Давняя-то она давняя, но замечательный мой друг по ЖЖ Вадим,
vadim_i_z, подметил (даже дважды:
тут и
тут), что "как бы" КАК БЫ возвращается и КАК БЫ снова нами завладевает нами. Вот я и подумала, что, может быть, стоит вспомнить эту статью, тем более что в архиве "Огонька" она не сохранилась. А
draugmot помог мне ее сосканировать - спасибо, Юрка!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5823/28995072.10/0_63a82_1abe1a10_XL.jpg)
Посмотреть на Яндекс.Фотках - здесь, в посте, конечно, мало что разберешь, но если кликнуть - на Яндексе можно увеличить до натуральной величины, если не больше. :)
UPD. Благодаря тому же
vadim_i_z появилась возможность выложить и удобочитаемый текст. Опять спасибо, Вадим! :)
Столетию со дня рождения Сергея Ожегова посвящается
Паразиты не беспокоят?
Cлова-паразиты
я имею в виду
У выражения «как бы» есть практически весь набор признаков, достаточных для того, чтобы быть квалифицированным в качестве паразитического. И все же выражение это, скорее всего, гораздо более чем просто «паразитическое»: паразиты, как известно, существуют за счет других, других при этом все-таки не убивая.
Что касается выражения «как бы», то оно в отличие от комаров и клопов действительно убивает вокруг себя «все живое»: будучи паразитическим, оно в еще большей степени оказывается паралитическим.
Пустив корни в речи едва ли не всех наших современников, знаменитых и не очень, слова «как бы» спрятали корни эти так глубоко, что не сразу и доберешься: остается только гадать, когда и в какой связи они впервые обратили на себя внимание. Впрочем, эпоха возникновения моды на КАК БЫ все же припоминается, это середина 80-х годов: именно тогда королю компромиссов генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву удался лучший эквилибр столетия - провести по канату над пропастью самую большую в мире страну.
Исторические заслуги М.С. Горбачева в дальнейшем каждый оценивал по-разному - но я сейчас не об этом. Я о том, что помянутая выше добрым словом эпоха имела и очень ярко выраженную лингвистическую окраску. Осторожность как в манерах, так и в речи, свойственная вожаку перестройки, была воспринята в качестве поведенческой стратегии времени: язык приобрел не свойственные ему до этого очертания - этакие подрагивающие и постоянно смещающиеся контуры... своего рода облачность, размытость... Недомолвка стала содержанием речи.
«Облачность» языка М.С. Горбачева, исхитрявшегося давать два взаимоисключающих ответа на один и тот же вопрос, россиянами была оценена мгновенно: пародии на речевую манеру народного любимца последовали одна за другой. Однако, наигравшись, общество забыло выйти из состояния игры... или просто «заигралось насмерть». КАК БЫ там ни было, а «облачность» политической и иной речи так и осталась в наших мозгах неизгладимым следом. Кстати, это именно то, с чем «корявым языком плаката» время от времени считает необходимым бороться наш нынешний президент. Он борется с неопределенностью, с недомолвками. С неясностью. По-своему, но борется.
На таком вот фоне и взошло КАК БЫ - довольно редкое до той поры растение - не то чтобы очень уж национальное (аналоги имеются и в европейских языках), но и не сказать, что совсем не экзотическое.
КАК БЫ вполне достойное украшение… правда, только КАК БЫ и только до тех пор, пока оно в петлице, а не торчит из всех карманов. Ибо когда то, что должно торчать из петлицы, начинает торчать изо всех карманов... уже навязчиво. «Это у вас чисто нервное!» - так, кажется, говорят в подобных случаях.
И правильно, между прочим, говорят. КАК БЫ и есть невроз общественного сознания (какой именно - об этом позднее).
КАК БЫ - один из классических типов психического расстройства. Чаще всего, как учат нас врачи, неврозы этой группы появляются у психастенических личностей. А мы психастеническими личностями как раз, видимо, поголовно и являемся, ибо такова уж на сегодняшний день страна, в которой мы живем: психастеническая страна. Разумеется, такой она не все двадцать веков была... она просто такою на протяжении двадцатого века стала.
Впрочем, для истории болезни сто лет - это долго. Это уже хроника.
