Как ОПСОСы обирают абонентов

Feb 08, 2019 13:42


На всякий случай. "ОПСОС" - это не ругательство, а сокращение от "ОПератор СОтовой Связи".

На момент написания этого псто сотовая связь в России всё ещё находится в общемировом топе по соотношению "цена-качество". Не знаю, надолго ли. Но чудес, конечно, не бывает. Одной из причин такого "успеха" является то, что по факту одни абоненты платят за других. А именно, менее грамотные и "прошаренные" спонсируют своих более въедливых "коллег".

Официально заявляемые ОПСОСами цены действительно весьма привлекательны. Но зато дальше начинается на***лово. То мелкий шрифт в описании, то впаривание ненужных услуг, то услуги, которые подключаются сами по себе, то "промахнись по кнопке и потрать денюжку", список можно продолжить. Причём попадаются на такое не только бабульки-дедульки, но и вполне технически подкованные товарищи ITшники.

Этот псто меня побудил написать недавний случай, когда мой знакомый открыл с мобильного Яндекс, ввёл поисковый запрос "Поросёнок Пётр". Потом перешёл по первой ссылке из поисковой выдачи. Больше ничего не делал. Тут же с его лицевого счёта списали 35 рублей за какую-то подписЬку на какой-то мутный контент. И такие случаи являются далеко не единичными.

Сами ОПСОСы не проявляют особого энтузиазма в борьбе с такими жуликами. Ведь они и сами "в доле". Можно позвонить, поругаться с техподдержкой, деньги вернут. Но ведь лох не мамонт, не вымрет. Кто-то не утруждает себя "такими копейками". И тем самым поддерживает недобросовестную ценовую конкуренцию среди операторов.

Так-то в подобных милых шалостях, вероятно, и не было бы ничего особо страшного. Но есть как минимум три услуги, которые могут существенно усугубить ситуацию.
  1. "Кредит доверия". Это когда оператор позволяет уходить балансу счёта "в минус". Причём, подключают эту услугу обычно автоматически и втихаря, без уведомления абонента. Типа, "она не ухудшает условия обслуживания". Из-за этого пользователь замечает что-то неладное слишком поздно, ведь услуги связи не блокируются сразу.
  2. Автоплатёж. Не тот, который по календарю. А тот, который срабатывает по достижении определённой пороговой суммы на лицевом счету. Таким макаром могут увести с банковского счёта абонента практически неограниченные суммы. Классический отъём денег у населения исключительно честным способом.
  3. Выпущенная к лицевому счёту оператора банковская карта. Тут вроде и так всё понятно. При таком раскладе человек обычно держит на счету значительную сумму денег.

Кроме того, в последнее время начали поступать сообщения о подписках, которые технически оформляются не как оплата за услугу, а как перевод денег по расписанию. Цинизм заключается в том, что такие псевдоуслуги не отображаются в детализациях, не видны в общем списке подключенных контент-услуг и подписок. Более того, сотрудники салонов связи тоже их не видят и в большинстве случаев неспособны отключить в силу своей недостаточной квалификации. В данной ситуации помогает только подключение услуги "Запрет мобильных переводов" и периодическое поглядывание в ежемесячные счета от оператора (не детализации вызовов).

Итак, какие же существуют способы для того, чтобы оградить себя от подобных неприятностей настолько, насколько это возможно?
  • Прежде чем начать эксплуатировать свежекупленную симку, обязательно зарегистрируйте личный кабинет и ознакомьтесь со списком услуг. Сразу отключите явно ненужные. Сразу подключите всевозможные запреты на действия, которые вам точно не понадобятся в дальнейшем. Обязательно зайдите в SIM-меню (меню SIM-карты, иногда отображается как "сервисы оператора") и отключите там все "новости", "рассылки", "хамелеоны", "калейдоскопы", "уведомления" и прочую муть, всю какую сможете найти. Отключите автопродление пакетов минут / смс / гигабайтов, если у вас нет на то осознанной необходимости.
  • Проделывайте то же самое после каждой смены тарифа.
  • Проделайте то же самое спустя две недели и месяц после покупки новой симки или смены тарифа. Могут всплыть автоматически подключенные без вашего ведома услуги.
  • Прежде чем отдавать SIMку в пользование пожилому человеку, обязательно походите с ней минимум месяц сами, смотри предыдущие пункты.
  • Не давайте бабушкам / дедушкам смартфоны. Либо обрезайте их функционал и/или ставьте блокировку на потенциально опасные фичи.
  • Хорошим подходом будет использовать для голосовых звонков одну симку, а для интернета другую. Да, это дороже. Зато не останетесь совсем без связи если вдруг с интернетной симки внезапно пропадут все деньги.
  • Под интернетные симки неплохо годятся "колхозные" и "корпоративные" тарифы, а также предложения от посредников типа SIM2M. На них всё это контентное кидалово не распространяется.
  • Если вам нужна симка в "умное устройство" (сигнализации, трекеры, ворота, камеры наблюдения и т.п.), берите для неё либо соответствующий тариф "Для умных устройств" от операторов, либо спецпредложение от посредников. По тем же причинам, что и в предыдущем пункте. Плюс, на них не подключается автоматически всякое г...но, а в саму симку не зашито всякой гажи для реализации принципа "промахнись и заплати". Да и срок протухания у них в разы больше.
  • Избегайте услуг типа "кредит доверия" и автоплатежей по достижении пороговой суммы. Периодически проверяйте, что их не подключили без вашего ведома.
  • Не выпускайте банковскую карту к своей "основной" SIMке. И вообще, для банковских продуктов всегда заводите отдельные SIMки и аппараты, пусть они всегда лежат дома.
  • Если возможно, всегда поддерживайте баланс своего лицевого счета около нуля. Как вариант, можно поручить своему банку (не ОПСОСу!) совершать фиксированные ежемесячные платежи на ваш мобильный номер строго по календарю (не по порогу суммы на балансе!).
  • Ходите в интернет с мобильного через прокси, пока ещё это не запрещено законом (Яндекс браузер с режимом "Турбо", Opera Turbo и всё вот это).
  • Не перезванивайте, когда вам звонят с незнакомых номеров и сразу же вешают трубку.
  • Периодически поглядывайте в ежемесячные счета от своего оператора (не детализации вызовов, а именно счета). Можно заказать их доставку себе на электронную почту. Это бесплатно.
  • Активируйте отдельный счёт для контент-услуг. Для этого понадобится придти ногами в ближайшее представительство оператора с паспортом и написать заявление. Это бесплатно.
Касаемо последнего пункта. Про него почему-то все забывают, а ОПСОСы по понятным причинам не афишируют наличие такой возможности. Тем не менее это, пожалуй, самая простая и эффективная мера против любого околоконтентного мошенничества. Единственное, она создаст вам самим некоторые неудобства, если вы, к примеру, оплачиваете парковку SMSкой с мобильного. В таком случае вам придётся сперва USSD-командой перекинуть деньги с основного счёта на контентный, а потом уже совершать запланированное действие. Но ИМХО (моё мнение, которое я никому не навязываю), проще уж тогда установить соответствующее мобильное приложение и башлять напрямую из него.

жулики, ОПСОСы, ликбез

Previous post Next post
Up