Османский офицерский корпус в войне 1877-1878 гг. // Часть I - формирование

Jan 08, 2023 18:21

Пришла тут в рассылке от Academia.edu интересная статья про османский офицерский корпус в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., написанная современным турецким историком Месутом Уяром (Mesut Uyar), попробую перевести/пересказать ее по мере своих возможностей.

Оглавление публикации:
Часть I - формирование
Часть II - резервные и временные подразделения
Часть III - стратегическое командование

Часть IV - оперативное командование
1. Обучение

Слишком радикальный разгон корпуса янычаров в 1826 г. привел к недостатку офицеров, которые могли бы составить ядро новой армии. Из-за греческих событий не было возможности получить западных военных инструкторов или обучить собственных офицеров в западных странах. Проект возрождения институтов, готовивших офицеров и администраторов, такой как например школа Эндерун, потерпел неудачу. В результате было принято решение открыть принципиально новое военное училище и учебные центры по примеру существующих военно-учебных заведений Европы. После долгих обсуждений в 1834 г. в Стамбуле была открыта Военная академия (Mekteb-i Ulum-u Harbiye), основанная Мехметом Намык-пашой по образцу французской Специальной военной школы Сен-Сир (L’école Speciale Militaire de Saint-Cyr). Однако, поскольку современная инфраструктура начального и среднего образования, необходимая для такого колледжа, в Османской империи отсутствовала, школа должна была обучать своих учеников с самых азов. Таким образом, продолжительность обучения была неоправданно увеличена, уменьшалось также количество курсантов, которые успешно завершат это долгое и трудное обучение. Военная академия дала своих первых выпускников только через четырнадцать лет после открытия - в 1848 г., когда смогли выпуститься десять курсантов. В 1857 г. число выпускников достигло пятидесяти шести, и только в 1890-х гг. - более ста. Поскольку эти офицеры были самыми образованными людьми в империи, большинство из них переманили гражданские учреждения, либо их назначили в различные военно-учебные заведения после окончания учебы. В итоге офицеры, обученные по западному образцу, на которых возлагались большие надежды, смогли поступить в войска довольно поздно и в очень малом количестве.



Униформа османских офицеров времен султана Абдул-Хамида II



2. Формирование

В сложившихся условиях необходимо было найти некий промежуточный вариант для удовлетворения текущих потребностей в офицерах. То есть их нужно было готовить по более краткосрочной программе, что означало более низкие стандарты обучения. И все же это было лучше, чем назначать на офицерские должности людей, не имеющих вообще никакой подготовки. Однако подходы, сложившиеся в государственном управлении, не позволили принять такие меры. Вместо этого султан и высшие чиновники предпочитали назначать молодых людей, которых они воспитывали, в своих семьях (домах?) без какой-либо военной подготовки. Наличие близких отношений с определенными семьями порождало ожесточенные разногласия и разрушительное соперничество, вызванное принадлежностью османских офицеров к тем или иным группировкам и кланам. В то же время последнее было необходимо для для сохранения своих позиций или продвижения по службе по протекции более высокопоставленных офицеров. Такое положение дел будет сохраняться до распада империи.

Однако даже количество назначенных по протекции офицеров не соответствовало текущим потребностям. Образовавшаяся пустота была заполнена, как и в прошлом, войсками, взявшими инициативу в свои руки и обучающими офицеров внутри своего сообщества. В идеале, начальство должно было повышать более талантливых, удачливых и храбрых воинов. Фактически, поскольку процесс отбора не имел никакого централизованного контроля и для него не существовало никакого стандарта, у командиров частей не было никаких препятствий для назначения солдат офицерами по собственному усмотрению. Рядовые, проявившие мужество и имевшие заслуги назначались без экзаменов и подготовки. Большинство таких офицеров, которых называли "полковыми", не окончили школу, были неграмотны и мало чем отличались от солдат, которыми командовали. Обученные сугубо на практике, "без отрыва от производства", они довольно хорошо руководили небольшими подразделениями, такими как взводы и роты. Однако им часто не удавалось изучить современное оружие, тактику и способы ведения боя, потому что их учебная инфраструктура была недостаточной. Кроме того, из-за достаточной консервативности в политическом плане они относились к новшествам даже в военной области с неприязнью. Вскоре "полковые" офицеры стали видеть противников в офицерах, получивших военное образование с их ценностями и знаниями.

