Сложно переоценить роль семьи в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Современные исследования свидетельствуют, что семья является основным носителем национальных культурных традиций, передаваемых из поколения в поколение. С раннего детства в семье, которая является носителем культурной наследственности, ребенок усваивает язык и веру, способы и нормы поведения, образ мышления, картину мира, систему ценностей.
Семья - самый первый, самый важный социокультурный институт общества. Семейный уклад, неповторимый микроклимат, особые внутрисемейные отношения, их нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспитания ребенка, формирования его как будущего полноценного члена общества.
Крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества и его сила - это истина, проверенная веками.
Семья, таким образом, играет двойственную роль - с одной стороны, это замкнутая, во многом самодостаточная общность людей - своего рода минигосударство, с другой стороны - кирпичик, из которого строится общество, «инкубатор», в котором вырастают и формируются будущие члены общества.
Семья и общество взаимосвязаны, и поэтому то государство, которое хочет успешно развиваться, прежде всего, должно быть заинтересовано в благополучии института семьи.
Современные исследования подтверждают это положение. Арнольд Тойнби, один из наиболее выдающихся историков современности, писал: "Из 21 наиболее значительной цивилизации истории, 19 пали не от завоеваний, а от внутреннего разложения".
Нынешний мир бросает семье целый ряд вызовов, и сейчас мы вполне можем говорить о серьезном кризисе семьи, причем в мировом масштабе.
Сначала немного печальной статистики.
Украина является абсолютным лидером по количеству разводов в Европе. В 2012 году было заключено 278 тыс. браков, а процент разводов достиг 61%. Современный уровень рождаемости в Украине крайне низок: она компенсирует смертность лишь наполовину.
Процент неполных семей, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, в Украине настолько высок, что это может расцениваться как нарушение естественной среды развития и воспитания подрастающего поколения: 27,5% семей, где есть дети в возрасте до 18 лет -неполные. Существенно возросла и доля внебрачных рождений - за 1990-2005 годы она выросла почти вдвое и в 2006 году составляла более одной пятой части новорожденных. Воспитательная функция неполной семьи деформирована, и дети в них более склонны к асоциальному поведению, им труднее найти свое место в жизни, создать полную жизнеспособную семью.
Одновременно с деградацией семьи стремительно нарастает и неблагополучие общества.
Пренебрежение родительскими обязанностями привело к появлению особой маргинальной группы - «детей улицы», которые занимаются бродяжничеством и попрошайничеством: в 2005 году в 96 приютах для несовершеннолетних побывало 23674 детей и подростков. Уровень преступности стремительно растет, особенно в последнее время: особо тяжких преступлений зарегистрировано 9934 против 1055 за аналогичный период прошлого года. Растет и количество преступлений, совершаемых детьми - за 2011 год несовершеннолетние украинцы совершили 17846 преступлений - на 2,9% больше, чем в 2010 году. В 2012-м эта тенденция сохранилась.
Интересно отметить, что процент преступлений, связанных с насилием, гораздо ниже на Западной Украине - там, где в силу исторических причин лучше сохранились семейные и народные традиции.
Наркомания в Украине увеличивается на 8% в год - тенденция одна из самых высоких в мире. По самым скромным подсчетам число наркоманов достигает 1 миллиона. Украина занимает первое место в Европе по количеству самоубийств.
В чем истоки разрушения института семьи?
Причин тому несколько. На протяжении 20 века, особенно во второй его половине мы наблюдали стремительное изменение системы общественных ценностей. Если раньше главной ценностью была вера, а основной целью - спасение, а потом, в советскую эпоху, определяющими стали общественные интересы, то теперь во главу угла ставится сам человек, его потребности и желания. Современное практическое мировоззрение (смесь философии, религии и повседневных обычаев), активно пропагандируемое на всех уровнях - это предельный эгоцентризм. В центре мироздания - Я, всё для МЕНЯ: государство, общество, семья. Не хочу связывать себя семейными узами - поживу в гражданском браке, ни к чему не обязывающем. Хочу рожу ребёнка, если МНЕ он нужен, а не захочу - буду «чайлд-фри», свободным от детей. Никаких высших велений, кроме собственного удобства и личной выгоды - не существует. Спрашивается - смогут ли создать нормальную семью два эгоиста?
