"Пер Гюнт" Ибсена - обсудим?

Jan 09, 2013 19:27



Для начала мне хочется дать немного фактической информации из энциклопедии:
  • В 1864 году Ибсен получил писательскую стипендию и уехал в Италию с семьей, где в течение двух лет пишет две пьесы - «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). В театроведении принято рассматривать эти пьесы комплексно, как две альтернативные трактовки идеи самоопределения и реализации человеческой личности. В Норвегии и Дании пьеса была воспринята весьма негативно. Х. Х. Андерсен, к примеру, назвал произведение совершенно бессмысленным. Со временем, в основном благодаря образу Сольвейг, началось переосмысление пьесы. Этому в немалой степени способствовала музыка Эдварда Грига, написанная по просьбе Ибсена к постановке «Пера Гюнта».
Я, конечно, в такие крайности, как Андерсен, впадать не буду, но чтение этой книги у меня прошло под лозунгом "будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса". Постараюсь объяснить почему. Буду рада, если вы со мной поспорите :)

1) Ну так вот... Во-первых, меня неимоверно раздражал Пер Гюнт. Я не люблю, ну да что там, ненавижу такой тип людей. Бессмысленные прожекты в голове, которые никогда ни к чему не приводят! Человек громко заявляет "я не такой, как все, я поэт", а сам попросту лентяй и ни капли не заботится о своих близких. Когда я готовила этот пост, то нашла вот такую цитату
  • Пер Гюнт - поэт, а вовсе не пустомеля, как позиционировали его многие советские и постсоветские литературные идеологи. Увлёкшись чтением пьесы Ибсена, они попросту не заметили, как попали под действие ибсеновского магнетизма и стали оценивать Гюнта точно так же, как некоторые персонажи пьесы. В этом весь Ибсен.
Ничего не могу с собой поделать, да и не хочу, потому как Пер Гюнт - пустомеля! А Вы что думаете?

2) Достойными считаю образы Сольвейг и Осе, хотя к первой тоже двойственное отношение. В Сольвейг многие усматривают Вечную Женственность, Великую Мать, Душу Мира. Но когда я вижу, что она положила всю свою жизнь на алтарь любви к человеку, который и мизинца ее не стоит, и даже жить с ней не хочет, а приползает к ней, как пес, когда "припекло"... Я наверное смотрю на эту ситуацию слишком "по-практически" и по-современному, но Сольвейг - наивная дурочка. Другое дело - Осе. Это вечная и неистребимая любовь матери к сыну. Она - свет с небес! Сцена сметри Осе, думаю, самая сильная в пьесе. И Пер Гюнт там человек. Единственный раз наверное за все произведение.

3) Считается, что один из главнейший вопросов пьесы - как быть самим собой и что это значит? Вот тут, честное слово, немного не поняла, какую идею хотел донести до читателя Ибсен. Поделитесь, пожалуйста, со мной своими соображениями! Пер Гюнт всю пьесу не был самим собой, а в конце стал? Или... Одним словом, в чем проблема? У меня просто такое ощущение, что я читала пьесу не на русском, а на норвежском и поэтому не поняла ни слова.

Надо пропробовать прочесть у Ибсена что-то менее фольклорно-философское. Авось.

обсуждение

Previous post Next post
Up