Добрый день!
Ну что, Хэллоуин мы отпраздновали на славу. Многим было сложно впервые попробовать ручные настройки фотокамеры, а некоторым нелегко дались сюжеты, но в итоге всё получилось. Хэллоуинские празднования закончились, но у нас впереди полно других развлечений.
Вообще, ноябрь принято считать месяцем тёмным, серым и унылым. Листья облетели, пришли туманы, день стал совсем коротким, началась "тёмная половина года". В некоторых странах первое ноября официально считается началом зимы. Тоскливо? Нисколько. На самом деле настаёт время контрастов -- когда за окном темно и холодно, мы особенно остро ощущаем комфорт и тепло своего дома. Практически все осенние и зимние праздники - о близости, о семье, о теплых чувствах и о подарках друзьям; тогда как праздники "светлой половины года" связаны с урожаем и нужны, чтобы задобрить духов плодородия. Наши мудрые предки понимали, что без семейных посиделок под Рождество или Новый Год будет гораздо сложнее пережить длинную и тёмную зиму. И именно поэтому празднования тёмной половины года полны цвета, блеска, шума и огня. Ёлочные гирлянды, свечи, бенгальские огни, фейерверки... не знаю, как вы, а я уже предвкушаю!
А чтобы получить тему нынешнего задания, я изучила календарь празднований многих культур и народов и выбрала самые интересные (и самые подходящие для нас) события предстоящей недели: Вечер Неповиновения и Ночь Гая Фокса. Вечер Неповиновения славится тем, что в это время детям и подросткам позволено хулиганить, дразнить и разыгрывать соседей и рисовать рожицы на стенах, а Ночь Гая Фокса известна также, как Ночь Костров или Ночь Фейерверков -- и отмечают её, соответственно, зажигая огонь и расцвечивая небо салютами.
Кидаем всё это в котёл, подбрасываем хвороста в огонь, хорошенько перемешиваем и получаем... НЕДЕЛЮ ВЕЧЕРНЕЙ СИНЕВЫ И ОГНЕННЫХ РИСУНКОВ!
★★★
☆ (Что?)
Синий час и рисование огнём
☀ Синий час, как и золотой час, который мы изучили в самом первом занятии, тоже бывает два раза в день: когда солнце только ушло за горизонт (или вот-вот собирается из-за него выйти), небо окрашивается в интенсивный синий цвет. Как и солнечную "пыль" золотого часа, пронзительное кобальтово-ультрамариновое свечение неба тоже практически невозможно убедительно повторить обработкой на компьютере. Но в этом и нет необходимости -- с правильными настройками камера сама схватит все нужные оттенки. Более того, камера видит синеву неба даже тогда, когда нам оно кажется окончательно потемневшим!
☀ Рисование огнём или фризлайт -- направление в художественно-развлекательной фотографии. Люди рисуют светом в воздухе - с помощью фонариков, бенгальских огней... И -- да-да! -- вспышка в телефоне, которой мы подсвечивали вампиров и оборотней на прошлой неделе, тоже пригодится.
Например, эти дружественные землянам инопланетные человеки нарисованы именно встроенным в мой телефон светодиодом:
Диод светит "расеянно", сразу во все стороны, поэтому получились своеобразные "ауры" там, где не просвечивало городское освещение, отраженное облаками. Фонарь, который направляет свет узким пучком, такого эффекта не даст (если, конечно, вы не будете рисовать, стоя в тумане).
☆ (Как?)
☀ Cиний час
1. Место для съёмки необходимо выбрать заранее. Синий час длится совсем недолго -- 10-20 минут -- и это время не стоит тратить на беготню со штативом.
2. Для «гладкой» картинки необходимо снимать на длинной выдержке со штатива. Если вы фотографируете городской пейзаж или ландшафт, не забудьте закрыть диафрагму хотя бы на f16, чтобы все объекты были в глубине резкости. Это даст ещё и забавный эффект: искусственные источники освещения будут похожи на звёзды с несколькими лучами. Чем темнее небо, тем большая нужна выдержка
3. Снимать лучше в режиме Manual или в приоритете диафрагмы (Aperture).
4. Не стоит делать снимки слишком светлыми: всё-таки, мы фотографируем вечер! (или, в случае особого героизма, раннее утро:)
5. Если под рукой нет штатива, можно опереть камеру на что-нибудь или снимать на короткой выдержке с высоким ISO. В отдельных случаях бархатистость от зерна пойдёт кадру на пользу.
6. В последние минуты часа, даже если глазам кажется, что уже совсем стемнело, на длинной выдержке или высоком ISO цифровая камера всё ещё способна «вытянуть» из неба глубокий синий цвет. Пробуйте.
7. Во время съёмки синего часа не помешает тросик или пульт -- любое покачивание камеры смажет картинку. Если нет пульта или тросика, можно использовать таймер.
8. Снимать в синий час можно городские пейзажи, ландшафты, пустынные пляжи. Широкий угол подходит лучше, потому что в кадр помещается больше синего неба.
9. Портрет в синий час -- сложная задача не только для фотографа, но и для модели, и об этом лучше поговорить в отдельной статье. Вкратце: если съёмка ведётся на длинной выдержке, модели нужно будет стоять совсем неподвижно, и всё равно картинка скорее всего смажется. С другой стороны, всё зависит от задумки автора: если вы хотите поснимать «призраков», это как раз очень удобный способ.