Современный человек живёт не просто для себя, он живёт - «из себя». Он сам в себе ищет и цель жизни, и задачи повседневности, и силы для решения этих задач. Чтобы жить, «из себя», не имея никакой вне себя опоры, приходится раздувать собственную личность до космических размеров. Недаром сегодня всем постоянно чудится попрание их священных прав, недооценка их уникальных личностей и т.п.
Трудно и даже страшно жить, имея опору и нравственный источник только в себе самом. Жить страшно, а умирать - ещё страшней, недаром тема смерти в современной культуре старательно обходится.
Цена такой жизни - эпидемия депрессии и стремительный рост психических заболеваний, что демонстрирует одна из самых благополучных в экономическом отношении стран Запада - США. Если в 2010 г. 20% обучающихся в колледже молодых людей страдали депрессиями, то в 2012 г. - уже 25%. Тяжелыми психическими заболеваниями, по мнению экспертов, страдают 10-20% населения менее тяжелыми - еще около 50% жителей США. Примечательно, что от психических расстройств в основном страдают развитые западные страны. У народов Юго-Восточной Азии как будто бы иммунитет против этой эпидемии безумия - ведь там еще остались крепкие семейные и национальные традиции.
Чтобы заглушить этот отчаянный вопль души, выражающийся в лавинообразном росте психических отклонений, западный человек пытается погрузиться в пучину наслаждений и развлечений - от шопингомании, болезненной страсти ко все новым покупкам, до сексуальных извращений - благо современная западная мораль поощряет самые отвратительные сексуальные девиации.
Какова реакция государства на кризис семьи?
Казалось бы, нормальное государство должно бить тревогу, укреплять институт семьи, стараясь всячески защитить ее от разрушительного влияния этих новомодных течений. Но современные западные державы действуют с точностью до наоборот. Пропаганда сексуальной раскрепощенности, гендерной идеологии и всяческих извращений, поддерживаемые на самом высоком уровне вплоть до ЕС и ООН, система ювенальной юстиции, бесцеремонно вмешивающаяся в жизнь семьи - все это многократно усиливает кризис семьи и фактически ведет к ее разрушению. Чего стоит недавняя инициатива финских властей при рождении нового ребенка автоматически возбуждать уголовное дело против родителей!? Уже сейчас финские ювенальщики имеют право без всякой причины, только на основании субъективного "беспокойства" социального работника, изымать любого ребенка.
Английской антрополог Дж.Д.Унвин провёл изучение 80 цивилизаций и пришел к выводу, что те цивилизации, в которых царил разврат, деградировали, те же цивилизации, в которых нравственные устои были крепкими - процветали.
Государства, проводящие политику, откровенно разрушающую семью, совершают самоубийство. Изуродованная «антидискриминационной» государственной политикой семья будет поставлять обществу столь же изуродованных членов, с надломленной психикой и искаженной системой ценностей.
К сожалению, и для нас, украинцев, это актуально - Запад настойчиво требует внедрить в украинское законодательство аналогичные разрушительные для семьи нормы. Украинская семья, перенесшая трудности переходного периода последних 20 лет и отнюдь не избалованная вниманием государства, предоставившим ей выживать в одиночку в стремительно меняющемся, сотрясаемом кризисами мире, сталкивается с новыми вызовами.
Как выстоять семье, защитив себя и детей от деструктивных западных веяний?
Единственный реальный путь - это самоорганизация и семейная взаимопомощь, этот еще мало используемый общественный потенциал. Надо отметить, что история знает примеры успешной самоорганизации украинского народа. В 17-18 веках именно православные братства вынесли на своих плечах основную тяжесть борьбы за сохранение Православия и украинской идентичности. Братства создавали школы, самой известной из которых стала Киево-Могилянская коллегия.
Люди, которые объединяются на основе общих духовно - нравственных ценностей, со временем становятся вполне реальной силой, с помощью демократических институтов способной влиять на жизнь общества и даже на политику государства в области семьи. Городские и школьные родительские комитеты вполне могут поддерживать семьи, попавшим под пристальное внимание ювенальщиков, оказывать помощь, а где требуется и давление, на социальные службы и образовательные учреждения с целью защиты интересов детей и украинских традиционных духовных ценностей.
Ведь все мы родители - у кого-то есть дети, у кого-то - уже внуки, а кто-то только собирается стать родителями. Поэтому сегодня родителям нужно объединяться - очень многое сегодня зависит от наших совместных действий. Вместе мы намного сильнее!