"Памятник Кольке Снегирёву" находится на 744-м километре Чуйского тракта у Белого Бома
Раньше на этом месте стояла небольшая стела, сваренная из деталей автомобиля. Сейчас она хранится в Бийске в музее Чуйского тракта.
Решение о создании нового памятника было принято в 2012 году к 90-летию Чуйского тракта. В том же году на постаменте появился какой-то грузовик, не тот, что стоит сейчас, а официальное открытие памятника в его нынешнем виде состоялось 9 сентября 2014 года.
Конечно, дорога до Монголии существовала и до 1922 года, но большей частью в виде вьючной тропы. 26 мая 1922 года было издано постановление ВЦИК РСФСР, определяющее тракт как дорогу государственного значения.
Несмотря на присвоение такого статуса, строительство дороги то начиналось, то прекращалось, и в 1933 году вышло Постановление Правительства по народному комиссариату внешней торговли СССР, согласно которому Чуйский тракт стал считаться военизированным. В приказе по управлению Чуйского тракта говорилось: "Работники тракта должны помнить, что они указанным актом Правительства приравнены к славным бойцам Красной Армии в условиях мирного строительства социализма".
Как и на многих великих стройках того времени, на Чуйском тракте использовался труд заключённых. Вдоль дороги стояли "командировки" 7-го отделения СИБЛАГа, в том числе, женские. Работы велись ударными темпами, "с перевыполнением норм" и в основном вручную: валили лес, пробивали скалы, отсыпали дорогу. Показатели смертности зашкаливали - "образцовый тракт" строился буквально на костях.
Уже в 1934 году был проведён первый автопробег - дорога от Бийска до границы с Монголией стала пригодна для движения автотранспорта.
На Чуйском тракте и сейчас есть опасные участки, а в 1930-е не было ни асфальта, ни указателей, ни ограждений.
Нередко машины срывались с дороги, а водители погибали.
И, как птица, тут грузная АМО
Вбок рванулась, пошла под откос,
И в волнах серебристого Чуя
Он погиб, не увидевши грёз.
- строки из песни про Кольку Снегирёва. В 1930-е её сочинил Михаил Петрович Михеев, ставший впоследствии писателем, основателем литературного объединения "Клуб любителей фантастики" при Новосибирской писательской организации. А в те годы Михаил Петрович работал электриком на бийском авторемонтном заводе, обслуживающем машины, ходившие по Чуйскому тракту. Водители часто рассказывали истории о своих дорожных приключениях. Одним из рассказчиков был друг Михаила Михеева - Николай Павлович (Колька) Ковалёв. А его подругу, работавшую кондуктором на автобусе, звали Ираида. Так появились герои песни - Колька Снегирёв и Рая. К счастью, судьба прототипов героев песни сложилась иначе: Николай Павлович и Ираида Никифоровна поженились и прожили долгую жизнь.
Песня стала народной, поэтому слова в разных версиях разные. Вот пара вариантов того же куплета:
И как птица зеленая АМО,
Вбок рванулась... и книзу упал,
И в волнах серебристого Чуя
Он кабиной мелькнул и пропал.
С поворотом не справилась "АМО",
И упала вдруг в воду реки
Так погиб Снегирёв в волнах Чуи
Не спросив у Раисы руки...
Чуя
Напротив памятника, на горе, сохранился участок старого Чуйского тракта, можно подняться по указателю и посмотреть, какой раньше была дорога
Указатель
Наклонная "полочка" в середине горы - старый Чуйский
Мы подниматься не стали - по старому тракту во второй день путешествия накатались.
Трек Урсул - Чибит - 149 километров:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=wnzskwdniohwwzcz Карта
Ссылки на предыдущие посты
14 августа. Большой Алтай - 2016. День 1. Белокуриха-2:
http://klyaksina.livejournal.com/1221997.html15 августа. Большой Алтай - 2016. День 2, часть 1. Старый Чуйский:
http://klyaksina.livejournal.com/1228968.html15 августа. Большой Алтай - 2016. День 2, часть 2. Семинский перевал:
http://klyaksina.livejournal.com/1231969.html15-16 августа. Большой Алтай - 2016. Ночёвка у "дачи Путина":
http://klyaksina.livejournal.com/1234468.html16 августа. Большой Алтай - 2016. День 3, часть 1. По Чуйскому тракту:
http://klyaksina.livejournal.com/1238571.html16 августа. Большой Алтай - 2016. День 3, часть 2. Петроглифы, стелы и оленные камни:
http://klyaksina.livejournal.com/1240876.html Технопамятники:
- Гаубица Д-1 в Черге:
http://klyaksina.livejournal.com/1179980.html- ГАЗ-51 в Усть-Семе:
http://klyaksina.livejournal.com/1189124.html Въездные знаки:
- Бийский район:
http://klyaksina.livejournal.com/1175439.html- Алтайский край (серпантин):
http://klyaksina.livejournal.com/1176885.html- Россоши:
http://klyaksina.livejournal.com/1177674.html- Сараса:
http://klyaksina.livejournal.com/1178140.html- Алтайский район:
http://klyaksina.livejournal.com/1178784.html- Шебалинский район:
http://klyaksina.livejournal.com/1179405.html- Онгудай:
http://klyaksina.livejournal.com/1181546.html- Улаганский район:
http://klyaksina.livejournal.com/1182035.html- Акташ:
http://klyaksina.livejournal.com/1182321.html- Жана-Аул:
http://klyaksina.livejournal.com/1183193.html- Тобелер:
http://klyaksina.livejournal.com/1183810.html- Кокоря:
http://klyaksina.livejournal.com/1184149.html- Кош-Агач:
http://klyaksina.livejournal.com/1184700.html- Кош-Агачский район:
http://klyaksina.livejournal.com/1185146.html- "Земли Еловские":
http://klyaksina.livejournal.com/1185702.html- Усть-Канский район:
http://klyaksina.livejournal.com/1186187.html- Талица:
http://klyaksina.livejournal.com/1186946.html- Козуль:
http://klyaksina.livejournal.com/1187866.html- Майма:
http://klyaksina.livejournal.com/1191121.html- Алтайский край (Чуйский тракт):
http://klyaksina.livejournal.com/1191454.html