20 ноября. Пермский мотовозоремонтный завод "Ремпутьмаш"

Dec 09, 2014 07:09

Датой основания считается 21 мая 1878 года. Тогда в Перми были открыты Главные железнодорожные мастерские.
В 1927 году предприятие получило новое название - Пермский паровозоремонтный завод имени А. А. Шпагина.

Шпагин Алексей Алексеевич, уроженец Нижегородской губернии, приехал в Пермь в 1906 году и устроился на работу в железнодорожные мастерские.
Пользовался уважением товарищей, был выбран депутатом II Государственной Думы, на одном из заседаний выступил со знаменитой речью, закончившейся словами "Долой самодержавие".
После разгона Думы сумел избежать ареста и эмигрировал. После Февральской революции Шпагин вернулся в Пермь, где выбирался и назначался членом комитета железнодорожников, членом городского исполкома, председателем уездно-городского комитета, комиссаром Главных железнодорожных мастерских и далее, начиная с 1920 года, работал по партийной линии.
В 1923 году мастерским было присвоено имя Шпагина.
В 1937 году А. А. Шпагина арестовали.

Имя у завода "отобрали" и вернули лишь в 1976 году одновременно с переименованием в Пермский мотовозоремонтный завод.
С 1 января 2006 года предприятие входит в группу компаний "Ремпутьмаш".

Менялось не только название завода, но и профиль.
Изначально мастерские строились для ремонта паровозов и вагонов Уральской горнозаводской железной дороги.
В 1964 году на предприятии начали осуществлять ремонт путевой техники, а в восьмидесятых - и выпуск путевых машин.
Ещё одно направление деятельности - ремонт и производство колёсных пар, освоено несколько десятков типов.



Подробно о продукции рассказывать пока не буду, просто прогуляемся по территории завода.


Здание заводоуправления. Видно историческую часть.








Красная площадь. Здесь проводятся праздничные мероприятия


Интересное совпадение - первые корпуса завода, которому через 45 лет после открытия было присвоено имя Шпагина, построены в форме буквы Ш


В разные годы сотрудниками завода были Владимир Галактионович Короленко - трудился в мастерских табельщиком, пока находился в Перми в ссылке с сентября 1880 по август 1881 года; Александр Степанович Грин (Гриневский) проработал в мастерских около месяца в 1900 году, будучи в Перми проездом из Вятки на Пашийский завод, где надеялся найти "клад"; Валентин Георгиевич Стариков, вице-адмирал, Герой Советского Союза провёл на заводе 4 года - с 1927 по 1931, сначала в технической школе, а затем в цехах.

О судьбах известных людей, работавших на заводе, и об истории предприятия можно узнать в небольшом музее
Комната-музей А. С. Гриневского


Комната-музей В. Г. Короленко



Комната-музей В. Г. Старикова





История завода












Мемориальные доски на цехах







И новейшая история.
Владельцы участков на берегах Егошихи запрудили реку ветками и мусором, а после взрыва "плотины" затопило мебельную фабрику и мотовозоремонтный завод. Цеха сушили то ли 2, то ли 4 месяца.


В 2007 году на территории завода построили часовню






Слева направо - река Егошиха, юбилейная дрезина, образцы продукции - колёсные пары, корпус, построенный в 1997 году


Теперь поближе. Там, внизу, Егошиха - река, давшая начало Перми


Образцы продукции


Юбилейная дрезина






Возле нового корпуса аллея голубых елей


И памятник заводчанам - участникам Великой Отечественной войны


Есть на территории и памятник, установленный к 60-летию Победы




А это один из старых корпусов


Обратите внимание на жёлтую палку








Памятник первопроходцам


И несколько тонн металла








Бонус


О двух скульптурах, которые стоят на территории завода: "Буква Ё" и "Пермяк - солёны уши", я писала раньше: http://klyaksina.livejournal.com/911969.html




Пермь современная, Пермь — история, ПОУ, Музеи ведомственные, Культовые сооружения

Previous post Next post
Up