Пятнадцать ответов атеиста

Oct 12, 2012 22:31

Вчера в силу некоторых обстоятельств я довольно часто заглядывал в интернет, и день для меня прошел под знаком двух новостей. Одна - "Валерий Панюшкин: Пятнадцать вопросов атеистам" (http://www.snob.ru/selected/entry/53565#) - обсуждалось активно в русской блогосфере. Попробую и я сформулировать для себя - и, может быть, кому-то еще пригодится - пятнадцать ответов. Пока сырых, додумаю - исправлю.

Широкого обсуждения второй новости - напишу о ней чуть позже - я ждал до вечера, но так и не дождался.

А они неплохо дополняют друг друга.



Что вы делаете, когда вам страшно? Ну, самолет падает в воздушную яму, артиллерийский обстрел начинается, эпидемия холеры… Я в таких случаях принимаю разумные, но совершенно недостаточные меры (пристегнуть ремень, спрятаться в окоп, мыть руки), а потом молюсь. А вы что делаете?

Когда на Красном море приливное течение затащило меня под понтон, нужно было ловить промежутки между волнами, чтобы вдохнуть воздуха, и саму волну, чтобы с движением воды выплыть из-под понтона. Не помню, чтобы я думал о чем-то постороннем. В такие ситуации, чтобы долго было страшно, а делать в это время что-нибудь полезное было нельзя, пока не попадал.

Вы не хотите бессмертия? Или хотите, но надеетесь достичь прагматическими методами, такими, например, как новые медицинские технологии? Или хотите, но знаете, что недостижимо, так нечего и время тратить?

Биологическое бессмертие в обозримом будущем недостижимо. А сохранятся ли у потомков наши лучшие идеи и удастся ли сделать мир немножко лучше, добавить людям немножко взаимопонимания, оставить в будущем техногенном мире немножко больше места для жизни, не только человека - отчасти зависит и от нас, вот на это как раз и не жалко потратить свое время. Если не на это, то на что?

Вы хотите уверовать и не можете? Или можете, но не хотите? Или не можете и не хотите?

А зачем? Зачем тратить время на то, что я считаю самообманом, если в жизни и так много интересного?

Есть ли какая-нибудь книга, с которой вы сверяете свои реакции и поступки. Ну, у меня Евангелие. А у вас что? «Властелин колец», «Крошка Доррит», «Война и мир»? «Капитал»?

Когда в 90-х годах я проезжал через Казахстан, казахские железнодорожники рассказали мне, что они очень гордятся тем, что ни Ельцин, ни Назарбаев не решились отменить Правила технической эксплуатации железных дорог, и поэтому несмотря на всю разруху поезда ходят без аварий. Я не железнодорожник, в зависимости от ситуации технически сверять свои поступки приходится с разными источниками. С Правилами дорожного движения, например. А в нетехнических ситуациях думать, что хорошо и что плохо и для кого, приходится самому. В качестве образных примеров пригодятся и Илиада, и Ветхий и Новый заветы, и Шекспир, и Пушкин, и многие другие книги. Но попытки собрать готовый и неизменный набор ответов на все случаи жизни, мне кажется, в конечном счете к добру не приводят.

Существуют ли священники, которых вы считаете достойнейшими людьми? Патриарх Тихон? Митрополит Антоний Сурожский? Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)? Отец Александр Мень? Или никого?

Вероятно, существуют достойные люди и среди священников, и среди мулл, и среди жрецов вуду. Таков мой взгляд на людей по умолчанию. По какой причине они выбрали такой род деятельности, мне неизвестно. То, что лично я их не знаю, не дает мне основания утверждать об отсутствии достоинств у всех.

Существование Бога вы не признаете, хорошо. А признаете ли вы существование других нематериальных явлений, которые нельзя увидеть, потрогать, поковыряться отверткой? Явления, у которых есть название, символ, история, смысл, но которых никто не видел, существуют? Например, интеграл. Что еще?

Фраза "не признаете" - она несколько не о том. С чего мне заниматься признанием или непризнанием всего этого множества легенд, придуманных людьми в разных странах для компенсации недостатка знания или для одурачивания простаков, если они все противоречат друг другу и ничего не добавляют к предсказательной силе того объяснения мира, которое дает наука, признанием или непризнанием всего этого множества персонажей, существованию которых нет никаких доказательств в реальном мире?
Есть явления, которые никто не видел, но которые оказывают воздействие на видимые для человека события, и через описание этих воздействий их можно изучать, выявлять закономерности и затем проверять их на практике, как например, магнитное поле Земли, которое позволяет пользоваться компасом. Есть абстракции, которые человек создает, чтобы систематизировать свои наблюдения реальности, такие, как семь цветов радуги для описания непрерывного спектра, или как интеграл. В разных описаниях реальности у них может быть не только разные названия и символы, но и разные определения и объемы понятия - это не страшно, это часть процесса познания. Есть, наконец, продукты сознания, которые функционируют в человеческом обществе и через него оказывают влияние на материальный мир, идеи, которые овладевают массами.

Как вы ухитряетесь воспринимать произведения искусства, сюжеты которых основаны на евангельских историях? «Благовещение» Леонардо. «Святое семейство» Микеланджело. «Рождественскую звезду» Пастернака. «Сретенье» Бродского.