10. Для городской съёмки лично мне больше нравится вечерний синий час -- и не только потому, что я убеждённая сова. Вечером в городе больше жизни во всех её фотогеничных проявлениях: ездят авто с включенными фарами, ходят люди, к тому же утром искусственное освещение на улицах уже выключено, окна тёмные, фонари не горят. Вечером эти дополнительные пятна света добавляют фотографии выразительности. Однако иногда утренняя «сонность» кадра на руку фотографу:
На этой фотографии Венеции, сделанной в половине пятого утра, небо уже светлеет, уличные фонари ещё горят, а в окнах темно -- мне как раз и хотелось снять ещё не проснувшийся город.
☀ Рисование огнём тоже делается при помощи длинной выдержки.
Есть несколько хитростей, которые помогут вам получить нужный результат:
1. Установите камеру на штатив или другую подходящую поверхность. Прелесть фризлайта -- в чётком фоне. Если фон смажется, картинка не будет эффектной.
2. Если в камере есть функция таймера (отложенного автоспуска), лучше воспользоваться ей -- тоже для того, чтобы не смазать фон. Может пригодиться тросик или пульт. В общем, ваша задача -- сделать камеру абсолютно неподвижной в течение всего времени, пока открыт затвор.
3. Сложные рисунки лучше рисовать на как можно более длинной выдержке.
4. Если вы пририсовываете светом какие-то детали реально существующему объекту (например, рисуете огненные яблоки на растущем во дворе дереве), не забудьте подсветить само дерево -- иначе на фотографии оно получится в виде чёрного силуэта. Достаточно просто "погладить" ствол и ветви лучом в течение двух-трёх секунд. Не задерживайте луч надолго на одном и том же месте -- там может получиться пересвет.
5. Фокусироваться в темноте очень сложно: чаще всего камера просто не понимает, чего мы от неё хотим. Если у вас есть опция переключения на ручной фокус, воспользуйтесь ею: подсветите объект, который хотите "обрисовывать", сфокусируйтесь на пятне света и тут же переведите объектив в режим ручного фокуса. Это поможет вам сделать несколько снимков подряд без того, чтобы заново фокусироваться для каждого кадра. Главное -- не задевайте объектив между кадрами, чтобы не сбить фокусировку!
6. Если ваш рисунок состоит из нескольких отдельных частей, не забывайте выключать фонарик каждый раз, когда заканчиваете один элемент, и включайте только тогда, когда готовы рисовать следующий. Иначе элементы будут связаны между собой, как буквы в прописи первоклашки. Конечно, связки можно зафотошопить, но это уже мухлёж :)
7. Ориентируйтесь на свой рост, планируя рисунок. Заранее представьте себе, какая часть рисунка будет на уровне ваших глаз, груди, поясницы, коленей. Это поможет создать более чёткие и соразмерные контуры. Если этого не сделать, задуманная прекрасная принцесса в итоге будет смахивать на творение доктора Франкенштейна, корона сползёт на лоб, уши на бёдра, а глаза в область пупка :) (впрочем, думаю, Пикассо был бы в восторге от такого рисунка)
8. Оденьтесь в тёмную одежду без блестящих элементов. Любая отражающая поверхность превращается в дополнительный источник света и даёт лишние штрихи.
9. Не переживайте, если не получилось с первого раза. Инопланетных гостей я нарисовала с четвертой попытки :)
Ну и конечно, какой же Вечер Неповиновения без хулиганства? На дороге, ведущей в наш городок, какой-то скульптор поставил деревянное идолище -- грозного Перуна. Работа мастерская, Перун получился внушительный, с хмурым лицом и раскрытым ртом -- кажется, что ещё немного, и его голос загремит над городом, раскалывая небо напополам, а из глаз полетят молнии. В общем, настоящий языческий бог; глядя на него, понимаешь, почему почему наши славянские предки его уважали и боялись. Мы решили, что такого сурового дядьку просто необходимо подвергнуть процессу мимимизации, и подрисовали ему нимб и крылышки:
Эта фотография снята на тридцатисекундной выдержке. На небе видны размытые продолговатые блики -- звёзды успели немного сдвинуться, пока затвор камеры был открыт.
Если у вас поблизости есть памятник или статуя, которым давно надоело сидеть с умным видом, помогите им! Пририсуйте усы или балетные юбочки, или даже рожки. Только, придумывая, чего бы этакого пририсовать Ленину, имейте в виду -- наш фотокурс читают дети :))
★★★
Задание этой недели состоит из трёх пунктов:
1. Съемка синего часа
2. Огненный рисунок
3. Совмещение 1-го и 2-го пунктов, как на этой фотографии:
Попробуйте выполнить первые два пункта, ну а высшим пилотажем считается реализация третьего! И не забывайте -- на дворе осень! Пользуйтесь случаем поснимать голые ветви, пустые поля, дождливые улицы и прочую эффектную графичность осенней природы!
Отдельное обращение к владельцам недорогих камер: не нужно волноваться, что камера не справится с задачей; с правильными настройками съёмку в синий час осилит даже камера в смартфоне (хотя, конечно, ТАК усложнять себе задачу не стоит:)
Кстати, в Интернете есть несколько "калькуляторов" для расчёта времени золотого и синего часов. Например,
вот один из них.
И ещё: окрашивание неба в интенсивно-синий не зависит от погоды. Может быть и пасмурно, и дождь, и снег. :)
Удачи!
Рецца