Один день в Коктебеле. Волошин

Aug 31, 2023 14:57


К моему стыду никогда не посещал сей музей... В этот раз решил исправиться..)))



Дом Максимилиана Волошина на набережной (ул. Морская). Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Справка

Максимилиан Кириенко-Волошин родился 16 (28 - по новому) мая 1877 года в Киеве в семье юриста, коллежского советника.

Вскоре после рождения Макса родители расстались, и мальчик остался с матерью, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер, 1850-1923). Детство прошло в Таганроге, Севастополе, затем в Москве.



Скульптура Максимилиана Волошина во дворе дачи. Коктебель. Крым. 27.08.2023.

«Семь пудов мужской красоты» - Максимилиан Волошин о себе.🤨

«Сударыня, мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем», - слова директора феодосийской гимназии на отзывы из московской гимназии о Максе Волошине.



Во дворе усадьбы Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.

В 1893 году мать, Елена Оттобальдовна, покупает участок земли в Крыму в Коктебельской долине и выстраивает дачу, которую сын сделает знаменитой.



Вид с балкона. Дом Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Заграничный паспорт. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Визитки парижских знакомых Макса. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.

По окончанию гимназии Волошин поступает в Московский университет, где учился с 1897 по 1899 года, но был отчислен за участие в студенческих беспорядках. Максимилиан принимает решение заняться самообразованием с помощью «умственных» путешествий. В 1900-е годы Волошин много путешествует.

Волошин участвует в научной экспедиции в Среднюю Азию, а затем много путешествует по Европе: Франция, Корсикой, Германия, Испания, включая Балеарские острова, Италия с Римом и Сардинией.

Знакомится с деятелями культуры, посещает и работает в знаменитых библиотеках, слушает лекции в Сорбонне, Высшей русской школе и берет уроки рисования.

В 1903 году возвращается в Москву. Макс входит в среду русских символистов и начинает активно публиковаться. Попеременно живет то на родине, то в Париже.



Из библиотеки Макса. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.

23 марта 1905 года в Париже Волошин вступает в масонскую ложу, получив посвящение в ложе «Труд и истинные верные друзья». В апреле того же года перешёл в ложу «Гора Синайская».

Максимилиан знакомится с австрийским оккультистом, эзотериком и мистиком Рудольфом Штейнером, основателем немецкой секции Теософского общества, а затем «Антропософского общества».



Лики творчества. Из библиотеки Макса. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Оформление книги. Из библиотеки Макса. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



«Anno mundi ardentis 1915». Из библиотеки Макса. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.

Книга стихотворений об ужасах войны - «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»).



Приказ о непригодности Максимилиана Волошина к воинской службе. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.

Приказ о непригодности Максимилиана Волошина к воинской службе. Кроме этого, в 1914 году Волошин написал письмо военному министру России Сухомлинову с отказом от военной службы и участия «в кровавой бойне» Первой мировой войны.

Летом 1914 года, увлечённый идеями антропософии, Волошин приехал в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками - более чем из 70 стран (в том числе с Андреем Белым, Асей Тургеневой, Маргаритой Волошиной и др.) - приступил к постройке Первого Гётеанума.



Картина Макса Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Богоматерь. Картина Макса Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Богоматерь. Роспись на камне Макса Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Архангел. Картина Макса Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Киммерия. Картина Макса Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Портрет друга - художника Константина Богаевского. Картина Макса Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.

Портрет друга - художника Константина Богаевского.



Хитон и посох Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.

В Крыму Волошин считал одежду лишней. Купался голым и приучил к этому своих гостей. Был основоположником нудистского движения в Коктебеле.

Гулял в балахоне, подпоясанном веревкой, и сандалиях на босу ногу.

Местные мужики несколько раз посылали к нему делегации: надевай штаны, Христом Богом просим, а то наши жены и, тем более, девки смущаются.



Египетская царица Таиах. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.

Впервые Волошин увидел скульптуру египетской царицы Таиах в июне 1904 года в музее Гимэ в Париже, где любовался египетскими древностями.

Лицо Таиах было настолько прекрасным, что навечно приковало к себе сердце поэта. Слепок с портрета Таиах Волошин приобрел весной 1905 года в Берлине и никогда с ним не расставался.

Однако не всё так однозначно с Таиах...

Скульптурный портрет, с которого был скопирован этот поразительный женский лик, был обнаружен выдающимся французским археологом Огюстом Мариеттом зимой 1870 года, когда он занимался расчисткой центральной части храма Амона. Голова царицы, выполненная из твердого, превосходного кристаллического известняка, ослепительно белая, была лишь одним из более ста обломков грандиозной диады - сидящей на троне скульптурной группы, изображающей бога Амона и его супругу, богиню Мут.

Дальнейшее изучение надписей позволило предположить, что это не просто Мут, но статуя богини, имеющая портретное сходство с Тейе (Тийи) - одной из известнейших цариц Древнего Египта XIV в. до н.э., супругой «фараона-Солнце» Аменхотепа III.

В настоящее время есть и другие гипотезы...🧐



Фотография На руинах. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Аксессуары поэта. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Таиах в мастерской Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.

Войди, мой гость: стряхни житейский прах
                         И плесень дум у моего порога...
                         Со дна веков тебя приветит строго
                         Огромный лик царицы Таиах.