Поскольку количество обученных и образованных офицеров увеличивалось медленно, только 1600 из 20 000 регулярных офицеров были выпускниками учебных заведений, когда армия была мобилизована для участия в войне 1877-1878 гг. Хотя "полковые" офицеры в основном служили на уровне взвода, роты и батальона, а большинство "образованных" служили командирами дивизий и в более вышестоящих инстанциях, это означало серьезный дефицит. Кроме того, было всего 132 штабных офицера, выпущенных Военным штабом для Сераскера, Генштаба, двух военных советов, двух фронтов, семи армий и десятков штабов дивизий и бригад. Учитывая, что некоторые из этих штабных офицеров являлись командирами частей, можно хорошо понять нехватку подготовленных штабных офицеров и, следовательно, слабость штабных служб. В частности, в дивизиях и частях низшего звена не было штабных офицеров. В артиллерии исторически был самый высокий уровень образованных офицеров - около двадцати процентов, тогда как в пехоте, составлявшей основу армии, их было меньше всего.

Еще одним способом восполнить нехватку офицеров был набор иностранцев, однако, в отличие от периода Крымской войны, офицеров иностранного происхождения, обратившихся в Османскую армию, было мало, и их вклад был ограниченным. Кроме того, османские чиновники, особенно Сераскер Редиф-паша, были против назначения иностранных офицеров на высокие должности. Из-за нехватки подготовленных врачей османская армия пыталась нанять иностранных врачей через дипломатические представительства за границей до и во время войны. Иностранцы, желающие служить в Османской армии спонтанно по разным причинам (обычно из-за жажды приключений, славы или денег), назначаются на различные должности более низкого уровня после отбора и короткого обучения. Известно, что было около сотни иностранных офицеров, большинство из которых были завербованы в армию на уровень в роты и ниже. По национальности большинство составляли немцы, хотя были и люди удивительной национальности и происхождения, в том числе офицеры, прошедшие русскую подготовку. Хотя некоторые, такие как Фредерик Вильям фон Герберт, прославились после публикации его мемуаров, информация о полном списке иностранных офицеров, служивших в османской армии, и их вкладе в османские военные силы отсутствует. Словом, как и в Крымскую войну, иностранные офицеры не восполнили хроническую неукомплектованность офицерского корпуса в армии.

В дополнение к этой проблеме количества офицеров, другой важной проблемой, влияющей на командование, управление и обучение армии, было отсутствие профессионального унтер-офицерского корпуса. Османские политические и военные администраторы не осознавали или недооценивали важность обученных унтер-офицеров. Было сочтено достаточным, чтобы опытные рядовые использовались в качестве унтер-офицеров, называвшихся «старшина» (Gedikli). Из-за отсутствия профессионального унтер-офицерского корпуса, недостаточных способностей полковых офицеров, невежества солдат в целом и отсутствия военной подготовки, обученные офицеры часто были вынуждены выполнять те обязанности, которые должны были выполнять их подчиненные, вместо того, чтобы исполнять свои прямые обязанности. На поле боя часто можно было видеть, как высокопоставленные офицеры становились за пушки в качестве артиллеристов-снайперов, штабные офицеры использовались в качестве конных связных или же они сами вели разведку вместо кавалерийских разведчиков. В результате неоправданно возрастали потери обученных офицеров. Солдаты же, лично привязанные к своим офицерам, тут же разбегались, потеряв уверенность и не зная, что делать при гибели своих офицеров.

Вторая половина XIX в, Турция, Сухопутные войска, Военная история

Previous post Next post
Up