стоицизм и современная политика

Apr 20, 2010 18:10

"Современная политика является еще одной помехой для принятия стоицизма. В мире существует огромное количество политиков, которые говорят нам: "в том, что вы несчастны, нет вашей вины". Напротив, - продолжают они, - ваше несчастье является следствием действий правительства или же, напротив, следствием того, что оно что-то не сделало для вас. Как граждан нас поощряют в поисках счастья обращаться в первую очередь к политике, а не к философии. Мы скорее склонны маршировать по улицам или писать петиции нашим депутатам, чем читать Сенеку или Эпиктета. Более того, мы склонны голосовать за кандидатов, которые приписывают себе способность при помощи умелого использования власти правительства делать нашу жизнь более счастливой.

Стоики, разумеется, отказывались от такого хода мысли. Они были убеждены, что главная проблема состоит не в правительстве или обществе, в котором мы живем, но в несовершенстве нашей жизненной философии или же в нашей неспособности иметь такую философию вовсе. Тот факт, что правительство и наше общество до некоторой степени определяет внешние обстоятельства нашей жизни не подлежит сомнению. Однако стоики понимали, что жесткой связи между внешними обстоятельствами и тем, насколько мы счастливы, не существует. Например, жизнь изгнанника на удаленном острове вполне может быть более счастливой, чем жизнь человека, тонущего в роскоши.

Стоики понимали, что правительство может причинять зло своим гражданам. И более того, как мы видели, римские стоики сами регулярно становились жертвами несправедливых гонений со стороны власть имущих. Стоики также были согласны с современными социальными реформаторами в том, что у нас есть долг бороться против социальной несправедливости. Отличие между ними состояло в том, как они понимали человеческую психологию. В частности, стоики считали, что думать о себе как о жертве общества и политического режима вредно для человека, да и вообще считать себя жертвой не имеет смысла. Если вы рассматриваете себя как жертву, у вас нет шансов жить хорошей жизнью. И напротив, если вы отказываетесь думать о себе как о жертве, если вы препятствуете тому, чтобы ваше внутреннее "я" было порабощено внешними обстоятельствами, вы, скорее всего, будете жить хорошо, вне зависимости от того, что с вами происходит. (В частности, стоики считали, что человек может сохранять душевное спокойствие, несмотря на то, что его наказывают за попытки реформирования того общества, в котором он живет.)

Другие люди могут иметь власть для того, чтобы решать, как и даже где вам жить, однако они не в силах, говорят стоики, разрушить вашу жизнь. Только вы сами можете сделать это, оказавшись неспособными жить в соответствии с истинными ценностями.

Стоики верили в возможность социальной реформы, однако они также верили в изменение нашей индивидуальности. Точнее говоря, они думали, что первый шаг на пути к трансформации общества заключается в том, чтобы научить людей, как сделать их счастье как можно меньше зависимым от внешних обстоятельств. И лишь второй шаг состоит в изменении этих обстоятельств. Стоики могли бы добавить, что если мы не сможем изменить самих себя, то вне зависимости от изменения общества, в котором мы живем, мы не сможем достигнуть хорошей жизни.

Многие из нас убеждены в том, что счастье является тем даром, который для нас должен добыть кто-то другой, психотерапевт или политик. Стоики отрицают этот подход. Они учат нас что именно мы несем ответственность за наше счастье, а в равной степени и за наше несчастье. Они также учат, что лишь в том случае, когда мы принимаем такую ответственность, у нас есть шансы обрести счастливую жизнь. Этот тезис, безусловно, не будет воспринят многими людьми, получившими внушение от современных "профессионалов" чужого счастья."

стоики, цитаты, общество, философия, власть

Previous post Next post
Up