Прямоугольник русского языкового и этнического пространства постепенно менял свои очертания, но его центр до последнего времени оставался на старом месте, на Русской равнине, в вятическо-рязанской земле.
Еще свежи в памяти и «Рязань косопузая», и «баба рязанская», и «Француз, говоришь. А почему же у тебя такая рязанская морда?!» К.Симонов ("Парень из нашего города").
Еще сто лет назад ни у кого не вызывало сомнения, что область на стыке рязанской, тамбовской и пензенской губерний является областью древнего великоросса (см., например, Чепурковский. Область древнего населения Великороссии. Росс. Антр. Журн. 1916г.). Причем в 1902 году, в работах Краснова был выявлен даже вполне определенный антропологический тип, отчетливо характерный именно для этого района (Краснов. Материалы для анроп. русск. народа. Рос. Антр. Журн. 1902 г).
Я родился в Рязани, но первые годы жил (и научился говорить, оставив на всю жизнь фрикативное "Г", смягчение согласных и небольшое "я-кание") в глухой рязанской деревне (точнее даже хуторе) с характерным названием "Кукушка" как раз на стыке Рязанской, Тамбовской и Пензенской областей. Не ищите эту деревню на карте - ее давно больше нет, и даже подлое название "урочище" давно с этих карт исчезло. А недавно исчезло с карт и когда-то большое село в 50 км от этой деревни, своим названием давшее мою фамилию уже по отцу.
Собственно, десятки таких деревень пропали еще в 20-х годах прошлого века, когда после разгрома тамбовского крестьянского восстания их потопили в крови (а Щацкий и Елатомский районы нынешней Рязанской области тогда были уездами Тамбовской губернии) .
Некоторые деревни просто уничтожили вместе со всеми жителями, на месте других спешно создали коммуны (это было еще до коллективизации). Коммуны представляли собой большие сараи-общаги со скотным двором и силосной башней. У крестьян отбирали всё, включая одежду, посуду и личные вещи - питаться было положено только в общей столовой, и даже валенки с полушубками выдавали только при выходе на улицу. Некогда богатейшие хозяйства на пышных черноземах с источниками воды в шаговой доступности (нигде в мире нет таких благоприятных условий для земледелия, чтобы одновременно и плодородные почвы с метровыми черноземами, и вода для полива находились в таком тесном соседстве) пришли в полный упадок и коммуны вскоре были расформированы. Упоминания об этих коммунах можно найти по названиям на старых картах - это будет что-то типа "урочище Ростки коммунизма".
Кто-то из крестьян еще тогда уехал из этих мест в города, чтобы не подохнуть с голоду, а кто-то сводил концы с концами под жесткой властью тех, кто совсем недавно ходил у них в работниках, чтобы потом уехали их дети, постаравшись забыть эту жизнь как страшный сон.
Мой дед был раскулачен и сослан (с трудом удалось скрыть участие в восстании и он остался жив - про тех, кому не удалось оправдаться, бабушка рассказывала совершенные ужасные истории). Правда прожил он после возвращения из ссылки совсем недолго (я его уже не застал), но дом, сад и огороды все-таки восстановить успел и до 70-х годов там еще жили остатки нашей когда-то очень многочисленной семьи.
Когда я был маленьким, то не очень хорошо понимал, почему к каким-то деревням и селам мои родные относились отчужденно. Ну не сказать чтобы враждебно, но с некоторой отстраненностью. Типа они были какими-то другими. Ну не врагами, а какими-то "инопланетянами", с которыми "наши" близко не дружили и общих семей не заводили. Моя властная бабушка (когда-то довольно зажиточная крестьянка, которая в конце жизни любила причитать, что так хорошо, как до революции она никогда не жила, хотя остаток жизни она проводила в благоустроенной квартире в Рязани) относилась к этим "инопланетянам" с откровенным презрением, и постоянно ворчала, что-то типа "кто работал - кто говнял, а хозяин всех сравнял...". На мои расспросы потаясь рассказывала мне всякие истории о прошлом (она так до конца жизни и не избавилась от страха, хотя виду и не показывала), что когда приказчик от помещика забирал лучших работников (на работу к помещику все стремились попасть, так как он платил живыми деньгами, а не урожаем, как "кулаки"), им приходилось нанимать этих "инопланетян", но у них никакой склонности к сельскому хозяйству не было - работали спустя рукава. Впрочем, работников у них было немного, так как с парой-тройкой лошадей, несколькими коровами, несколькими десятками овец, несколькими свиньями, садами, огородами и небольшим полем они в основном управлялись своей семьей.
А еще она предупреждала, чтобы я не дай бог ничего лишнего этим "инопланетянам" случайно не сболтнул, так как они могут легко "продать" начальству, как сдавали когда-то восставших и тех кто им помогал. Впрочем и власть после революции состояла в основном из них, так как они всегда были довольно бедными и "толерантными" к любым "начальникам".
