Александр Чудаков "Ложится мгла на старые ступени"

Nov 21, 2014 23:50

Александр Павлович Чудаков (1938 - 2005 гг) - российский литературовед и писатель, выпускник филологического факультета МГУ, преподаватель, доктор филологических наук, профессор, специалист по творчеству А.П.Чехова.
Основные работы Чудакова - литературоведческие, "Ложится мгла на старые ступени" - дебютный и единственный художественный роман этого автора, впервые опубликованный в журнале "Знамя" в 2000 году. После присуждения автору в 2011 году престижной премии - "Русский букер десятилетия"  - роман, первоначально расцененный издателями как "убыточный", наконец-то попал и в поле зрения рядовых читателей.
Честно говоря, читать книгу о жизни ссыльных переселенцев, да еще и получившую такую престижную премию, я несколько опасалась - обычно от таких произведений ожидаешь острополитической тематики, каких-то тяжелых, болезненных впечатлений, надрыва, шквала отрицательных эмоций. Но это действительно роман-идиллия, "интеллигентская робинзонада", и хотя порой автор пытается следовать каким-то современным веяньям, они смотрятся скорее как более поздние вставки в это в целом гуманистическое произведение, в основном проникнутое лиризмом и мягким юмором - не гомерический смех, а улыбка Моны Лизы, и наверное, самая важная его мысль для меня в том, что наша главная ценность - это люди. Там, где твоя семья - твой дом. Люди могут потерять все, но если рядом родные - стоит выживать и ждать перемен к лучшему.
Купила вот такое издание, расширенное, с внесенными правками, дополненное отрывками из дневников и писем автора:



Мне было интересно читать и оценить книгу еще и с той точки зрения, что и моя семья, как и многие другие семьи, была вынуждена в 30-е годы бежать от репрессий в Казахстан. Потому мне, конечно, было трудно удержаться от вчитывания в какие-то мелкие детали и хочется ими поделиться.
Во-первых, могу подтвердить заявление, которое, наверное, звучит немного абсурдно - что уровень образования в этой достаточно далекой от признанных центров учености стране в то время был действительно высокий - это и правда обеспечивалось поколениями ссыльной интеллигенции, зарабатывающей преподаванием, волнами эвакуации и поствузовского "распределения" (не считая, конечно, славян, веками бежавших на свободные земли от притеснения властями!). В простой школе могли преподавать столичные профессора, лечиться можно было у гениальных военных хирургов, участников еще Первой Мировой, можно было посещать мероприятия эвакуированных театров и музеев. В ту пору провинция действительно не была бедной или обделенной - как раз наоборот! Добавьте удивительную природу, чистейшую целину, в которую столетиями не вмешивался неугомонный человек, здоровое питание, удаленность от властей, и получится действительно идиллический остров безопасности, реально существующая Утопия. Так что в целом я книге верю - это и правда не просто художественный вымысел, а вполне реальная биография поколения переселенцев.
Конечно, какие-то вещи автор явно путает - например, нет в Уральске "избы Пугачева" - есть музей Пугачева, размещенный в уцелевшем доме Устиньи Кузнецовой, казачки, выданной "царю" в жены от казачьей общины. Казалось бы - мелочь! Но есть деталь - в этой избе главный герой читает местным краеведам лекцию. Если читает лекцию, да еще и местным краеведам - почему он не знает этого? Но за давностью лет автору можно такие путаницы простить - мог описаться, перепутать, все помнить невозможно. :) Некоторые диалоги героев, конечно, тоже сбивают с толку, но их можно отнести в категорию художественного вымысла. :)
Что меня еще подкупило - эта книга - настоящая энциклопедия русского общинного быта 20-го века! Буквально на каждой странице можно найти целые россыпи интереснейших сведений!
Конечно, пересказать или хотя бы высказать какое-то внятное мнение, сопровождаемое цитатами, очень трудно, книгу нужно перечитать несколько раз, чтобы выстроилось и понимание контекста, и оценка литературных достоинств произведения. Меня книга немного удивила вот чем - мне кажется, повествование немного неровное, и я не могу понять - это мыслепоток, который автор мог бы дорабатывать, или же это намеренный художественный прием; ломаю голову - как в книге могут уживаться сдержанные, интеллигентные, умные наблюдения и описания откровенно грубые, даже несколько пошлые - для более полного отражения социума? В погоне за модными тенденциями?
Из плюсов (буду дополнять): очень понравился образ деда, хранителя традиций, воспитателя молодого поколения. А ведь символический образ - именно на таких стариках Россия держалась и держится. :) Чудесная книга о семье, сплоченности семей, какого-то старого, крепкого, семейного быта нам всем сейчас очень не хватает.
Из минусов (буду дополнять): не могу отделаться от мысли - почему в 2000 году автор писал о чеченцах, не мудрее ли было бы эту тему не затрагивать? Не понравилась кастовость, подчеркивание элитарности общества. Делаю скидку, конечно, на время написания книги, сейчас какие-то вещи воспринимаются уже по-другому.

В целом книга понравилась, думаю, вернусь к ней еще.
Пишите, дорогие соклубники, рассказывайте. :) Хочется узнать, что я могла неправильно интерпретировать в авторской идее, на что стоит обратить внимание. :)

P.S. Поняла, что отзыв буду еще дополнять, всплывают в обсуждении мысли. :)

обсуждение

Previous post Next post
Up