Фрегаты типа Berk - первые боевые корабли основных классов, построенные на национальных верфях в XX веке. В середине 60-х годов в Турции стали задумываться о самостоятельной постройке боевых кораблей с целью преодоления зависимости от США, на поддержку которых не приходилось рассчитывать в возможном конфликте за Кипр [
1] (что и показали более поздние события). Было принято решение строить небольшие фрегаты, взяв за основу американский эскортный миноносец типа Claud Jones. Первый корабль, названный TCG Berk, был заложен на верфи Gölcük 9 марта 1967 г., спущен на воду 25 июня 1971 г. и вступил в строй 12 июля 1972 г. Второй представитель этого типа - TCG Peyk также строился довольно долго - заложен 18 января 1968 г., спущен 7 июня 1972 г., вступил в строй 24 июля 1975 г. [
2]. Фрегаты были названы в честь крейсеров Berk-i Satvet и Peyk-i Şevket, участников Перовой мировой войны. Интересно, что корабли получили бортовые номера D358 и D359, буква D в которых указывала на их классификацию в качестве эскадренных миноносцев (Destroyer).
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/6043/6043_900.jpg)
В США эскортные миноносцы типа Claud Jones считались неудачными, их постройка ограничилась четырьмя единицами, которые были переклассифицированы затем в корабли радиоэлектронной разведки, а после 14 лет службы проданы Индонезии [
3][
4]. В Турции проект был изменен. В качестве силовой установки использованы четыре дизеля FIAT 3-016-RSS общей мощностью 24 000 л.с. (против, по разным данным, 8700-9200 л.с. у "американцев"), что дало увеличение скорости хода с 21 до 25 узлов, при этом дальность хода упала с 7000 до 3600 морских миль (по другим данным - 2500 миль), что для турецкого флота того времени являлось вполне достаточным. Вооружение корабля составили одна двуствольная 76-мм универсальная артиллерийская установка Mk 33 на носу и вторая двуствольная 76-мм установка Mk 33 открытого типа на корме, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата Mk 32 c торпедами Mk 44, два 24-х зарядных бомбомета Hedgehog Mk 11. Радиоэлектронное вооружение приобретено в США и состояло из обзорной РЛС AN/SPS-10 (возможно заменена позднее на Decca TM 1226), РЛС обнаружения воздушных целей AN/SPS-40, двух СУО Mk 63 c РЛС AN/SPG-34 (по одной на каждую артиллерийскую установку) и ГАС AN/SQS-11 (возможно AN-SQS 29). Длина корпуса составляет Водоизмещение фрегатов - 1450 тонн стандартное и 1950 тонн полное [
5][
6][
7].
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/6284/6284_600.jpg)
Внешне от американского прообраза TCG Berk и TCG Peyk отличались тем, что у них была одна дымовая труба вместо двух, а также наличием полетной палубы (ангар при этом отсутствовал). Возможность использования вертолетов с кораблей открыла для для турецкой морской авиации новые возможности, для реализации которых в 1972 году были приобретены три противолодочных вертолета Agusta-Bell AB.204AS [
8].
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/6444/6444_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/6688/6688_600.jpg)
TCG Berk отметился участием в турецком вторжении на Кипр в 1974 г., в ходе которого он в том числе оказывал артиллерийскую поддержку наземным частям [
9]. После потопления собственной авиацией турецкого эсминца Kocatepe он первым пришел на помощь и на нем разместилась часть спасенных моряков [
10] [
11]. В январе 1996 г. корабль входил в состав соединения, участвовавшего в турецко-греческом противостоянии у острова Иммия [
12].
Говорилось о некоторых ошибках в конструкции кораблей. Командование военной эскадры запретило TCG Peyk выходить за пределы Босфора [Özden Örnek. Milgem’in Öyküsü. Kırmızı Kedi Yayınevi, Istambul, 2020].
Оба фрегата данного типа были выведены из боевого состава флота в 1999 г. TCG Berk затем был потоплен турецкой подводной лодкой TCG Atılay (S-347) в ходе учебных торпедных стрельб [
13]. В свою очередь TCG Peyk хотела сохранить в качестве музея администрация г. Измир (в котором он базировался), однако из-за недостатка средств сделать это не получилось и в 2003 г. он был разобран на металл.
Click to view
Таким образом, корабли прослужили достаточно недолго. Американские источники отмечали, что их эксплуатация была затруднена из-за отсутствия запасных частей для главной силовой установки и основных систем электроснабжения [
14]. Тем не менее, следует учесть, что это были первенцы турецкого военного кораблестроения, позволившие получить бесценный опыт при их постройке. Кроме того, фрегаты типа Berk дали толчок развитию корабельной авиации в Турции.
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/7371/7371_600.png)