Армия южного Ливана (араб. جيش لبنان الجنوبي или «Джайш Лубнан аль-Джануби»; ивр. צבא דרום לבנון, צד"ל или «Цва Дром Левано́н», «ЦАДАЛ») была создана в конце 70-ых для защиты христианского населения от палестинцев, а впоследствии от радикальных исламистов Хизболлы. В СССР их называли «незаконными милициями на службе сионистов и их заокеанских покровителей». На деле же люди просто искали любых союзников, чтобы элементарно защитить себя и своих близких. Палестинское сопротивление, изгнанное из Иордании (где они пытались свергнуть короля Хуссейна) и перебравшееся в Ливан, превратило спокойную и зажиточную страну в арену сражений с Израилем, что абсолютно не соответствовало ничьим интересам, кроме самих палестинцев.
Идея создания армии, подобной АЮЛ, принадлежала первому премьер-министру еврейского государства Давиду Бен-Гуриону.
Еще в 1949 году, после окончания первой арабо-израильской войны, он предложил создать буферное дружественное Израилю государство. Но перед этим следовало найти ливанского офицера-христианина, готового провозгласить себя «защитником маронитского /ливанского христианского/ населения перед лицом исламской угрозы». Таким человеком стал майор Саад Хаддад, возглавивший в 1975 году «Освободительную армию Ливана», когда началась гражданская война между мусульманским и христианским населением страны. Это вооруженное формирование не смогло самостоятельно справиться со сторонниками Организации освобождения Палестины, бессменным руководителем которого до сих пор является Ясир Арафат, и на помощь ему в 1978 году пришел 25-тысячный израильский воинский контингент. Уходя из Южного Ливана, Израиль передал контроль над «буферной зоной», простиравшейся на расстояние от 5 до 10 км вглубь ливанской территории, союзным силам Хаддада, и в том же 1978 году они получили новое название - АЮЛ.
Израильский генерал (в красном берете десантника) на базе христианских формирований в Южном Ливане.Слева от него - ливанский майор христианин Саад Хаддад, "командующий Армией Южного Ливана" (начало 80-ых гг.)
Среди офицеров этой армии преобладали христиане, а солдатский состав наполовину состоял из мусульман-шиитов и друзов. Военнослужащие АЮЛ были обмундированы в израильскую военную форму (с собственными знаками различия, снабжались штатным военным снаряжением ЦАХАЛ (как правило, устаревших образцов) - в частности, израильскими армейскими касками RO-201 «Orlite», бронежилетами и радиостанциями «Tadiran».
В качестве стрелкового оружия использовались пистолеты нескольких систем, пистолет-пулемёты UZI, автоматы АК и АКМ, автоматические винтовки M-16A1, FN FAL, Galil и HK G3, пулемёты «браунинг» M1919A4, РПД и FN MAG.
Подразделения АЮЛ располагали также тяжёлым вооружением.
Солдат Армии Южного Ливана - в израильском обмундировании, с трофейным советским оружием, предоставленным Израилем.
В 1985 году, после смерти Хаддада, командование перешло к Антуану Лахаду. Тогда же израильтяне расширили «буферную зону» с целью защиты от нападений палестинских боевиков до 850 кв. км, что составило около 10% ливанской территории. Служащим АЮЛ регулярно выплачивалось жалование в размере около 500 долларов США, члены их семей получили право на работу в Израиле.
Генерал Антуан Лахад с начальником Генштаба Цахала Габи Ашенази
Так вот, южноливанская армия в течении 24 лет воевала бок о бок с Израилем против общего врага. Но в 2000 году, прогнувшись под давлением ЕС, России и США, израильтяне приняли решение покинуть Ливан и прекратить помощь ливанским христианам. Ливанские христиане восприняли этот шаг как предательство, причем именно так оно и выглядело. Зная, что христиан сотрудничавших с Израилем ждут преследования и гонения со стороны исламистов, тем не менее их бросили на произвол судьбы. Справедливости ради надо признать, что абсолютное большинство израильтян и вся армейская элита были против подобного шага. Но уход из Ливана был навязан извне и поддержан политическим руководством Израиля, опасавшимся экономических санкций.
Один из бывших солдат ЦАДАЛ
Едва израильская армия покинула Ливан, как боевики Хизболлы захватили всю территорию контролировавшуюся христианами, а самих бойцов ЦАДАЛ объявили предателями. Более того, около 3000 солдат были осуждены ливанским военным трибуналом к разным срокам тюремного заключения за «измену родине». Правда, позднее, благодаря вмешательству Франции, приговоры большинству простых солдат заменили на условные. Что, впрочем, не сделало их жизнь особенно веселой. Преследования и унижения продолжались вне связи с формальным условным приговором, поэтому Израиль в итоге принял порядка 3,5 тысяч солдат и офицеров ЦАДАЛ, плюс членов их семей, предоставив им израильское гражданство и материальную помощь.