень. Ещё проще построить автомобильную дорогу - в любом направлении. Борьбу за авиатранспорт Тюмень уже почти проиграла Екатеринбургу. Если когда-либо будут созданы экранопланы, то по идее более выгодным станет географическое положение Кургана: под рукой Тобол, через город идут федеральные трассы, дешёвая рабочая сила, можно играть роль перевалочного пункта в торговле с Казахстаном. По сути, Тюмень сейчас цветёт и пахнет благодаря политике: не было бы договора с северными округами и областной целевой программы «Сотрудничество», жили бы не очень. Но политика есть ещё более преходящее преимущество, нежели железная дорога.

В общем, лично я бы сильно больших иллюзий относительно перспектив города не испытывал, но тут новость: планируется особый режим управления Сибирью и Дальним Востоком. Западная Сибирь в список регионов с особым режимом не войдёт, то есть американцам и китайцам (давайте будем называть вещи своими именами) регион не интересен. Судя по высказываниям Д. Кэмерона и З. Бжезинского о «единой Европе от Атлантики до Урала», европейцам Западная Сибирь тоже как-то не улыбается. Получается, что в планах разных хищных иностранцев относительно России наш регион является «мёртвой зоной» - планов вроде нет никаких, особо никому не нужен. И это открывает перед нами невиданные возможности. Какие именно и почему, расскажу как-нибудь позже.

тюмень, для чтения, история, география

Previous post Next post
Up