В образе царицы Таиах Максимилиан Волошин видел древнее воплощение своей возлюбленной - художницы, музы-вдохновительницы, красавицы-жены Маргариты Сабашниковой (первая жена Максимилиана Волошина).

Они познакомились весной 1903 года в Москве, у коллекционера С. И. Щукина. Потом встречались в доме Бальмонтов, где увлеченно беседовали о поэзии, живописи, театре, и в Париже... Макс понял, что перед ним его судьба. Но сама Маргарита не торопилась отвечать на чувства чудака - сердце её не принадлежало никому, девушка, вполне в духе Серебряного века, ощущала себя «мёртвой и алебастровой».



Маргарита Сабашникова.

Однако в конце концов он добился своего: Макс делает предложение и они отправляются в свадебное путешествие по Дунаю.

Вернувшись из путешествия, в Петербурге молодые поселились в знаменитом доме на углу Таврической и Тверской, сняв квартиру под «Башней» Вячеслава Иванова, а потом и попросту переехав к Ивановым.

С момента свадьбы не прошло и года, как Марго решила быть третьей в постели поэта Вячеслава Иванова и его жены Лидии куда занятнее, чем единственной для Волошина.

Маргарита называла его недовоплощенным, но и после разрыва поддерживала дружеские отношения.

Еще раз Волошин женится лишь через 20 лет. На Марии Заболоцкой - фельдшерице, ухаживавшей за его матерью.



В мастерской Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Письменный стол. В мастерской Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Лестница. В мастерской Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Вид из окна. В мастерской Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Кресло и книжные полки. В мастерской Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Недоделанное произведение маэстро. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.



Вид с балкона мастерской Волошина. Дом-музей Волошина. Коктебель. Крым. 27.08.2023.

Так дача Волошина выглядела в начале 20 века.



Дом Волошина в Коктебеле. Картина Константина Богаевского.

Через дом Максимилиана Волошина в Коктебеле проходило до 600 гостей в год - у него побывали все самые известные писатели, поэты, художники того времени. Хозяина любили за гостеприимство, ценили за творчество...

Волошин составил специальную памятку: «Рекомендую привезти с собой мешки для сена и обеденный прибор (с тарелкой), и таз, если в нём нуждаетесь, стол будет на даче (около рубля обеды), комнаты бесплатно. Прислуги нет. Воду носить самим. Совсем не курорт. Свободное дружеское сожитие, где каждый, кто придется "ко двору", становится полноправным членом. Для этого требуется радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение своей доли интеллектуальной жизни».



Макс и его гости. Постановочная фотография.

Все они образовывали весёлое племя «обормотов». У обормотов были правила жизни: как можно больше розыгрышей и всякого радостного кипения. Обормоты одевались так же просто и легко, как делали это Макс и Елена Оттобальдовна, Пра (от «Праматерь»): хитоны, просторные татарские штаны для обоих полов, дамы бегали с непокрытыми головами, босиком или в самых простых чювяках (эпатируя приличных дачников).

Поговаривали, что Макс имел право первой ночи на каждую попавшую в его дом женщину. Что дамам выдает одну пижаму на двоих: одной достается расхаживать только в верхней части, другой - в нижней.

Был у них и свой гимн, начинавшийся словами «Стройтесь в роты, обормоты, в честь правительницы Пра».

Соседи, приличные дачники, скрипели зубами при виде странно одетых (или вовсе не одетых) приезжих, пытались ввести их в рамки, натравливали на «обормотов» полицию.

Когда началась Революция, Макс свою позицию сформулировал предельно точно: как бы наивно это ни было, но он решил остаться «над битвой».

Это не мешало ему, когда в Крыму были белые, заступаться за красных, употребляя всё своё влияние и всю свою репутацию.

И после окончания Гражданской к Волошину всё так же приезжали друзья. В 1922 году Крымсовнарком выдал ему охранную грамоту на Дом Поэта: здание не подлежало ни реквизиции, ни «уплотнению».

У Максимилиана были влиятельные заступники в Москве - Луначарский, Каменев...

Больше всего ему бы хотелось, чтобы его Дом Поэта перешёл в руки государства, чтобы и после его смерти туда бы слетались его друзья-«обормоты».

Перед смертью Макс передал свой дом Союзу писателей: «Я, М. А. Кириенко-Волошин, поэт, художник и критик, приношу в дар Всероссийскому Союзу советских писателей каменный флигель моей дачи, закреплённый за мной постановлением Крым ЦИК от 29 января 1925 года за № 03945, для устройства Дома отдыха для писателей, под именем Дом Поэта».

В 1923 году скончалась Пра - и Макс женился на Марии Заболоцкой, не художнице, не поэте - просто доброй и отзывчивой женщине, которая самоотверженно помогала ему ухаживать за умирающей матерью.

В 1929 году Максимилиан Волошин получил первый инсульт, а в 1932 - 11 августа его не стало.

Ранее в постах:

Ссылки по теме:

dergachev-va.livejournal.com

russkiymir.ru

liveinternet.ru

eg.ru/nostalgia





Flag Counter

Дом-музей Волошина, #92фотодня, История, #крым, #волошин, #история, #путешествия, Путешествия, Фото, Максимилиан Волошин, Волошин, #художники, Ретрофото, Коктебель, Крым, #коктебель

Previous post Next post
Up