Вообще-то говоря, в искусстве есть много и других сюжетов, которые с точки зрения фактического знания небесспорны. Это скорее правило, чем исключение. Могу ли я воспринимать «Бориса Годунова», если я не ознакомился с томами дела об убиении царевича Дмитрия и не занял правильной позиции по существу дела? Могу ли я воспринимать «Преступление и наказание», если считаю Раскольникова и Свидригайлова вымышленными персонажами?

Как вы представляете себе себя по ту сторону смерти? Превратитесь в гумус? Но это случится с вашим телом. А куда денется ваше сознание? В соответствии с законом Ломоносова - Лавуазье не может же оно просто исчезнуть?

Ну нельзя же так палиться с незнанием основ точных наук. Закон Ломоносова - Лавуазье говорит о сохранении вещества (в опыте - в запаянной посудинке), а в современной версии еще и при отсутствии обмена энергией с внешним миром. Сознание - не вещество. Может ли исчезнуть солнечный зайчик, если вы уберете зеркало в карман? Возможно, когда-то изобретут другой носитель, на который можно будет переместить человеческое сознание целиком, помимо мозга. При нынешнем состянии дел останутся только следы - результаты труда или разрушения на земле и в космосе, идеи и слова в культуре.

Способны ли вы к парадоксальному мышлению? Укладывается ли у вас в голове, что электрон - это одновременно и частица, и волна?

Парадоксы обычно означают, что мы имеем два истолкования, ни одно из которых не является полным, и следует ожидать новой теории, которая вберет в себя оба существующих подхода как частные случаи, либо покажет, в чем один из них неверен. Как в случае со спором Коперника с Птолемеем - можно взять за центр координат Землю, можно взять за центр координат Солнце (что будет ближе к правде) , но только когда Кеплер и Ньютон своими уравнениями опишут всю систему в целом с ее обращением вокруг общего центра масс, мнимый парадокс будет разрешен.

Если завтра в мире исчезнут вдруг все религии и все их проявления, вы потеряете что-нибудь?

Я потеряю одну из причин опасаться агрессии к инакомыслящим - которая, к сожалению, не единственная.
Если культура, основанная на той или иной религии, создала что-то интересное с точки зрения восприятия последующих поколений - исчезновение самой религии не помешает ценить памятники, как исчезновение религий древних египтян и греков не мешает нам восхищаться пирамидами или статуями греческих богов. Если, конечно, другая религия не обойдется с ними, как с бамианскими буддами.

Полагаете ли вы, что зло существует само по себе? Или оно только ошибка в добре?

Я не считаю, что добро и зло существуют вне того, кто способен ведать, что творит. Если волк съедает поросенка, это не добро и не зло. Если тигр убивает волка и тем самым спасает поросенка, это не добро и не зло. Если человек приходит туда, где живут другие существа и уничтожает их и их среду обитания, это зло, потому что человек в принципе способен понимать, что другие существа тоже хотят жить, и способен оценивать свои действия с этой точки зрения.
Иногда это меньшее зло, приходится выбирать, но начинается зло, я считаю, именно здесь, с нежелания признать право на существование другой жизни.

Как вы заставляете себя делать что-нибудь, что нужно делать, но очень тяжело? Ну, например, ходить в хоспис, ухаживать за безумным стариком.

Если я считаю, что что-то нужно, буду делать в меру сил. И чем лучше я понимаю, зачем это нужно, тем больше будет сил.

Что вы делаете, если совершили дурной поступок, и угрызения совести не отпускают вас?

Если возможно, постараюсь исправить то, что можно исправить. Постараюсь в следующий раз так не делать. Возможность заочно получить прощение в моей картине мира не предусмотрена.

Как вы боретесь с тщеславием, если не можете любое свое свершение заведомо считать жалкой ерундой по сравнению со свершениями Бога?

Чтобы бороться с тщеславием, нужно сначала вскормить его замыканем в себе и в творениях человеческого духа. Но достаточно посмотреть вблизи даже на сравнительно скромное явление природы, физическую природу которого нетрудно понять современному человеку - океанскую волну, ледник, вулкан - чтобы понять место человека в ней. Да, человек может раздавить букашку, которая мельче его, человечество в целом смогло выловить большую часть рыбы в океане и уничтожить большую часть крупных зверей на суше, но даже общими услилиям оно пока что не в состоянии остановить уничтожение собственной среды обитания. А отдельно взятый человек без общества с его наукой, технологией, культурой, взаимопомощью людей, толерантностью к различиям и прочей наработанной веками хрупкой струтурой - даже на своей родной планете в интервале комфортного климата узкой полосы широт и высот над уровнем моря - либо песчинка на ветру и под ударами волн, либо пища для каннибалов. Не более того.

Верите ли вы в какие-нибудь чудеса? И что такое, по-вашему, чудо?

Я не оперирую понятием чуда. Но при желании так можно было бы назвать что-то хорошее, что происходит против ожидания в силу каких-то еще неизвестных нам или забытых законов природы. Например, то, что в среде забитых, безграмотных, бездумно уничтожающих окружающую жизнь людей рождаются любознательные, добрые, восприимчивые к новому, более доброму взгляду на мир дети. Мне бы хотелось, чтобы у этих детей было будущее.


обычаи и нравы, люди, общественное, личное

Previous post Next post
Up