Мексика. Храмы

May 31, 2011 17:41

Мексика - это не только доколониальные постройки древних индейских народностей. Мы получили массу удовольствия и большие впечатления, посещая храмы в различных мексиканских городах.





В этой стране основная религия - католичество. Однако от европейской она все же отличается. В некоторых элементах, моментах, акцентах.
Крестятся там кулачком и обязательно целуют большой палец после этого. Любители латиноамериканских сериалов, полагаю, могли заметить, как это.

Все храмы, что мы видели, поражали чем-то своим, особенным. Где-то уникальные статуи, алтари, архитектура, картины (у них мало икон, многие изображения являются картинами). В любом храме по периметру основного зала находятся капеллы святых (небольшие помещения со своими алтарями). Многие церкви строились по 200-300 лет.







Алтари. Какие там алтари!!! Громоздкие, подавляющие, завораживающие.









Вырезаны из дерева, позолочены и раскрашены. В Европе этот стиль не прижился, а в Мексике нашел большое почитание.

Краткая экскурсия в прошлое...
Следом за испанскими конкистадорами на мексиканскую землю высадились священники четырех конфессий. И понесли религию в массы. А языческая масса, надо понимать, была индейская со своими привычными устоявшимися традициями, ритуалами, праздниками. Как заставить индейцев, практичных, приземленных людей, верить в Бога? Эти вопросы решались по-разному. И кнутом и пряником.



Вместо языческих скульптур, куда шли индейцы со своими просьбами и мольбами в одну ночь устанавливали статуи Христа. Индейцы удивлялись, конечно, но не видели слишком большой разницы, кому нести свои дары и жертвы... Да-да. Первое время даже жертвоприношения были. В любом случае, пришлось католичеству идти на уступки и позволить некоторые "вольности". Образовался своеобразный микс.
Иисус Христос с темным цветом кожи.



Дева Гваделупская (дева Мария) с индейскими чертами лица.
А то и вообще беременная... для индейцев нет в этом ничего постыдного, грязного.



Вы когда-нибудь видели изображение Бога Отца? Я не религиозна и не знаток, однако, никогда ранее в храмах не встречала. И насколько мне известно, даже думать о Боге Отце, как о человеке, верующим людям запрещено. Он Бог, он повсюду и как он выглядит - человеческому разуму должно быть неподвластно (что-то общее с мусульманством наблюдается)
Обращенные в католичество индейцы с удовольствием верили в Иисуса, в Деву Марию, однако в их мозгу никак не укладывалось, что же это за Бог Отец такой, если его нельзя увидеть? Пришлось показать.



Надеюсь вы поняли, что статуя в самом верху с поднятой рукой и есть Бог Отец

Самыми удивительными, даже в некоторой степени шокирующими, для меня показались 2 храма.



Это неказистая скромная церквушка в деревне Сан-Хуан-Чамула, где и проживает одноименное племя Чамула народности майя. В этой деревне фотографировать нельзя. Жителей однажды обманули американские журналисты, пообещавшие заплатить за съемки, но так и не дождавшиеся денег бедные люди зареклись фотографироваться. Вплоть до того, что могут отобрать и разбить технику. Мы рисковать не стали и сделали снимок только в том месте, где разрешено. На территории церкви. Внутри фотографировать даже если бы и было можно, то только без вспышки, а это бесполезно. Поэтому я опишу, а вы представьте...
Зайдя в храм, попадаешь в темное большое пространство, где единственным источником света являются свечи. Тысячи свечей разного размера, стоящие на полу, усыпанному длинными сосновыми иголками. Спустя какое-то время, начинаешь различать фигуры людей, сидящих тут же на полу между рядами свеч. Сидят группами - семьями. Никаких скамеек, как принято в католических храмах, нет. Воздух насыщен ароматами хвои и топленого воска. По узкому коридору между людьми и свечами мы пробрались к алтарю. Скромный, неброский, мне даже не запомнился. Зато запомнились семьи верующих, которые пришли в церковь с курицами в лукошке. Живыми... пока. Я уже знала, что будет, поэтому проверять и наблюдать не стала. А обряд заключается в том, что прихожане молятся, сами себе, службы в этот момент не было, курицей освещают каждого члена семьи, а затем эту курицу приносят в жертву, сворачивают ей шею. И в этом лукошке несут домой, суп варить, семью кормить. Ощущения от вида живых, а еще больше от уже мертвых куриц в церкви, очень необычные, даже можно сказать неописуемые для меня, чувствительной натуры. Выходила я из этого храма с облегчением, даже несмотря на то, что вид множества горящих свечей завораживающий. Еще с большим облегчением я выдохнула, когда добрались до автобуса на стоянке. Неуютно себя чувствовала в окружении местных жителей, нищих, неопрятных, с недобрыми глазками низкорослых людей. Дети-попрошайки больно щемили сердце, а денег просто так им лучше не давать. Чревато.

Церковь Пресвятой Девы Гваделупской в Мехико оставила во мне глубокий след. Стоит на большой, красивой площади, на которой видна самая первая церковь, построенная в честь святой, на холме неподалеку можно увидеть небольшую часовню около источника, который, по легенде, забил в этом месте в миг явления Пресвятой Девы простому индейскому крестьянину Хуану Диего. Это легенда. Расскажу.

По легенде, явление Девы Марии случилось десять лет спустя после покорения Мексики испанцами. Диего был ацтекским землепашцем, недавно обращенным в христианство, его ацтекское имя означало 'Говорящий орел'. Когда ему явилась Пресвятая Дева, она повелела пойти к архиепископу и передать, чтобы тот построил в этом месте церковь. Диего смиренно ответил на это, что лучше бы, мол, послать к архиепископу испанца. На что Дева Мария возразила: она действует так из любви и сострадания к Хуану и его побежденным индейским собратьям. Архиепископ усомнился в словах Хуана и попросил, чтобы ему было знамение. В ответ на это по велению Пресвятой Девы на голой вершине бесплодного холма в одну ночь выросли и расцвели розы. В декабре. Хуан Диего завернул их в плащ и понес архиепископу, а когда раскрыл плащ - на нем был запечатлен знаменитый нерукотворный лик Пресвятой Девы. Архиепископ во всем уверился и распорядился немедленно строить церковь.(с)



Первая поставленная церковь - скромное сооружение из кирпича-сырца - обладала поистине магической силой, притягивая паломников со всей округи. В последующие столетия ее постоянно обновляли и перестраивали.

Поклонение Пресвятой Деве Гваделупской за истекшие столетия отнюдь не уменьшилось, а, напротив, еще больше возросло, и в настоящее время это главная национальная святыня Мексики. Большой приток паломников и опасения, что ветхое здание церкви, построенное на ненадежных грунтах, может обрушиться, привели к тому, что в 1976 году было принято решение воздвигнуть для Пресвятой Девы новую церковь гораздо больших размеров. Новая церковь - сооружение из стали, стекла и пластика (с) в стиле модерн.







Сказать, что впечатляет - ничего не сказать. Здание огромно, нетрадиционно, неожиданной архитектуры. Для плаща с нерукотворным образом Пресвятой Девы в ней был создан необычный алтарь. Паломники проезжают мимо него на самодвижущейся ленте транспортера. Не задерживаясь...



Мы посидели на скамейке, как раз началась служба. На душе воцарилось умиротворение, не хотелось никуда уходить. Красивые голоса, ненавязчивая церковная музыка, рядом небольшое количество искренне верующих людей, шепчущих молитвы, намоленное многими веками место...

путешествия, Фото, Мексика

Previous post Next post
Up