Сирийские события отвлекли внимание многих от происходящего в Йемене. Маленький, но гордый народ противостоит армии из 8 арабских государств во главе с Саудовской Аравией, Исламского государства (ИГИЛ) и Аль-Каиды! Лишь за 2016 год в Йемене погибло почти 9 тыс. граждан этой небольшой страны.
Могила исмаилитского даи Хатима - Йемен, Хараз.
Плюс американский контингент, который, как все понимают, находится не на стороне повстанцев - хуситов (шиитское движение "Ансар Алла"). Официальный повод у американцев, как всегда, борьба с пресловутой "Аль-Каидой".
Итак, под шумок мировые элиты проводят там «зачистку». Но что-то у них, как и в Сирии, явно не клеится. Если в Сирии, у законного правительства, есть только два союзника - Россия и Иран, то здесь - лишь Иран осуществляет посильную помощь в сложившейся ситуации.
Воздушное пространство, порты и побережье практически полностью контролируются коалицией и американцами - это было бы совсем ... Однако есть сообщения, что острова в Красном море находятся под контролем армии бывшего президента Йемена Салеха, ставшей невольным союзником хуситов.
Данный факт подтверждают постоянные обстрелы американских военных судов в прилегающей к Баб-эль-Мандебскому проливу акватории.
https://russian.rt.com/tag/jemen Далее, саудовский десант захватил райский уголок Индийского океана -
остров Сокотра. Что там сейчас творят ваххабиты - одному Аллаху известно?!
Но на суше у агрессоров обстоят дела не так гладко. Поступают сообщения, что вооружённые столкновения происходят даже на саудовской территории.
http://geo-politica.info/chto-proiskhodit-v-yemene.html На карте показаны зоны влияния различных сил конфликта: зелёный - территории, контролируемые хуситами; красный - американцы и коалиция; белый - ИГИЛ.
Оказывается у саудитов, на захваченной ими когда-то территории (провинция Наджран аннексирована Саудовской Аравией в 1931 году) есть яростный противник. Получилось так, что по обе стороны границы проживают шииты-исмаилиты - давние противники ваххабитов. И это ещё один игрок конфликта!
Вопрос принципиальный, так как в Наджране, в Khushaiwa, исторически располагалась резиденция даи исмаилитов сулейманитов, духовная власть которого распространяется не только на Йемен, но и на Индию (где их сейчас несколько миллионов!), Пакистан, страны Африки и Европы.
Йеменка из Хараза
В настоящее время они вместе с хуситами контролируют ряд городов и военных баз, открывая пограничные переходы для отрядов повстанцев-хуситов и армии Салеха. В самом Йемене исмаилитов всех течений, включая и даудитов, насчитывается всего лишь чуть больше 100 тыс. человек.
Это давно тлеющий конфликт. Ещё в апреле 2000 г. противостояние между ваххабитской полицией (поддерживаемой местной администрацией) и исмаилитами Наджрана переросли в вооружённые столкновения.
Резиденция даи сулейманитов была окружена подразделениями саудовской армии. Около 100 исмаилитов было арестовано и подверглось тюремным наказаниям различного срока. Многие исмаилиты из администрации Наджрана под нажимом властей были вынуждены оставить свои посты.
В высказываниях официальных лиц Сайдовской Аравии (2005, 2006, 2007) допускались постоянные публичные нападки на религиозные устои исмаилитов.
www.hrw.org/en/reports/2008/09/22/ismailis-najran
Таким образом, сухопутным коридором к столице Сане саудовцы не могут воспользоваться: местное население создало настоящую партизанскую зону, заставляя королевскую армию СА воевать даже на собственной земле.
Итак, на лицо, как и в Сирии, противостояние шиитского и суннитского ислама. Причём, в Йемене шиитское население разных конфессий, относящееся до агрессии к друг другу не всегда дружелюбно, смогло объединиться перед угрозой общего врага. Большинство йеменских шиитов - это умеренные зайдиты, которые в теологических спорах всегда терпимо относились к суннитскому исламу.
Другое дело - исмаилиты - наследники Фатимидского халифата и ассасинов. Их философская мысль настолько богата и обширна, что с трудом вяжется с современной «узколобой» суннитской интерпретацией ислама.
Ещё в X веке суннитские и зайдитские богословы обвиняли исмаилитов Йемена в том, что они поклоняются Куни и Кадар.
Не зная арабской мифологии и платоновской философии - это трудно понять, однако попробую кое-что пояснить...
Согласно гностическому мифу ранних исмаилитов "КУН", используя коранические буквы "каф" и "нун", приобрело свою женскую форму и стало "Куни".
Куни - это первое творение, именуемое также "Предшествующим" (Сабик). По велению Бога Куни породило из божественного света (нур) второе творение - "Предопределение" (Кадар).
"Кадар" известно также под именем "Следующий" (Тали), представляет собой мужское начало в противовес Куни.
Исмаилиты на средневековой миниатюре
Куни и Кадар явились, таким образом, первыми принципами созидания, определёнными соответственно кораническими терминами "тростниковое перо" (калам) и "небесная скрижаль" (лаух).
Арабские имена первой пары Куни и Кадар состоят из семи согласных, называвшихся также небесными.
Источник: Анри Корбэн
Причём, эту концепцию йеменские авторы переработали творчески и создали собственную, отличную от фатимидской, - "Тавхид" - утверждение Единого.
В Йемене до сих пор знакомы с произведением египетского философа ал-Кирмани - "Рахат ал-Акл" ("Успокоение разума"), здесь есть собственная эзотерическая система "хакаик", которую под названием "Сокровище ребёнка" ("Канз ал-валад") впервые изложил йеменский даи Ибрахима.
Ибрахим также ввёл "Расаил" ("Послание") "Братьев чистоты", философов-просветителей первых веков исламской эры, в религиозную литературу йеменских исмаилитов.
Йеменцы сберегли значительную часть исмаилитской литературы фатимидского периода, которую, пришедшие к власти в Египте сунниты, уничтожили.
Хатим б. Ибрахим умер в 1201 г. и был похоронен в горной крепости Кутайб , что в непреступном Харазе. К его могиле, как к святыне, и в наши дни благоговейно стекаются пилигримы-исмаилиты.
Подробно об исмаилитской философии Йемена