А нам приходилось нарушать много законов и правил - воровать сено на зиму для коровы по оврагам, таскать опавшие сучья из леса и пр. Слава богу что уже не приходилось собирать колоски на полях, так как мама рассказывала, что за это в её детстве детишек очень сильно били объездчики.
Недавно я был в тех местах, но с трудом нашел остатки родной деревни по кладбищу. На ее месте кроме крестов уже ничего не напоминает о том, что там когда-то жили люди. Плодовые деревья огромных садов давно были выкорчеваны, или засохли и сгнили, нигде ни одной железки или обломка кирпича, лишь степная трава по грудь и старые липы, посаженные еще моим дедом...
Я как-то не помню, чтобы мы тогда говорили о национальностях, но просто знали что мы русские, а они - не русские. Ну там типа обычаи у них другие, выглядят они немного иначе (веки, например, у них верхние не выражены), да и язык у них какой-то свой имеется (правда не все они его знают), хотя по-русски они понимают, но только говорят как-то необычно. Ничего особенного, но просто общаться надо с ними поменьше и все дела. Впрочем, вроде как и не особенно много их было в наших краях, в основном-то они обитали где-то за речками - Мокшей и Цной и у них там даже была своя страна.
И я бы, наверное, забыл бы об этом, если бы внезапно в последние годы не стал с удивлением узнавать, что крестьянское восстание, в котором погибли мои предки, было на "землях обрусевших потомков финских племен" (орфография источника сохранена ), да и сами мои предки и я являемся обрусевшей/крещенной мордвой-мокшей. (
http://merjamaa.ru/news/zelenye_oni_ne_tolko_za_ehkologiju_oni_eshhe_i_protiv_sovetskoj_vlasti/2011-12-28-440).
Не, ну я в общем-то не против мордовского соседства и мордовских топонимов, но не до такой же степени?
Ведь если обратиться к историческим источникам, то, например Герберштейн в первой половине XVI века явно указывает на места обитания мордвы и характеризовал это племя так: «К востоку и югу от реки Мокши, говорит он, лежат огромные леса, в которых обитает мордва, народ говорящий особенным языком. Они отчасти идолопоклонники, отчасти магометане; живут разбросанными селениями, обрабатывают поля; питаются мясом диких животных и медом; богаты дорогими мехами; народ суровый, храбро отбивающий от себя татарских хищников; почти все пешие, вооружены длинными луками и превосходные стрелки». Если сравним с этим источником описание мордовского быта практически в наше время, то в главных чертах мы находим большое сходство; отсюда имеем право заключить, что со времени появления славян (по крайней мере с IX века по XVI) этот быт изменился очень мало. С чего бы мордве так деградировать, если, например, до сих пор она отличается свойственною дикарям неразборчивостью в выборе пищи; только в недавнее время она оставила привычку пожирать самых нечистых животных; а мясо медведей, волков, ежей, белок, вьюнов и ястребов еще не вышло из употребления. Помню, например, как в наших деревнях отдавали им забитых лошадей, так как русские почему-то конину в пищу не употребляли.
Да, угро-финны прекрасно жили в глуши первобытных лесов, на берегу рек и бесконечных болот; охота и, вероятно, пчеловодство служили им главным источником существования, ну а земледелию очевидно не благоприятствовали лесистая природа и скупая, песчано-глинистая почва традиционных мест их обитания. И с какой стати поперлись бы они в степные и лесостепные земли окского правобережья рязанского княжества?
Взятие мордвой Рязани
Однако мордовская экспансия задним числом продолжает распространяться на русскую историю. Сегодня чуть ли не очевидным считается, что название города «Рязань» на самом деле надо произносить «Эрзянь», и произошло оно от одного из мордовских племен - «эрзя», и что вообще-то Великое Княжество Рязанское - это на самом деле Древнее Княжество Эрзянское (
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%B7%D1%8F%D0%BD%D0%B5#cite_note-5).
Я попробовал поискать какие-то альтернативные толкования, но весь интернет забит именно такой информацией, и даже рязанский сайт об истории Рязани называется теперь "Эрзя" (
http://erzya.ru).
Я только одного не понимаю - зачем и кому нужно это повальное омордовливание?
Опа, Викепедию еще не совсем омордовили, и на ссылке о Рязани еще сохраняются другие версии названия, а на «Эрзянь» даже сказано, что "также широко известно и популярно толкование от эрз. Эрзань «эрзянский», что впрочем сомнительно как в формальном (фонетическом), так и в реальном отношении"!
Ладно, давайте разбираться откуда вообще пошла такая версия. Везде в поисковиках на эту версию вылезает примерно одна и та же фраза "Во второй половине XIX в. Н.В. Любомудровым (1874) была высказана версия, согласно которой топоним Рязань возник из наименования одного из мордовских племен - эрзя".
