Герман Гессе. Степной волк. Обсуждение.

May 21, 2010 15:52

Известно, что Гессе проходил психоанализ у ученика К.Г. Юнга Йозефа Лэнга. Результатом этого обучения стало написание двух эпохальных романов - «Сиддхартха» и «Степной волк».
Говорят, что «Степной волк» является книгой исповедью, а главный герой Гарри Галлер - проекцией самого Гессе. Главный герой произведения находится в глубоком внутреннем кризисе, его сущность распадается на две части: человека и волка, которые спорят и борются друг с другом.
Борьба двух внутренних сущностей вполне выражает настроения общества того времени в целом. Публикация романа пришлась на 1927 год - время между двумя мировыми войнами. Внешняя жизнь общества наполнена шумом и весельем: джаз, танцы, вечеринки, в то время как в духовной жизни начинается кризис, приведший, кстати, Германию к нацизму, а мир - ко Второй мировой войне.
Так Гарри Галлер мечется между миром духа и миром материи, завидует аккуратной, простой и понятной жизни мещанства, однако боится быть затянутым в нее, пытается ее коснуться (сцена, когда Гарри Галлер сидел на ступеньках возле кадки с домашними растениями) и тут же убегает от нее, сам признает, что не может не пользоваться благами, предоставляемыми ему мещанской жизнью, однако же презирает ее.
О психоанализе речь вначале зашла неспроста, те, кто читал роман, обратили внимание на изобилие символов, ссылок на Юнга и его учение. Часто внутреннюю сущность Галлера Степного Волка ассоциируют с тем, что Юнг называл тенью, в то время как Гермину ассоциируют с анимой. (но поскольку лично я подробно с учением Юнга не знакома, углубляться в эту сторону сильно не буду).
Вернемся к главному герою. Изначально он представляется нам как одинокий, мечущийся человек. Наверное считается, что мы должны его пожалеть. Могу ответить за себя: жалости к нему не испытываю, напротив, интерес и понимание. Кроме того, Гарри Галлер, не жалеет сам себя, он ищет себя, критически осмысливает мир вокруг себя и себя в окружающем мире.
Знакомство Гарри Галлера с Герминой, а через нее - с Марией и Пабло, на мой взгляд, продолжение этих поисков. Мария и Пабло открывают ему чувственную, внешнюю сторону жизни. Гермина раскрывается в качестве такого же ищущего персонажа, с внутренним миром которого Гарри Галлер находит большое сходство и родство душ.
На протяжении романа не всегда понятно, где проходит грань между внутренними переживаниями героя и внешним миром. В частности, когда в конце романа Гарри убивает Гермину, неясно, происходит ли это в реальности или же только в мыслях Галлера.
В итоге друзья Гарри приглашают его в Магический театр, который также является в романе символом: в театре на свободу выходит бессознательное (привет Юнгу). Благодаря происходящему и пережитому в нем, Гарри находит выход. Сама для себя я правда так и не разгадала до конца этот выход, но на вопрос об убийстве Гермины я себе ответила так: оно произошло в воображении Гарри Галлера, помутненном действием какого-то наркотика.

Некоторые факты о «Степном волке» бонусом:
1. по роману режиссёром Фредом Хайнсом снят художественный фильм-притча «Степной волк» (англ. Steppenwolf, итал. Lupo della steppa) - 1974 года года совместного производства США и Швейцарии.
2. В разное время существовало несколько музыкальных групп, использовавших название романа Гессе. Среди них:
• Steppenwolf
• Steppeulvene
Название и содержание песни "He Was A Steppenwolf" группы Boney M из альбома Nightflight to Venus также связаны с романом.
3. Во время духовной революции шестидесятых книги Гессе получили огромную популярность у молодёжи, восставшей против привычных границ иудео-христианской морали. Его книги стали духовным импульсом к массовому «паломничеству в страны востока» и обращению от суеты внешнего ко взгляду внутрь.

обсуждение

Previous post Next post
Up