Если я скажу, что современному национальному сознанию в целом свойственны крайняя нерешительность, боязливость и постоянная наклонность к сомнениям, я, наверное, не открою никому Америки. Хотя бы потому, что только что приведенный набор признаков по-хорошему следовало бы взять в кавычки: это цитата. Цитата из одного сочинения, принадлежащего светилу отечественной психиатрии П.Б. Ганнушкину (автору концепции под более чем красноречивым названием - учение о пограничных состояниях!), - и сочинение это вышло аж в 1933 году. Именно такими словами описана в нем форма психопатии под названием «психастения».
Современные психиатры объединяют указанные выше признаки в общем понятии - патологические сомнения - и объясняют это понятие так: «Тяжелые, тревожные сомнения нравственно-этического или ипохондрического содержания, лишенные реального основания и адекватности трезвой вероятности беды, неприятности». Вам это, прошу прощения, никого не напоминает? Я потому спрашиваю, что мне это напоминает нас всех.
Подобно всякому неврозу КАК БЫ может быть диагностировано с учетом следующих обстоятельств.
Налицо должна быть прежде всего психотравмирующая ситуация. Она и есть налицо: уж чего-чего, а состояния безмятежности народонаселение, за несколько лет сиганувшее не только из одного времени в другое, но и из одной страны в другую, не испытало!..
Налицо должно быть отсутствие у личности психологической защиты - имелась у нас в наличии такая защита? Под нависшими над нами серпом и молотом мы просто считали, что живем в раю, а когда серп и молот сорвались нам на голову... откуда ж в этот момент было взяться психологической-то защите! Налицо должен быть и так называемый невротический конфликт определенного типа, возникающий во внутреннем мире личности. Тоже забавная категория. По утверждению психиатров, при психастении (как у нас с вами!) это конфликт между желанием и долгом... - с ума просто сойти, до чего все сходится! Не на том ли самом конфликте мы с вами и выстояли в то суровое время - желаю, например, защищать демократию, но должен, например, защищать Белый дом?
И, наконец, налицо должны быть некоторые невротические симптомы... а уж их-то хоть отбавляй! Хоть и те же патологические сомнения - причем практически на каждом шагу.
Ничего, стало быть, увы, не остается, как диагностировать невроз.
Диагностируем: невроз. Конкретно: невроз навязчивых состояний. Постоянная потребность воспроизводить травматическую ситуацию в соответствующих действиях, мыслях и словах - в частности, двух: КАК БЫ.
Между прочим, выражений, обладающих паралитическим эффектом такой силы, русский язык - кстати, ничуть не менее бедный словами-паразитами, чем прочие языки мира, - прежде не знал. Высказывание, содержащее в себе «КАК БЫ», практически перестает функционировать. Оно ничего не означает. Иными словами, не вписывается ни в какой контекст... или, наоборот, вписывается в любой - ненужное зачеркнуть.
В этом смысле КАК БЫ допустимо даже рассматривать в качестве своего рода оружия - вроде, скажем, нервнопаралитического газа. Ведь дело даже не в том, что оно уничтожает реальный смысл высказывания - оно уничтожает смысл вообще, смысл как таковой. «Простите, что вы сказали? - Да ничего, это я КАК БЫ так...»
КАК БЫ закрывает всякий доступ к пониманию, в то время как счастье - «Доживем до понедельника» помните? - это когда тебя понимают. Если это действительно так, то приходится констатировать, что на данный момент истории страна наша глубоко несчастна. Ее граждане не понимают друг друга.
В подобных условиях хемингуэевское «Язык существует не только для того, чтобы общаться, но и для того, чтобы скрыть невозможность общения» начинает со всей очевидностью терять первую часть. Оставляя нас один на один с невозможностью общения. Ибо нервно-паралитическая сила паразитического КАК БЫ еще и такова, что посредством этого «как бы» процесс общения фактически перемещается в иной план. Из реального мира дорогой собеседник стремительно исчезает в так называемых возможных мирах, безжалостно покидая нас в одиночестве под сумрачным небом Родины... Общение, стало быть, закончено.
Можно рассуждать о «поколении КАК БЫ». Можно - о том, что недуг этот поразил прежде всего интеллигенцию, то есть самую умную, образованную и тонкую часть общества, своего рода мозг нации. Но это не утешает. Если самые молодые и самые умные ежедневно уничтожают язьж, на котором пытаются говорить, - это еще более грустно. Поэтому будем говорить все-таки о стране.
Станет ли она КАК БЫ страной? Или все-таки вылечится?
ОГОНЁК Сентябрь, 18