Ищем, кто такой этот самый Н.В. Любомудров?
Находим, "Любомудров Николай Васильевич (около 1830 - 1880) - педагог, краевед, автор статей о древностях Рязанской губернии, преподавал в учебных заведениях Санкт-Петербурга, в 1868-1869 годах - в Рязанском духовном училище". Отлично, питерский педагог-краевед выдвинул очередную версию топонима, никто не против - имеет право. Но почему теперь пользуются только ЭТОЙ версией, когда есть еще десятки других, в том числе и варяжского, тмутараканского, придунайских, западно-, южно-, восточнославянских и прочих происхождений? Почему победила мордовская, да еще и от далекой эрзи, хотя если и было там поблизости от Рязани что-то мордовское, то только мещера? А мещерский (мокшанский) и эрзянский языки вроде как очень сильно отличаются (они друг друга даже не понимают).
Посмотрим что говорили на эту тему другие ученые:
Да, один из современников Любомудрова присоединился к этой же точка зрения - Д.Ф. Щеглов (1876) считал, что под названием Артания (так обозначалось в древних арабских источниках одно из племен русов) скрывается финно-угорское племя и имя Рязань восходит к этому этнониму.
Опа! Примерно такая же версия со ссылкой на арабов выдвинута и на рязанском сайте "Эрзя", только уже без названия автора, типа как само собой разумеющееся. Только там уже не стали упоминать непонятную Артанию и сочли что арабы говорили просто "эрза", "арза" или "эрзань" и добавили, что "очевидно, под этими именами у арабов и были известны мордовские племена" (
http://erzya.ru/history/beginning_history/14-the-name-of-ryazan.html).
Чтож, отличный ход. От предполагаемого к очевидному. Там еще не забыли добавить, что и название реки Ока - это "производное от чудского "йок" или "йокки", что означает "река'', "вода"". Хотя тут уже добавили "вроде", и это правильно, так как у этого гидронима есть еще и версия о балтском происхождении, причем от более близкого по звучанию слова "ака" (Трубачев О.Н. В поисках единства: взгляд филолога на проблему истоков Руси, 3-е изд., доп. - М: Наука, 2005). Кстати у Трубачева явно указывается, что толкование названия города Рязань от мордовского Эрзянь сомнительно как в формальном отношении (М. Фасмер, 1966г), так и в реальном, и вообще ему кажется что это придумано СПЕЦИАЛЬНО (он скромно выражается термином "ad hoc")!
Трубачев, кстати, выдвигает очень интересные версии названия города Рязань, но сейчас мы не об этом. Пойдем дальше по мордовской версии. Находим что уже в XX веке А.А. Шахматов (1919) поддержал направление поисков Любомудрова и Д.Ф.Щеглова, считая возможным такой ход последовательных изменений: Артания -Эрдзянь - Рязань. Но эту гипотезу проверял А.Л. Монгайт (1947) и в результате больших раскопок в Старой Рязани пришел к выводу, что данное предположение не находит никаких археологических доказательств. Специально отметим, что Александр Львович Монгайт в течении многих лет проводил раскопки в Старой Рязани, но ни в каком городище никаких мордовских поселений он не находил, как уверяют некоторые источники мордовской версии происхождения Рязани. И уж такому исследователю наверное можно было бы поверить, тем более что он никогда не страдал славянофильскими интерпретациями, а напротив, неоднократно подвергался гонениям в советское время за критику славянофилов.
Так, например, в начале 1960-х гг. против Монгайта была организована компания академиком Рыбаковым за то что Монгайт назвал концепцию Рыбакова "славянским фашизмом", однако многие археологи выступили в поддержку профессора Монгайта.
Наступление по всем фронтам
Когда я смотрел недавно фильм Андрея Смирнова "Жила была одна баба" (про жизнь тамбовских крестьян на рубеже веков), то меня помимо прочего резанул эпизод с мордовским нарядом на свадьбе у героини. Я специально уточнял у Смирнова об этом наряде у русской бабы и он утверждал странное, что мол "Художник по костюмам нашла бабку, которая сделала для картины свадебный костюм невесты - мордовский наряд (в Тамбовской губернии очень сильны мордовские традиции)" (
http://www.ng.ru/cinematograph/2011-08-16/6_baba.html). Тогда я еще сокрушался о том, что неужели родную тамбовщину так извели, что не нашлось ни одной русской бабки. Но после того, как я прочитал вот это (
http://merjanin.livejournal.com/91497.html#comments), то понял, что тут все как-то серьезней, оказывается фильм-то, про мордовских крестьян :(
Да, господин Смирнов, у крестьян Тамбовской губернии очень сильны "традиции" мордовских лагерей, но мы, рязанцы, все-таки вятичи, а не мордва, вот «когда из нас никого в живых не останется, тогда все возьмёте», как говорил рязанский князь Юрий послам хана Батыя в декабре 1237 года.