Есть все-таки польза в том, что сайт Израильского филармонического оркестра глючит. Мы еще в сентярбре прочитали, что Мета обещается привезти "Дона Джованни" с
Руджеро Раймонди и
Куртом Моллом в концертном исполнении. Взяли себе на заметку. А когда пришло время - после недолгих колебаний: дедушка Раймонди старый, ему, возможно, все равно ниасилить... Таки решили пойти. Как сказано: "Когда ты вырастешь, он уже умрет" (с).
Но Раймонди с Моллом оказались тем самым манулом, который хорошо рифмуются со словом "обманул" - в общем, не приехали. Но сайт глючил, и мы об этом не узнали. Поэтому радостно рванули за билетами.
И это было правильно!!!!
Мета все-таки велик и могучЪ! Вернее, даже не "могуч" - мощи, в общем-то, в этой опере особенно и не нужно - все-таки Моцарт, а не Вагнер. Но в нужном месте мощи вполне хватило - демоны с Командором были мрачны и беспощадны (один демон, кстати, таки был в кипе - поддержали репутацию ;)). А в целом - получилась настоящая моцартовская опера - в темпе, с веселыми диалогами - народ в зале даже вполне себе реагировал на реплики (читая караоке титры с экрана; мы сидели на балконе параллельно с оркестром, так что на нашу долю перевода не хватило).
Что приятно на постановках у Меты - артисты не просто исполняют свои партии, они еще и играют! Некоторые даже несколько переигрывают - в какой-то момент Дон Джованни отправил Лепорелло на "задание" при помощи понятного залу "шалом", подкрепив свой приказ "квадро шекель", а чуть позже кто-то из героев причитал "ой-вей" (интересно, чья это была идея - самого Меты или это экспромт?), но, в общем, выглядело это мило. И публика порадовалась ;)
Момент спекталя:
(фотографировала мобильником, извините за неровный почерк качество)
Публика была, надо сказать, самая разношерстная. И, кстати, в отличие от многих других спектаклей, которые мы смотрели в Биньяней а-Ума, было довольно много мужчин в кипе, причем не только пожилого и + возраста, а вполне себе и молодых.
Правда, кое-кто из молодежи явно оказался на опере исключительно в силу заповеди почитания родителей. Один такой товарищ, пришедший, видимо, с пожилым отцом, сидел рядом с
o-aronius'ом. По окончанию первого действия он с надеждой спросил: "Это все, или будет еще вторая часть?".
После получения нерадостных новостей, он задал следующие вопросы:
- А наша няня тоже еврей кто поет - иностранцы или израилитяне? А хор откуда? А оркестр?
- А эта опера она вообще знаменитая?
- И что там вообще говорят и шепчутся происходит.
o-aronius"у пришлось изображать Гиллеля - на одной ноге пересказывать либретто, в котором он сам не помнил один акт (между скандалом на свадьбе и финальным появлением Командора) ;)
A кто поет, впрочем, нам и самим хотелось бы знать - сайт оркестра так и глючит.
А в очереди в туалет народ напевал любимые арии.
Зал был практически полон. Интересно, что в прошлом году на
Аиде с Долорой Зайчик народу было гораздо меньше - балкон был практически свободен. Возможно, правда, испугались общенного снегопада, который таки начался как раз после окончания спектакля. А на этот раз - свободных мест было раз-два и все...
Где-то ближе к середине первого действия мы с
anu-sag поняли, что совершенно запутались в героях. Полезли при помощи мобильника в Google. К своему большому удивлению прочитала, что Дон Джованни не соблазняет дам, а просто насилует (вернее, пытается). Это так и в оригинальной версии? (Кстати, какая оригинальная - Тирсо де Молино?) Или же это моцартовская ее трактовка (мол, порок должен быть порочен, опорочен и наказан)?
Пришла Командора и очень сердилась
;)
В общем, было здорово!
Отдельное удовольствие - просто в формановско-моцартовском стиле ;) - мы получили, наблюдая певцов с тыла - у донны Эльвиры и Церлины такие задницы! Мама мия!!!! Как я понимаю Дона Джованни!!! А уж каково скрипачам... ;)
Церлина тылом
Приобщение к прекрасному вызывает здоровое чувство голода. Поэтому, по традиции, после спектакля на выходе торгуют бубликами:
Мы, как настоящие ценители прекрасного, мимо не прошли ;)
И напоследок:
Подумала, подумала и решила, что я таки хочу CD с "Доном Джованни". У нас есть два DVD - один с
караяновской постановкой (поют Рамей и Бурчуладзе), а вторая ла-скаловская (
с Алленом, Груберовой и Мути). Но Караян - педант и зануда. У него не Моцарт, а мрачный парниша. И как-то оно идет с трудом.
Вторую запись я, по-моему, еще и не открывала ни разу ;) (надо будет на днях или раньше -
ау, любители оперы, требуется ваша поддержка! - но DVD не всегда удобно ставить. А CD можно будет перекатать в МР3 плейер, а то
o-aronius жалуется, что у меня там один сплошной Верди)
Что порекомендуете?
Теперь у нас по плану
Мефистофель в тель-авивской опере (обещают Бурчуладзе). А потом большие планы на питерские каникулы.
Следите за рЫкламой. И завидуйте ;)